Основные вопросы

1. Дж. Беркли как родоначальник фундаментальной идеи субъективного идеализма «Esse est persipi».

2. Д. Юмм: отрицание материальной и духовной субстанции восприятия, проблема причинности, этика и эстетика.

3. Французские материалисты о материи, человеке, познании и воспитании.

4. Социально – политические взгляды Французских материалистов.

Ключевые слова и понятия:

ощущения, предмет, материя, номинализм, идея субстанции, религия, фетишизм, политеизм, монотеизм, агностицизм, материализм, гедонистический, утилитаристский, альтруистический. атеизм, механицизм, энциклопедия, «мнения правят миром, идея субъективного идеализма «Esse est persipi», периоды есте­ственного и общественного состояния.

1.Дж. Беркли как родоначальник фундаментальной идеи субъективного идеализма «Esse est persipi»

После окончания английской буржуазной революции XVII века в философской мысли Англии наметился отказ от материализма в духе Дж. Локка и переход к идеалистическим учениям. Открыто и враждебно против материализма и атеизма выступилБЕРКЛИ Джордж (1685-1753 гг.) – англ. философ, субъективный идеалист, с 1734 - епископ в Клойне (Ир­ландия). Основ. соч.: „Опыт новой теории зрения" (1709), „Трактат о началах челове­ческого знания" (1710), „Три разго­вора между Гиласом и Филонусом" (1713). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои „идеи" (ощущения), Беркли пришел к фундаментальной идее субъективного идеализма (еssе est persipi): «В действительности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга». Идеи, по Беркли, усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, которая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в опре­деленных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). Философские взгляды Беркли были целиком посвящены борьбе против материализма и атеизма. Острие критики – материя, как фундаментальное понятие и основа материализма. Беркли подвергает критике понятие материи как якобы внутренне противоречивое и бесполезное для познания, отвергая теорию первичных и вторичных качеств Локка. Основа берклианской крити­ки материи — идеалистический номина­лизм. В критике понятии материи он выделяет две ее стороны: как общее в вещах, и как основу, «подпорку» вещей. Эти понятия наиболее абстрактные и непонятные из всех идеи. Таким образом, материи не существует, а существуют только единичные вещи как комбинации отдельных ощущений. Существование вещей заключается в их воспринимаемости, что «воспринимаемые в ощущениях вещи не имеют отличного от их воспринимаемости существования». Мировоззренческий аспект его учения. Беркли говорит о существовании множества душ, переживающих свои ощущения. Душа – носитель Идеи. Но, тут же, возникает вопрос: откуда берутся Идеи, почему они изменяются? Это, по мнению Беркли, могущественное существо, которое живет вне нас и оказывает на нас воздействие. Беркли признает множественность духовных субстан­ций, сотворенных „бесконечным ду­хом", богом. Он допускает мысль признания «здравого смысла». В повседневной жизни можно признавать существование вещей и употреблять слово «материя». На самом деле нельзя забывать, что «материя» - это лишь слово, а «вещи» - это комбинации ощущений. Отрицая мировоззренческое значение науки, Беркли считал задачей ученого „научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причина­ми". Со второй половины 19 века начинается реанимация филосо­фии Беркли и заимствование ее многими шко­лами идеализма: имманентной школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, ранним неопозитивизмом и т. д.