Предметная сфера и характерные историко

Основные онтологические понятия, используемые в древнеиндийской философии.

1) Рита – «Единый мировой порядок», первооснова мира и действующих в нем законов, обеспечивающих космическую эволюцию, цикличность, порядок и взаимосвязанность. Как единый принцип мирового порядка, она стоит и над людьми, и над Богами;

2)Брахман – одно из центральных понятий Индийской философии и религий Индуизма, духовная основа мира,«Высшая объективная реальность, безличное Абсолютное начало бытия»;

3) Атман – «Высшее субъективное духовное начало бытия, духовная сущность человека», индивидуальная душа любого живого организма, проявляющаяся в иерархическом порядке;

4) Сансара , или иначе «колесо перерождений». Веды полагают тело смертным, а душу бессмертным и считают, что после смерти человека душа умершего переселяется из одного тела в другое, или же в тело животного, в растения. Это переселение души и называют Сансарой ;

5) Мокша – освобождение души от дальнейшего переселения в связи с благочестивым поведением;

6) Карма (на санскритском буквально означает«действие») – это «закон действия и возмездия» или «закон нравственного воздаяния».Онрегулирует переселение души. При благочестивом поведении освобождает душу умершего от дальнейшего переселения. Закон, предупреждающий людей о не совершении злонамеренных поступков. В противном случае люди, особенно в старческом возрасте будут обречены на физическую боль и душевные страдания.

национальные особенности индийской философии. НачинаясВедийского периода, индийская философия в основном занималась комментированием основных, признанных авторитетными текстов. И потому, всем философским школам была присуща специфическая практическая направленность, которая проявлялась в следующем.

1. Философы стремились познать истинную природу Вселенной и смысл жизни человека.

2. Душа философа была встревожена наличием зла.

3. И потому, главное внимание философских школ было направлено на отыскание средств, для полного уничтожения человеческих страданий.

4. Считали, что незнание реальности – есть главная причина нашей зависимости и наших страданий.

5. При этом полагали, что достичь освобождения от страданий без понимания природы и самого себя невозможно.

6. Отсюда и цель философии – понять, как следует жить наилучшим способом.

Эти концептуальные понятия исходили из следующих характерных представлений, присущихиндийской философии :

1. Первой характерной чертой Индийской философии была вера в существование вечного миропорядка, представлявшего собой циклический возобновляющийся процесс. Не менее важную роль играло представление о колоссальности мирового пространства и времени;

  1. Во-вторых, многим философским концепциям была характерна мысль о ничтожности жизни на земле. Земля мала, земные блага ничтожны и жизнь просто зыбь на поверхности океана времени. И потому, не стоит быстротекущее явление принимать как вечное;
  2. В-третьих, в Индийской философии важную роль играет идея Кармы. Утверждается, что существующее зло – это следствие поступков человека. Лучшее будущее возможно в результате самоусовершенствования в настоящем.