Поэтическая эволюция Б. Пастернака

Борис Леонидович Пастернак (1890—1960). Поэтические книги «Лирика» (1913), «Близнец в тучах» (1913), «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя жизнь» (1922), «Темы и вариации» (1923), «Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1943) и др. Лирик, тяготеющий к философскому осмыслению изображаемого. Стихи раннего Пастернака, начинавшего в футуристической группе «Центрифуга», носят следы «хлебниковских» влияний (соединение слов по принципу их «паронимического» подобия: стихотворение «Сложа весла»). После книги «Сестра моя жизнь» о Пастернаке заговорили как о лучшем современном поэте. Авангардистская поэтика. Пастернак строит стихи, как будто следуя неконтролируемому потоку сознания. Логическая последовательность мыслей заменяется случайными на первый взгляд ассоциациями. В «Сестре моей жизни» вполне проявилась одна из важнейших особенностей поэтического миропонимания Пастернака: принципиальное соположение природы и человека как равноправных участников мироздания («Сложа весла»). Стихи до предела насыщены метафорами. Тяготение к «вариационному» творчеству (в чем сказались музыкальные увлечения): книга «Темы и вариации» – в ней цикл «Тема с вариациями», разрабатывающий образ Пушкина. Сначала одноименным стихотворением задается тема, затем в пяти стихотворениях эта тема варьируется. Вариации раннего Пастернака могут вызвать у читателя впечатление излишней образно-словесной «навороченности». Сложные словосплетения скрывают порой за собой довольно простую смысловую суть. Наиболее удачно «плетение словес» проявляет себя в камерной лирике раннего Пастернака – любовных, пейзажных стихах: «Заместительница», «Воробьевы горы», «Душная ночь», «Еще более душный рассвет» и др. Молодой лирик демонстративно отстранялся от социальной и исторической реальности («Про эти стихи»). Поэмы «Высокая болезнь» и «Девятьсот пятый год». Ровные и неторопливые эпические интонации. Поэма «Лейтенант Шмидт». Роман в стихах «Спекторский» – дальнейший рост повествовательных тенденций в поэзии Пастернака. Стремление уйти от узости любой литературной школы.

Пастернак стремился к расширению круга читателей. Этим во многом объясняется его поэтическая эволюция. На рубеже 20—30-х гг. он отказывается от поэтики авангарда. От повышенной поэтической сложности он переходит к обманчивой простоте: самые простые слова, упорядоченный синтаксис, образы строго контролируются сознанием. Но стихотворения становятся значительно глубже. Под поверхностным смыслом скрывается автобиографический, под ним – историко-литературный, под ним – исторический, под ним – мифологический, под мифологическим – религиозный и т.д. Говорят о стиле позднего Пастернака: книги «На ранних поездах» (1943) и «Земной простор» (1945). Нет ни нагнетания тропов, ни усложненного синтаксиса, ни отрывочности в выражении мыслей и пр. – одни «минус-приемы» (Лотман). Циклы «Переделкино», «Стихи о войне». «Стихотворения Юрия Живаго» (см. стихотворение «Гамлет», которое соотносится с духовным обликом главного героя романа, отважившегося утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи). Стихотворения «Рождественская звезда», «Зимняя ночь», «Магдалина»разрабатывают евангельские сюжеты. Последняя книга стихов – «Когда разгуляется» (стихи 1956—1959 г.). Невиданная интенсивность такого приема, как очеловечение природы. Иногда не человек смотрит на природу, а природа на человека. В «Когда разгуляется» особенно проявляется христианское сознание – стихотворение «В больнице». Новое понимание истории и современности. Историческое мышление. Замена культа революционного преобразования жизни идеей ее обновления на почве христианской жертвенности («Не потрясенья и перевороты / Для новой жизни очищают путь, / А откровенья, бури и щедроты / Души воспламенённой чьей-нибудь»).