Дорога процессий

Ворота богини Иштар

 

Единственное архитектурное со­оружение Вавилона, сохранившее­ся до наших дней, — ворота богини Иштар — одни из восьми парадных въездных ворот, носивших имена восьми главных божеств. От каждо­го из въездов вела священная доро­га к храму того же божества. Таким образом, ворота были частями хра­мовых комплексов, и вся терри­тория города воспринималась как священное пространство.

Вавилон представлял собой в плане вытянутый прямоугольник, площадью около 10 км2, обнесенный четырьмя кольцами высоких и толстых стен (шириной около 7 м и высотой около 12 м. Стены эти, сложенные как из сырцового, так и из обожженного кирпича с добавлением разнообразных орнаментов и цветных окантовок, имели не только оборонное значение, но и являлись показателем процветания города, его мощи. Они были своего рода его маркой, его символом. Через каждые 50 метров к ним примыкали сторожевые башни. Из восьми ворот-бастионов, посвященных восьми главным из почитаемых в Baвилоне богов, самыми торжественными были двойные ворота богини Иштар.

Открывающие въезд в город, они виднелись издалека на плоской равнине, возвышаясь над городским стенами в виде четырех попарно размещенных друг за другом и как бы вырастающих друг из-за друга башен с арочными проходами, зубчатыми верхушками. Башни украшали также разнообразные цветные узоры, сочетающиеся с фоном сияющих синевой кирпичей. Они одновременно и манили путников своей красотой, и предостерегали их от злых умыслов, внушая им трепет и страх своей мощью, неприступностью и грозностью изображенных на них фантастических животных. Все поле облицованных изразцами башен было покрыто рядами фигур диких быков золотисто-желтого цвета и рядами белых и желтых драконов бога Мардука, существ с чешуйчатым телом, головой змеи, высунутым из пасти раздвоенным языком, рогом на плоском черепе и птичьими когтями на лапах.

Ряды этих символических защитников города придавали воротам Иштар необыкновенную зрелищность. Плоскости кирпичных башенных стен были расчленены и организованы разнообразными комбинациями орнаментальных полос. Стены под карнизом, как и арки, были обведены полосами из желто-белых розеток, такие же полосы отличали углы и выступы.

 

 

От ворот богини Иштар начиналась Священная дорога, предназначенная отнюдь не для езды и не для обычного передвижения, а для праздничных процессий, она была вымощена белыми крупными, метровой величины плитами с красным узором. Считалось, что по этому пути шествовал сам бог — Мардук, которого особо чтил Вавилон. Недаром с внутренней стороны каждой плиты Навуходоносор приказал сделать следующую надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вави­лона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую улицу замостил я для шествия великого господина Мар­дука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь». Ширина дороги была 23 м.

Дорога процессий, бывшая одновременно и частью городских укреплений, напоминала ущелье, проложенное между двух высоких стен. Грозная торжественность этого пути подчеркивалась фризообразно расположен­ными рельефами 120 львов из глазурованного кирпича с красно-желтыми гривами и оскаленными пастями. А так как другого пути, чтобы войти в город, не было, то любому неприятелю приходилось обязательно проследовать по ней, и тогда она превращалась в дорогу смерти. С высоты ее стен на голову неприяте­ля обрушивался шквал стрел, лилась горячая смола, летели зажжен­ные факелы.

Вавилон был повержен в 538 г. до н. э. правителем Киром (558 — 530 гг. до н. э.), представителем Ахеменидской династии Персидского царства.

Произошло это так. Царь Кир приказал отвести воду текущего че­рез город Евфрата в специально вырытые для этого каналы, чтобы по сухому руслу пробраться в город, стены которого считались неприс­тупными. В эту ночь в городе был праздник, иКир знал об этом. Когда весь народ веселился, царь и его войско уже были во дворце вавилон­ского правителя. На рассвете стража неприступных ворот сдалась не­приятелю.

Новая Персидская держава превзошла по своему могуществу ас­сирийскую. В состав ее вошли весь Иран и часть Индии, вся Месопо­тамия и Египет. Власть и сила новой державы в общей сложности про­длилась два столетия.

Царь Кир не был варваром и Вавилон не разрушил. В отличие от асси­рийцев, персы мирно сосуществовали с покоренными ими народами.

Но пришли другие цари, другие времена, произошли другие собы­тия, Вавилона не стало ни как государства, ни как города.