Экономические взгляды К. Родбертуса и Ф.Лассаля.

Экономические концепции П.Прудона.

Экономические взгляды С.Сисмонди.

План

Классическая школа политической экономии продолжительное время удерживала ведущие позиции в экономической науке, но это не исключало возможности существования отличных мыслей и взглядов. Начало ХІХ ст. стало периодом не только развития экономической классики, но и появления новых течений и направлений экономической науки, представители которых остро критиковали основные теоретические положения классиков, предлагали иные пути и методы решения определяющих экономических проблем.

Развитие капиталистических отношений на базе ускоренного промышленного переворота, обусловили и распад мелкого товарного производства. Разорение мелкого производства вызвало появление людей, лишенных средств производства. В этих условиях сформировалась мелкобуржуазная политэкономия, представители которой выступили с критикой капитализма. Родоначальником ее был Жан Шарль Леонар Симон де Сисмонди (1773-1842). «Улучшить» капитализм путем реформирования собственности надеялся также Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Перестроить общество на основах справедливости с помощью государства старались также социалисты Карл Йоганн Родбертус (1805-1875) и Фердинанд Лассаль (1825-1864).

С.Сисмонди занимает своеобразное место в истории политэкономии. Он завершает классическую политическую экономию и основывает мелкобуржуазное направление экономического романтизма.

В области экономики Сисмонди на первых порах выступает как последователь Смита. В труде «О коммерческом богатстве или о принципах политической экономии в их применении к торговому законодательству» (1803) он пропагандирует идеи Смита, выступает приверженцем свободной конкуренции, фритредерства. В 1819 г. Сисмонди опубликовал свой главный труд «Новые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению».

Новизна идей Сисмонди в том, что он выступает как мелкобуржуазный идеолог, подвергает критике классическую буржуазную политэкономию и капитализм. Сисмонди заявляет, что классическая буржуазная политическая экономия отдаляет богатство от человека, выпускает из поля зрения человека «которому принадлежит богатство и который должен им пользоваться». Он дает новое, по сравнению со Смитом и Рикардо, толкование политэкономии, сводя ее к экономической политике, и выводя ее главную задачу в обеспечении справедливого распределения богатства для достижения социального равенства в обществе.

Идеалом Сисмонди выступает мелкое производство и в промышленности, и в сельском хозяйстве, в котором объединены три фактора производства: труд, капитал и земля. Сисмонди резко критиковал капитализм, выступал с идеей реформирования капитализма, реставрации докапиталистических форм хозяйствования. Идеи Сисмонди хоть и не имели большого влияния на современников, тем не менее, вызвали в определенной мере развитие различных направлений экономической мысли. Сисмонди - основатель экономического романтизма.

Если взгляды Сисмонди формировались на стадии становления капиталистических отношений, то в период уже сформированного капитализма на арену экономической мысли вышел идеолог мелкой буржуазии Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Он, защищая мелкую буржуазию, не отвергал капитализм, а хотел его лишь подправить, улучшить, то есть реформировать.

В 1840 г. он издает книгу «Что такое собственность», в которой остро критикует капитализм и бросает вызов буржуазии, заявив, что «собственность - это кража». В 1846 г. он выпустил книгу «Система экономических разногласий, или Философия нищеты», на что К.Маркс метко ответил своей книгой «Нищета философии».

Методологии Прудона присущи идеализм и субъективизм. Экономические категории он рассматривает как воплощение «абсолютного ума», как вечные идеи, оторванные от реальности. Прудон выступает одновременно противником коммунизма и противником буржуазной демократии и монархии. Движущей силой он считает класс мелких производителей, экономическую основу которого представляет мелкая собственность и которому присуща определенная обособленность. Мелкобуржуазный социализм Прудона получил широкое распространение во второй половине ХІХ ст. во многих европейских странах.

Немецкий мелкобуржуазный экономист Карл Йоганн Родбертус-Ягенцов (1805-1875) был одним из основателей теории «государственного социализма».

Основные труды Родбертуса - это «К познанию нашего социально-экономического состояния» (1842), «Социальные письма Кирхмана» (1850-1851), а также ряд статей, опубликованных в журналах и посвященных хозяйству Древнего Рима. После смерти Родбертуса был опубликован его труд «Капитал» (1884).

Родбертус занимает своеобразное место в истории экономической мысли. Приняв идеи Сисмонди, критику им капитализма и нищего положения рабочего класса, он выступает с проповедью социалистических идей. Он является приверженцем экономических форм борьбы, выступает против политических идей пролетариата.

Основными проблемами, которые исследовал Родбертус, являются такие, как теория стоимости (он стоял на позициях трудовой теории стоимости), земельная рента (в трудах его заложены основы теории абсолютной ренты), проблемы распределения. Родбертус признавал необходимость ликвидации частной собственности, что обеспечит, по его мнению, ликвидацию нетрудовых доходов.

Немецкий социалист Фердинанд Лассаль считал себя учеником К.Маркса. Ф.Энгельс писал о Лассале как о чрезвычайно талантливом человеке и подчеркивал, что Лассаль позаимствовал идеи социализма у К. Маркса и изложил их соответственно своему видению. Лассаль не является теоретиком, он больше пропагандист, практик. Как теоретик социализма, Лассаль осуждал нищенское, бесправное положение рабочих, но он объяснял это не социально-экономическими условиями, а действием так называемого «железного закона» заработной платы. Суть закона, по Лассалю, состоит в том, что рабочий получает лишь минимум способов существования, а не полный продукт труда. Капитализму Лассаль противопоставляет социализм, а производителя ассоциации рассматривает как переходную форму к будущему социалистическому порядку. В будущем обществе средства производства будут общими, общим будет труд, а доходы будут распределяться соответственно трудовому вкладу каждого работника, как определял Лассаль в своих трудах.