При установке маслосъемных колец замки дисков развернуть под углом 1800 друг к другу и на 900 по отношению к стыкам компрессионных колец.
При установке компрессионных колец на поршень замки необходимо развернуть относительно друг друга на 1800.
Правильная сборка шатунно-поршневых комплектов и установка их в цилиндры двигателя обеспечивается при соблюдении определенных монтажных условий. На двигателе ВАЗ метка «П» снаружи на бобышке поршня и отверстие для выхода масла у кривошипной головки шатуна при сборке должны быть обращены к передней части двигателя. У двигателя УМЗ стрелка на днище поршня, выступ на стержне шатуна и на крышке кривошипной головки также должны быть направлены вперед. На двигателе ЗМЗ надпись «назад» около бобышки поршня необходимо направлять к задней части двигателя, а номер детали и выступ на крышке кривошипной головки – к передней части двигателя.
У двигателя ЗМЗ-53 шатуны в сборе с поршнями от цилиндров противоположных рядов устанавливаются попарно на каждую из четырех шатунных шеек коленчатого вала. При этом надпись «назад» у бобышки поршня должна быть направлена к задней части двигателя, а номер на стержне шатуна и выступ на крышке кривошипной головки должны быть обращены в одну сторону: для правого ряда цилиндров – назад по ходу автомобиля, для левого ряда – вперед.
Шатунные болты одного двигателя взаимозаменяемы, необходимое усилие их затяжки обеспечивается применением динамометрического ключа, снабженного шкалой для контроля усилия.
Для каждого двигателя усилие затяжки имеет определенную величину в пределах от 4,5 до 8,5 кгм.
У двигателей ВАЗ гайки шатунов сделаны самоконтрящимися, у других двигателей стопорятся контргайками или шплинтами.
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ (ГРМ)
Тема 1.4.1 Назначение, общее устройство и работа ГРМ
Механизм газораспределения служит для своевременного впуска в цилиндры двигателя горючей смеси и выпуска из них отработавших газов (своевременно открывать и закрывать впускные и выпускные клапана соответственно тактам, происходящим в каждом цилиндре).
Механизм газораспределения включает в себя привод, распределительный вал и клапанный механизм.
Распределительный вал с помощью кулачков обеспечивает открытие и закрытие клапанов, получая вращение от коленчатого вала.
Кулачки распределительного вала имеют выпуклый профиль, обеспечивающий плавное изменение ускорений клапана и их небольшую величину, минимальную скорость клапана при его посадке в седло, сохранение выбранных фаз газораспределения.
В течение рабочего цикла, когда коленчатый вал совершает два оборота, клапаны в цилиндре открываются один раз, для чего необходим один оборот распределительного вала. Вследствие этого распределительный вал четырехтактного двигателя имеет вдвое меньшее число оборотов, чем коленчатый вал.
Клапанный механизм с подвесными клапанами (нижнее расположение распределительного вала) объединяет в себе впускные и выпускные клапаны, направляющие втулки клапанов, клапанные пружины, коромысла, штанги и толкатели.
При верхнем расположении р/в его кулачки воздействуют непосредственно на клапаны через кулачки (УМЗ) или рычаги (ВАЗ).