Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Прекращение гражданства Российской Федерации

Кроме отношений по приобретению гражданства, фе­деральное законодательство регулирует и порядок прекра­щения гражданства Российской Федерации. Прекращение гражданства допускается только на основе добровольного желания лица.

Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства по ходатайству граж­данина. Выход из гражданства может осуществляться как в общем порядке (для лиц, проживающих на территории РФ), так и в упрощенном порядке (для лиц, проживающих на территории иностранного государства, либо ребенка, единственный родитель которого или один из родителей является иностранцем).

Закон устанавливает обстоятельства, препятствующие выходу из гражданства:

- невыполнение перед Российской Федерации обязательств, установленных федеральным законом;

- привлечение компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо если в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

- отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения.

Гражданство Российской Федерации прекращается так­же в результате негативной оптации, т.е. когда гражданин выбрал гражданство другого государства. Выход из гражданства может осуществляться в упрощенном, т.е. регистра­ционном порядке. Основанием для рассмотрения вопроса в таком порядке является иностранное гражданство одного из родителей.

Только в одном случае Федеральный закон «О граждан­стве Российской Федерации» предусматривает прекраще­ние гражданства без согласия лица. Но это относится толь­ко к натурализованным гражданам Российской Федерации, которые получили гражданство Российской Федерации на основе заведомо ложных сведений или фальшивых доку­ментов. Факт обмана устанавливается судом. Отмена ре­шения о приеме в гражданство оформляется Указом Пре­зидента РФ или заключением иного полномочного органа, принявшего это решение.

Государственными органами, ведающими делами о граж­данстве Российской Федерации, являются:

- Президент РФ;

- Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;

- Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы (МВД России);

- Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД России), дипло­матические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Президент РФ решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке; принимает реше­ния по вопросам восстановления в гражданстве в общем по­рядке; дает разрешение на выход из гражданства; отменяет решения о приеме в гражданство. В осуществлении полно­мочий по делам о гражданстве Президент РФ издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов граждан­ства при Президенте РФ действует Комиссия по вопросам гражданства. К полномочиям Комиссии относится внесение на рассмотрение главы государства своих предложений и представлений по вопросам гражданства. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный правовыми нормами срок.

МВД России и наделенные соответствующей компе­тенцией подведомственные ему органы имеют следующие полномочия в вопросах предоставления гражданства:

определяют наличие российского гражданства у соот­ветствующего лица;

- принимают и проверяют заявления и другие документы у лиц, ходатайствующих о приеме или выходе из гражданства;

- исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих на территории РФ;^

- ведут учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства;

- непосредственно решают вопросы гражданства в упрощенном порядке.

МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения выполняют аналогичные функ­ции в вопросах гражданства по отношению к лицам, про­живающим за пределами Российской Федерации.

Оформление приобретения или прекращения граждан­ства Российской Федерации начинается по месту житель­ства заявителя; а для лиц, проживающих за пределами России, — в соответствующих дипломатических предста­вительствах или консульских учреждениях РФ. Затем, если это необходимо, документы поступают в Комиссию по вопросам гражданства, которая вносит на рассмотрение Президента предложения по каждому ходатайству. Все ре­шения относительно отказа в приобретении или прекраще­нии гражданства могут быть обжалованы в суд в месячный срок.

Во многих демократических государствах иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за от­дельными исключениями. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» делит иностранцев, которые на­ходятся в Российской Федерации на законных основаниях, на три категории:

- временно пребывающие (до 90 суток);

- временно проживающие (до трех лет в пределах кво­ты, утвержденной Правительством РФ);

- постоянно проживающие (получившие вид на жи­тельство на срок не более пяти лет).

Иностранным гражданам и лицам без гражданства пре­доставляются права, возлагаются обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, уста­новленных федеральным законом или международным договорам РФ. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать государственные долж­ности, не имеют права проводить и участвовать во многих публичных мероприятиях на территории РФ и т.п.

В соответствии с международными договорами РФ и вы­шеназванным Законом иностранные граждане, достигшие 18 лет и обладающие активным избирательным правом, мо­гут принимать участие в местном референдуме и выборах в органы местного самоуправления, если они проживают на территории данного муниципального образования.

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы. Но Россия имеет право отказать в получении визы иностранцам и лицам без гражданства в ряде случаев, пред­усмотренных ст. 7 Закона.

Иностранные граждане имеют право на свободу пере­движения в личных или деловых целях в пределах Россий­ской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами тре­буется специальное разрешение. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего прожива­ния в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место сво­его проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Помимо прав на иностранных граждан возлагаются обязанности, которые полностью совпадают с основными обязанностями российских граждан, а также обязанности, которые возлагаются исключительно на иностранцев. Итак, иностранные граждане обязаны:

- соблюдать режим проживания;

- не заниматься деятельностью, которая может нанести вред интересам России;

- вовремя оформлять документы на въезд в Россию и выезд из нее;

- соблюдать особый режим передвижения по террито­рии России.

Невыполнение обязанностей иностранцами влечет за со­бой применение специфических мер ответственности/Так, к иностранцам применяются такие меры ответственности, как депортация и административное выдворение, которые к российским гражданам неприменимы, поскольку на осно­вании ч. 1 ст. 61 Конституции РФ «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».

Еще одной категорией жителей страны, которые не со­стоят в гражданстве данного государства, являются лица без гражданства, или апатриды. Апатризм (состояние без-гражданства) представляет собой отрицательное явление, поскольку отсутствие гражданства ставит лиц без граждан­ства в невыгодное положение тем, что они не могут притя­зать на защиту их прав каким-либо государством. Полити­ка мирового сообщества направлена на сокращение числа лиц без гражданства, а потому в настоящее время многие государства признали необходимость защищать апатри­дов, находящихся на их территории. Апатризм возникает у беженцев, которых вынуждают покидать родину. Его при­чинами могут быть также борьба за власть внутри страны, вмешательство иностранных государств, вооруженные кон­фликты, антигуманные акты собственного правительства и демографическая ситуация в стране.

Российская Федерация может предоставить политиче­ское убежище лицам, ищущим защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стра­не своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демо­кратическим принципам, признанным мировым сообще­ством, нормам международного права. Указ Президента РФ о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

Лекция 12. Классификация прав и свобод личности