Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Прекращение гражданства Российской Федерации
Кроме отношений по приобретению гражданства, федеральное законодательство регулирует и порядок прекращения гражданства Российской Федерации. Прекращение гражданства допускается только на основе добровольного желания лица.
Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства по ходатайству гражданина. Выход из гражданства может осуществляться как в общем порядке (для лиц, проживающих на территории РФ), так и в упрощенном порядке (для лиц, проживающих на территории иностранного государства, либо ребенка, единственный родитель которого или один из родителей является иностранцем).
Закон устанавливает обстоятельства, препятствующие выходу из гражданства:
- невыполнение перед Российской Федерации обязательств, установленных федеральным законом;
- привлечение компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо если в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
- отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения.
Гражданство Российской Федерации прекращается также в результате негативной оптации, т.е. когда гражданин выбрал гражданство другого государства. Выход из гражданства может осуществляться в упрощенном, т.е. регистрационном порядке. Основанием для рассмотрения вопроса в таком порядке является иностранное гражданство одного из родителей.
Только в одном случае Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает прекращение гражданства без согласия лица. Но это относится только к натурализованным гражданам Российской Федерации, которые получили гражданство Российской Федерации на основе заведомо ложных сведений или фальшивых документов. Факт обмана устанавливается судом. Отмена решения о приеме в гражданство оформляется Указом Президента РФ или заключением иного полномочного органа, принявшего это решение.
Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
- Президент РФ;
- Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;
- Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы (МВД России);
- Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД России), дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Президент РФ решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве в общем порядке; дает разрешение на выход из гражданства; отменяет решения о приеме в гражданство. В осуществлении полномочий по делам о гражданстве Президент РФ издает указы.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует Комиссия по вопросам гражданства. К полномочиям Комиссии относится внесение на рассмотрение главы государства своих предложений и представлений по вопросам гражданства. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный правовыми нормами срок.
МВД России и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы имеют следующие полномочия в вопросах предоставления гражданства:
определяют наличие российского гражданства у соответствующего лица;
- принимают и проверяют заявления и другие документы у лиц, ходатайствующих о приеме или выходе из гражданства;
- исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих на территории РФ;^
- ведут учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства;
- непосредственно решают вопросы гражданства в упрощенном порядке.
МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения выполняют аналогичные функции в вопросах гражданства по отношению к лицам, проживающим за пределами Российской Федерации.
Оформление приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации начинается по месту жительства заявителя; а для лиц, проживающих за пределами России, — в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ. Затем, если это необходимо, документы поступают в Комиссию по вопросам гражданства, которая вносит на рассмотрение Президента предложения по каждому ходатайству. Все решения относительно отказа в приобретении или прекращении гражданства могут быть обжалованы в суд в месячный срок.
Во многих демократических государствах иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными исключениями. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» делит иностранцев, которые находятся в Российской Федерации на законных основаниях, на три категории:
- временно пребывающие (до 90 суток);
- временно проживающие (до трех лет в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ);
- постоянно проживающие (получившие вид на жительство на срок не более пяти лет).
Иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются права, возлагаются обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договорам РФ. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать государственные должности, не имеют права проводить и участвовать во многих публичных мероприятиях на территории РФ и т.п.
В соответствии с международными договорами РФ и вышеназванным Законом иностранные граждане, достигшие 18 лет и обладающие активным избирательным правом, могут принимать участие в местном референдуме и выборах в органы местного самоуправления, если они проживают на территории данного муниципального образования.
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы. Но Россия имеет право отказать в получении визы иностранцам и лицам без гражданства в ряде случаев, предусмотренных ст. 7 Закона.
Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.
Помимо прав на иностранных граждан возлагаются обязанности, которые полностью совпадают с основными обязанностями российских граждан, а также обязанности, которые возлагаются исключительно на иностранцев. Итак, иностранные граждане обязаны:
- соблюдать режим проживания;
- не заниматься деятельностью, которая может нанести вред интересам России;
- вовремя оформлять документы на въезд в Россию и выезд из нее;
- соблюдать особый режим передвижения по территории России.
Невыполнение обязанностей иностранцами влечет за собой применение специфических мер ответственности/Так, к иностранцам применяются такие меры ответственности, как депортация и административное выдворение, которые к российским гражданам неприменимы, поскольку на основании ч. 1 ст. 61 Конституции РФ «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».
Еще одной категорией жителей страны, которые не состоят в гражданстве данного государства, являются лица без гражданства, или апатриды. Апатризм (состояние без-гражданства) представляет собой отрицательное явление, поскольку отсутствие гражданства ставит лиц без гражданства в невыгодное положение тем, что они не могут притязать на защиту их прав каким-либо государством. Политика мирового сообщества направлена на сокращение числа лиц без гражданства, а потому в настоящее время многие государства признали необходимость защищать апатридов, находящихся на их территории. Апатризм возникает у беженцев, которых вынуждают покидать родину. Его причинами могут быть также борьба за власть внутри страны, вмешательство иностранных государств, вооруженные конфликты, антигуманные акты собственного правительства и демографическая ситуация в стране.
Российская Федерация может предоставить политическое убежище лицам, ищущим защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Указ Президента РФ о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.
Лекция 12. Классификация прав и свобод личности