Ограничения конституционных прав и свобод

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятель­ство обусловливает неизбежность определенных ограниче­ний прав и свобод.

Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других граждан, недопущения произвольного обращения с ними, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства. Это согласуется с рядом важней­ших международных документов. Всеобщая Декларация прав человека говорит о том, что какие бы то ни были огра­ничения прав и свобод отдельной личности могут быть «установлены законом исключительно с целью обеспече­ния должного признания и уважения прав других и удов­летворения справедливых требований морали, обществен­ного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Сиракузские принципы толкования ограничений и от­ступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (1984 г.) определяют, что такие ограничения и отступления государства-участники могут применять только в случаях исключительной и дей­ствительной или неминуемой опасности, которая угрожает жизни нации, и только тогда, когда существуют достаточ­ные гарантии и эффективные средства правовой защиты против злоупотреблений. На национальную безопасность нельзя ссылаться в качестве причины, когда речь идет о предотвращении только местной или относительно изоли­рованной угрозы закону или порядку.

Ограничения прав человека — это установленные госу­дарством пределы, в рамках которых человек может реали­зовать свои права и свободы.

На конституционном уровне устанавливается запрет на издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конститу­ции РФ могут быть ограничены только федеральным за­коном в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо­ны страны. Данная конституционная гарантия устанавли­вает исчерпывающий перечень оснований для ограничения прав и свобод..

Однако не следует забывать, что само государство, как это показывает история, может ограничивать права и сво­боды граждан и при этом избежать ответственности за при­чиненный вред, становясь источником произвола, наруше­ния элементарных прав человека и гражданина. Принятие в 1934 г. высшими властями СССР печально известного постановления, имевшего силу закона, о борьбе с «врагами народа» стало юридической основой для массовых ре­прессий второй половины 30-х гг. прошлого столетия. Этим постановлением подсудимый лишался права на защиту и обжалование приговора, была ликвидирована открытость судебного разбирательства.

Представляется, что главным в решении вопроса об огра­ничениях прав человека является расширение сферы ответ­ственности государства за издание неправовых законов, а также органов государственной власти и их должностных лиц — за незаконные действия (или бездействие) в сфере реализации нормативных правовых актов. Высокая право­вая культура граждан противодействует стремлению госу­дарства стать выше права и закона. Она является одной из важнейших гарантий прав и интересов граждан.

В зависимости от вероятности влияния человека, огра­ничения могут быть стихийными и прогнозируемыми. Сти­хийные ограничения связаны с обстоятельствами, которые не зависят от воли человека (бедствия, катастрофы, войны). Прогнозируемые ограничения прав человека связаны с про­считываемыми возможными негативными последствиями ограничения прав человека которые тем не менее реализуют­ся, так как позволяют избежать более опасных последствий.

В международной практике считается общепризнан­ным ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного и военного положения, которые можно отнести к особым государственно-правовым режимам функционирования го­сударства.

В Российской Федерации в соответствии с Федераль­ным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые пред­ставляют собой непосредственную угрозу жизни и безопас­ности граждан или конституционному строю РФ и устра­нение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам закон относит:

- попытки насильственного изменения конституци­онного строя РФ, захвата или присвоения власти, воору­женный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность не­законных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопро­вождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате ава­рий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человече­ские жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружа­ющей среде, значительные материальные потери и наруше­ние условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Здесь учтены события как зависящие от людей, так и происходящие помимо их воли. Именно при наступлении данных событий и возникает чрезвычайное положение. По общепризнанному определению, под чрезвычайным поло­жением понимается конституционно установленное поло­жение, при наличии которого осуществление государствен­ной власти происходит в чрезвычайном конституционном порядке.

В связи с тем, что введение чрезвычайного положения повлечет за собой ограничения прав и свобод человека, под­ходить к его введению нужно осторожно.

В большинстве стран мира право вводить чрезвычайное положение предоставлено главе государства. В России в соответствии с законом оно вводится специальным Указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Госдуме.

Утверждение указа Президента РФ о чрезвычайном положении производится Советом Федерации незамедли­тельно, в срок не более 72 часов после его обнародования. Гарантией законности такого Указа является возможность неутверждения Советом Федерации, после чего он утрачи­вает силу по истечении 72 часов с момента обнародования, о чем оповещается население.

В период введения чрезвычайного положения Пре­зидент РФ обладает существенными полномочиями: он вправе приостанавливать действие правовых актов орга­нов государственной власти и местного самоуправления на территории, на которой введено чрезвычайное положение; назначает коменданта такой территории; создает штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения; вводит особое управление террито­рией, на которой введено чрезвычайное положение; при­влекает воинские формирования для обеспечения режима чрезвычайного положения.

По распоряжению Президента РФ для обеспечения по­рядка и безопасности могут быть привлечены и внутренние войска в целях оказания содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечения об­щественной безопасности и правового режима чрезвычай­ного положения. Как показывает практика, использование внутренних войск служит одной из самых надежных мер обеспечения порядка и безопасности, особенно в отдельных местностях РФ, где вводилось чрезвычайное положение.

Принимая все эти дозволенные законом меры, Прези­дент РФ не должен посягать на основы конституционного строя, на неотъемлемые права и свободы граждан, на един­ство власти в федеративном государстве, на международ­ные обязательства РФ, вытекающие из норм международ­ного права и международных договоров.

Национальное конституционное законодательство всех стран разрешает Президенту РФ временно ограничить или приостановить реализацию ряда политических и граждан­ских прав и свобод для целей восстановления конституци­онного правопорядка. Однако и Конституция РФ, и меж­дународные договоры с участием Российской Федерации запрещают в любых ситуациях посягать на ряд специально указанных прав и свобод. Так, Европейская конвенция о за­щите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и дополнительные протоколы к ней не только устанавливают систему прав человека, но и закрепляют механизм между­народного контроля за их соблюдением.

В частности, ст. 56 Конституции РФ допускает, что «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения без­опасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и сво­бод с указанием пределов и срока их действия». В то же время ч. 3 этой же статьи Конституции запрещает в любых ситуациях, в том числе в условиях чрезвычайного положе­ния, ограничивать права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (право на сохранение достоинства личности), ст. 23, 24 (право на неприкосновенность частной жизни и право доступа к документам и материалам, затрагивающим права и свободы личности), ст. 28 (свобода совести и вероисповедания). В условиях чрезвычайного положения ни Президент РФ, ни любой другой орган государства не могут посягать на такие права, как право на судебную защи­ту; право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46) и ряд иных прав, на­правленных на защиту личности обвиняемого (ст. 47—50).

Некоторые права и свободы при введении режима чрез­вычайного положения тем не менее могут ограничиваться, о чем должно быть специальное упоминание в указе Пре­зидента РФ: свобода передвижений, включая установление ограничений на въезд и пребывание на данной территории иностранцев; свободное перемещение товаров, услуг и фи­нансовых средств; свобода митингов, собраний, забастовок и иных массовых мероприятий; неприкосновенность жи­лища и транспортных средств. Все данные ограничения оправданы необходимостью скорейшей ликвидацией при­чин и последствий чрезвычайной ситуации.

Еще большему риску подвергаются права и свободы че­ловека в период войны. Конкретизация порядка введения данного вида особого положения содержится в Федераль­ном конституционном законе от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», а также в Федеральном законе от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».

В Федеральном конституционном законе «О военном положении» под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в от­дельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (ст. 1).

Актами агрессии против Российской Федерации неза­висимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющая­ся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов РФ вооруженными сила­ми иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равно­сильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Данный подход к определению агрессии согласуется с общепризнанными принципами и нормами международно­го права.

Применительно к правам человека Федеральный закон «Об обороне» определяет военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающего огра­ничения прав и свобод граждан. Также как и чрезвычайное положение, военное положение вводится указом Прези­дента РФ. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Со­ветом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

Как показывает анализ зарубежной практики, ограниче­ния прав и свобод в период военного положения должны отвечать определенным требованиям. Они, как правило, не распространяются на основные права граждан, носят огра­ниченный по объему и времени действия характер, приме­няются только на основании соответствующего законода­тельного акта1.

Риск ограничения прав человека в период военного по­ложения многократно возрастает. Ограничению подлежат очень многие права и свободы: свобода передвижений, сво­бода любых публичных мероприятий, свобода слова, право собственности, право на объединение, свобода труда и ряд других. Так, например, устанавливается запрет на нахож­дение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (комендантский час). Созда­ются специальные органы цензуры, которые занимаются военной цензурой за почтовыми отправлениями и сообще­ниями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контролем за телефонными переговорами. Органы исполнительной власти, а также органы военного управления получают право осуществлять при необходи­мости проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, задерживать граждан и транспорт­ные средства на срок до 30 суток. В этот период законным будет даже изъятие у организаций и граждан необходимого для нужд обороны имущества с последующей выплатой го­сударством его стоимости.

Кроме ограничений прав человека, в период военного по­ложения на граждан могут быть наложены дополнительные обязанности: выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечива­ющих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам; участво­вать в выполнении работ для нужд обороны, в ликвидации последствий применения противником оружия, в восста­новлении поврежденных объектов экономики, систем жиз­необеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожа­рами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования. Причем в соответствии со ст. 4 Трудового кодекса Российской федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ не является принудительным трудом работа, выполняемая в случаях объявления военного положения.

Данные ограничения отдельных прав граждан на время военного положения, а также дополнительные обязанности оборонного характера граждан допускаются только в той мере, в какой это необходимо для нужд обороны страны и обеспечения безопасности государства, а также при усло­вии, что они не затрагивают основополагающих прав и сво­бод граждан.

Во исполнение международно-правовых обязательств в Федеральном конституционном законе «О военном по­ложении» содержится норма, касающаяся обязанности Президента РФ в случае введения военного положения в Российской Федерации принять меры по оповещению Гене­рального секретаря ООН (а через него государств — участ­ников ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлениях Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, свя­занным с ограничением отдельных прав и свобод граждан (ст. 22).

Пра­вовой режим военного положения имеет свои характерные черты и специфические особенности. Они заключаются в том, что органами, обеспечивающими режим военного по­ложения, по основаниям, установленным федеральным за­конодательством, и в пределах предоставленных им полно­мочий могут быть ограничены отдельные права и свободы граждан и других лиц. Но эти временные ограничения отдельных прав граждан на период военного положения должны соответствовать международным обязательствам РФ, вытекающим из международных договоров РФ в об­ласти прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Одним из главных признаков режимов военного и чрез­вычайного положения является временный характер их существования. В соответствии с Федеральным конститу­ционным законом «О чрезвычайном положении» если оно вводится на всей территории России, то срок его действия не должен превышать 30 суток, а в отдельных местностях — 60 суток. После устранения причин, вызвавших необходи­мость во введении чрезвычайного или военного положения, они отменяются также указом Президента РФ. Ограниче­ния прав и свобод в особых условиях — это вынужденная мера, имеющая временный характер, которая прекращается при отмене режимов чрезвычайного и военного положения, а права и свободы человека, которые были ограничены, вос­станавливаются в полном объеме.

 

 

Лекция 12 ГРАЖДАНСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ