Понятие информационной системы
Лекция 15. Системы управления базами данных. Архитектура информационных систем.
Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработку информации – персональный компьютер.
Процессы в ИС:
- ввод информации из внешних или внутренних источников;
- обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
- вывод информации для представления потребителям или в другую систему;
- обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Управленческие функции:
· организационная: разработка организационной структуры комплекса нормативных документов, штатного расписания;
· планирование (бизнес – план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований фирмы, филиала и т. д.);
· учетная - разработка и использование форм учета показателей деятельности фирмы: бухучет, финансовый учет, управленческий учет. Учет - это получение, регистрация, накопление, обработка и представление информации о реальных хозяйственных процессах;
· анализ – аналитическая функция: связана с изучением итогов выполнения планов и заказов, определение влияющих факторов, выявление резервов;
· контрольная (выполняется менеджером);
· принятие решения.
Примеры ИС:
1. ИС по отысканию рыночных ниш (регистрация данных о покупательских запросах и ориентирование на более многочисленную группу).
2. ИС, ускоряющие потоки товаров. (Заказчик вводит заказы по каталогу. Менеджеры, делая выборку по заказам, принимают оперативное решение).
3. ИС по продаже авиабилетов позволяет проанализировать данные за несколько лет и оценить перспективы заполнения салона, назначить разумную цену, снизить количество непроданных билетов. (2 места резервируются за 3 пассажирами за 3 месяца).
Структура ИС
Информационная система – это совокупность отдельных ее частей – подсистем. В составе ИС можно выделить три подсистемы:
1. Организационно-технологическая (подсистема сбора информации).
2. Подсистема сбора и обработки информации.
3. Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации.
Организационно-технологическая ИСобеспечивает отбор и накопление данных в ИС и включает совокупность источников информации, организационно - технологические цепочки отбора информации для накопления в системе.
Подсистема сбора и обработки информации составляет ядро ИС и является одним из наиболее сложных компонентов ИС.
Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации определяет пользователей (абонентов) ИС, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач ИС.
Информационным ядром (информационным фондом) подсистемы сбора и обработки информации АИС (Автоматизированная информационная система), или внутренним носителем знаний о предметной области является база данных (БД).
По характеру представления и логической организации хранимой информации АИС разделяются на
· Фактографические;
· Документальные;
· Геоинформационные.
Фактографические АИС накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию и т.д., отделенному (вычисленному) от всех прочих сведений и фактов.
В документальных АИС единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ. Информация при вводе не структурируется или структурируется в ограниченном виде.
В геоинформационных АИС данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент, например маршруты транспорта, коммуникационное хозяйство и т.д.
Еще одним критерием классификации АИС являются функции и решаемые задачи, основными из которых являются:
· справочные;
· поисковые;
· расчетные;
· технологические.
Справочные функции заключаются в представлении возможностей получения установочных данных на определенные классы объектов (лица, телефоны, адреса) – это электронные справочники, картотеки, программные или аппаратные «электронные записные книжки». Наиболее широко распространенным классом ИС являются информационно-поисковые системы, предназначенные для поиска и получения сведений по различным поисковым образцам.
Расчетные функции ИС заключаются в обработке информации, находящейся в системе по определенным расчетным алгоритмам для различных целей - это системы автоматического проектирования, бухгалтерские и финансово-экономические системы.
Технологические функции ИС заключаются в автоматизации всего технологического цикла какой-либо производственной или организационной структуры - это АСУ, АСУП, а также различные системы автоматизации документооборота.
РАЗДЕЛ 9. ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ.