Государство выступает как система представления сообщества людей на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами.

Большинство стран, которые вступили или вступают на путь информационного развития общества, сталкиваются с проблемами, которые решаются при наличии высокого уровня развития государственного управления.

Современные проблемы глобализации и другие факторы планетарной жизнедеятельности человека требуют применения системной методологии познания и практики, обеспечения целостности и согласованности интеграционных процессов в обществе. Можно условно выделить два уровня регулирования общественных процессов, а именно: частный — труд на уровне условий гражданского общества, где, собственно говоря, и происходит саморегулирование индивидуума (предпринимательство, свободный обмен результатами деятельности); публичный (государственно-правовой), с помощью которого поддерживаются целостность и гармоничность общества, а также взаимовыгодная межгосударственная кооперация. Важно не только способствовать, но и обеспечивать их взаимодействие в интересах как общества в целом, так и отдельного человека.

6. Государство через собственные механизмы и аппарат обеспечивает осуществление своих конституционно определенных задач и функций.

Вместе с тем типичное проявляется в условиях и факторах, которые у каждой страны своеобразные, а временами и уникальные. В разных странах эта уникальность имеет разную долю и определяет разные соотношения между типичным и уникальным. Но в любых случаях среди объективных основ управления нельзя не учитывать географическую среду, земельно-климатические условия, геополитическое положение, систему коммуникаций, естественно общественные формы жизнедеятельности народов, которые сложились, историко-культурное наследие, а в структуре субъективного фактора — состояние и организацию производительных сил, социальную структуру общества, национальный состав населения, менталитет людей, их традиции и обычаи, образование и информированность, подготовленность лидеров управленческого персонала и много другого.

Государство является прежде всего политическим регуляторным механизмом. Это институт который имеет публичную власть и специализированный аппарат регулирования общественных отношений .

Главное задание государства заключается в сочетании интересов индивидуумов, коллективов и общества, обеспечении государственного регулирования при сохранении саморегулирования и саморазвития общества.

На протяжении XX ст. происходило усиление роли государства в экономике. Особенно эти процессы ускорились во второй половине прошлого века, который нашел проявление в расширении функций государства, развития новых форм и методов экономической политики, которые не только уменьшают негативное влияние отказов рынку, но и способствуют нормальному воссозданию, социальной стабильности и поддержке макроэкономического равновесия.

В последние десятилетия в развитых странах под воздействием информационно технологической революции, развитию многоукладности экономики и глобализации экономических связей происходит расширение и осложнение регуляторных функций государства, увеличиваются государственные расходы. Да, они выросли с 46 % ВВП в 1990 г. до 50 % и больше — в начале нового тысячелетия.

Сферы деятельности государства в рыночной экономике приведены на рис. 7.1.

 

 

 

 


Рис. 7.1. Сфера деятельности государства в рыночной экономике

Воссоздание условий конкуренции заключается в том, что выработка товаров и услуг должна дополняться движением денег, ценных бумаг, информацией, знаниями, что возможно лишь при условии действия соответствующих юридических законов, нормативных документов. Исходя из этого, государство создает юридически институционные принципы рыночной экономики:

- защита прав владельца (cm. 41 Конституции Украины);

- антимонопольное законодательство (cm. 42 Конституции Украины);

- социальная защита населения (cm. 46 Конституции Украины);

- защита покупателей (cm. 42 Конституции Украины).

В соответствии с этими принципами государство выдает законы, нарушение которых может привести к искажению рыночного ценообразования и действию законов рынка.

Покупателем продукции от государства является правительство, которое покупает оружие, почтовые, транспортные услуги и тому подобное.

Как субъект, который несет денежные расходы, государство играет роль агента для перераспределения доходов в интересах тех, кто нуждается в помощи. Такие расходы называются трансфертными, или передаточными. Они являются социальным обеспечением. Трансфертные платежи не учитываются в ВВП.

Устранение причин нарушений в работе рыночного механизма достигается вмешательством правительства в экономическую деятельность через ее регуляцию в обход законов рыночной конкуренции.

Основные причины нарушений в работе рыночного механизма можно объединить в четыре группы: внешние экономические эффекты; общественные блага; факты неделимости; монополизм.

Внешние экономические эффекты – это расходы, которые являются внешними для участников процесса производства, которые создают товар.

Общественные блага — это блага, которые потребляются всеми членами общества поровну и часто коллективно.

К ним принадлежат оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, энергетическая система и тому подобное. С момента их выработки они автоматически потребляются каждым членом общества независимо от того, заплатил за них человек или нет. Общество производит такие общественные блага, невзирая на то, является их производство прибыльным или убыточным. Ведь трудно представить себе, чтобы охрана общественного порядка осуществлялась на сугубо рыночных принципах. Для обеспечения общественных потребностей правительство должно облагать налогом население.

Все в настоящее время существующие развитые экономические системы являются системами, которые основываются на объективных законах рынка (спроса и предложения, конкуренции, свободного ценообразования и тому подобное) и механизме государственного регулирования.