Разработка и особенности применения арт-терапевтической программы для детей с отклонениями в развитии в ДОУ.

Опытно-эксперементальная работа с использованием арт-терапевтических методов как средства социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии

Исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением речи №30 Калининского района Санкт-Петербурга по адресу проспект Металлистов 104 кор. 2.

Следует отметить, в детском саду № 30 компенсирующего вида для детей с нарушением речи в приоритете осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста.

В ряде случаев у детей с нарушениями речи развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Реакция на речевую недостаточность, у них отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения, охотнее пользуются жестами. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику, дети могут иметь проблемы психического порядка, они могут быть зажаты, не эмоциональны, боязливы и очень слабы в развитии.

 

В качестве испытуемых была выбрана старшая группа детей дошкольного возраста, состоящая из 7 человек: Мария Г., Ксения И., Юлия, Александр К., Ольга Пю, Максим, Анна Е..

У каждого из этих детей различное поведение. Наблюдая, проводя с ними тесты и беседуя с каждым ребенком, я определила уровень тревожности каждого из них.

Мария Г., возраст 4 года. Во время общения была очень зажата, малоразговорчива. Очень часто играла одна, вдали от всех детей. Не шла на контакт со сверстниками и руководителями. Любила оставаться одна, чтобы ее никто не тревожил.

Ксения И., возраст 4 года. Общительный ребенок. Любила быть у всех на виду. Предпочитала общество взрослых. В группе старалась занять лидирующее место. На занятиях быстро утомлялась. Имела много подруг.

Юлия, возраст 5 лет. Застенчивая девочка. С взрослыми общалась с нежеланием. На занятиях очень часто отвлекалась. В общении с детьми очень подвижна, но управляема. С интересом схватывала любой материал.

Александр К., возраст 5 лет. Скромный, необщительный, мало разговорчивый мальчик. Замкнутый, не подпускающий к себе незнакомых людей. На вопросы предпочитал отвечать односложными ответами «да, нет, не знаю». На занятиях не принимал никакого участия, взгляд «отсутствующий». От индивидуального задания старался «увильнуть». С детьми общался мало.

Ольга П., возраст 4 года. Малоподвижная девочка. Легко, свободно, с желанием общалась только с двумя девочками. На занятиях занималась с вдохновением и желанием.

Максим, возраст 5 лет. Не усидчивый, не спокойный мальчик, вспыльчивый. На занятиях вел себя не сдержано. При малейшем непонимании начинал плакать.

Анна Е., возраст 5 лет. Очень раздражительная, громко плакала и кричала. Очень часто просила о помощи, но при этом ее отвергала. На занятия занималась с удовольствием, очень сильно привлекала к себе внимание.

 

Проведя наблюдение и беседу индивидуально с каждым ребенком, можно сказать о том, что крайне необходима социально-реабилитационная помощь этим детям. Необходимо создать оптимальные условия для положительного психического состояния ребенка и развития творческого потенциала. Социально - реабилитационная работа поможет преодолеть различные страхи, повышенную тревожность ребенка, боязнь общения со сверстниками и прочее.