Виды и причины отклонений в развитии у детей дошкольного возраста.

Отклонения в развитии у детей дошкольного возраста проявляются по-разному, все это зависит от момента критического воздействия на мозг, к тому же от наследственного строения центральной нервной системы и социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Эти многочисленные факторы определяют определенный дефект, который может оказаться в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, моторики, слуха, а также нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения. [54, 96]

Изначально в основе этих проблем лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в процессе которых возникают нетиповое строение и деятельность органов или всего организма.

Существуют несколько причин возникновения нарушений: врожденные и приобретенные. [54, 100]

К врожденным причинам относятся, патогенные факторы, воздействующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии, такие как:

· Травмы матери: физические и психические;

· инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, корь, герпес и др.);

· различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);

· токсикозы беременности;

· резус-несовместимости крови матери и плода, после чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения чаще всего страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);

· интоксикации - отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не зависящее от того какое и в каком количестве вы его употребляете, пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);

· голодание, плохое питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов., дистрофия.

Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия.[54, 103]

Также к этой группе врожденных нарушений относятся генетические (наследственные) поражения организма.

Самыми важными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах - нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.

Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений (например, синдром Дауна) или психозов, обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом. Наследуются также, определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов. [54, 121]

К приобретенным нарушениям относятся, природные и послеродовые поражениями организма ребенка.

К природным относятся: нарушения во время родов. Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, стремительных, затяжных). При затяжных родах возможно сдавливание, деформация головы ребенка что является причиной разрыва сосудов, а при стремительных родах возможно из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным. При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в последствии которого возможен периферический паралич руки. Асфиксия - остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов - приводит к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.[54, 138]

К послеродовым приобретенным нарушениям относятся, как результат последствий перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. К ним относятся:

· Вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);

· Травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);

· Заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, при которых могут развиться тяжелые осложнения различных анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.

· Интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);[54, 185]

Как уже известно, под влиянием различных вредных воздействий различных характеров (внутренних и внешних) на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте приводит к нарушению его в развитии.

 

 

В результате проведенного теоретического анализа были раскрыты основные понятия, функции и виды арт-терапии; рассмотрены методики проведения занятий для детей с отклонениями в развитии; выявлены виды и причины отклонений в развитии у детей дошкольного возраста.

В настоящее время арт-терапия становится все более и более популярным в профессиональной среде, стремительно развивающимся направлением современной психотерапии.

Арт-терапия – это незаменимый инструмент для исследования и гармонизации всех сторон внутреннего мира ребенка, для выражения которых слова мало пригодны.

 

Творческий характер занятий помогает детям с отклонениями в развитии открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми. Арт-терапия направлена не на устранение различных симптомов и состояний ребенка, а на развитие своих отношений с самим собой и миром.

Задача арт-терапии, не сделать всех художниками, певцами или танцорами, а пробудить в них активность, направленную на социальную реабилитацию детей с отклонениями в развитии.

Творческий процесс посредствам арт-терапии, способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей с отклонениями в развитии. Так как они не всегда имеют возможность выговориться. Соответственно, выразить свои переживания в творчестве им намного легче, чем о них рассказать.

Арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыд, неловкость, обиду, от сравнения с более развитыми, на его взгляд, детьми и продвигаться в развитии сообразно своей природе.

На основе проведения теоретического анализа нами была разработана экспериментальная программа «Звук и цвет» направленная на социально-реабилитационную деятельность с детьми с отклонениями в развитии в ДОУ.