Тема 1 Теоретичні основи моделювання управлінських процесів

В изобразительном искусстве окончательную победу одержало светское направление. Появилось много новых жанров под влиянием западно-европейского искусства. В Россию приглашались иностранные живописцы, а молодых русских художников посылали учиться в Италию («петровские пенсионеры»).

Ведущим жанром становится портрет: А.М. Матвеев (первый двойной портрет «Автопортрет с женой»).

Началось освоение русскими художниками композиций с мифологическими сюжетами (А. Матвеев «Венера и Амур», «Аллегория живописи»).

Художественные стили: барокко — А.П. Антропов создавал парадные и камерные портреты; рококко — П. Ротари и братья Гроот — подчеркнутая грациозность, обилие деталей и аксессуаров.

Большое распространение получила гравюра (с одного оригинала можно было получить несколько сот оттисков). Основоположниками гравюры в России являются голландские мастера А.Шхонебек и П.Пикарт. Русские мастера: А.Зубов («Баталия при Гренгаме», «Панорама Петербурга»), и М. Махаев — автор серии видов Петербурга.

Широкое распространение получил лубок (народная картинка), отличавшееся простотой техники, яркими красками и доходчивостью образа. Наиболее известен сюжет «Мыши кота погребают» (на смерть Петра I).

Появляется новый вид искусства — скульптура. В основном работы покупались за рубежом у венецианских мастеров (античные подлинники для Летнего сада). Работали иностранные мастера и в России (А.Шлютер, Н.Пино). Крупнейшим мастером скульптуры в стиле барокко был К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и Меншикова, «Портрет Анны Ивановны с арапчонком»).

Театр

В 1702 г. по распоряжению Петра I был создан публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание — «Комедийная храмина». Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. В 1706 г. театр перестал существовать, не пользуясь успехом у зрителей. В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы со своими пьесами, что, однако не находило отклика у народа. Дальнейшее развитие получил школьный театр, продолживший традиции Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии. В первой четверти XVIII в. возник школьный театр при хирургической школе доктора Бидлоо, в 40-х — при Шляхетском кадетском корпусе. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные (например, театр Шереметевых).

В первой половине XVIII в. закладывались основы русской школы классического балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б.Ланде.

Музыка

Продолжали развиваться традиционные музыкальные направления: народная музыка, богослужебное и светское песнопение. Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широко распространились «разбойничьи», бурлацкие, рекрутские песни.

Появилась профессиональная светская музыка, которая находилась под влиянием итальянской композиторской школы.

Быт и нравы

Стремясь искоренить «сонный нрав» московской старины, Петр I приказал брить лицо, что противоречило православной русской традиции. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане должны были платить специальный налог («бородатые деньги»). Повсеместно вводилась одежда, более близкая к европейской. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания).

Эти изменения в основном коснулись дворянства и верхушки общества, мало отразившись на крепостных крестьянах. Социокультурный раскол общества усилился (культура разделилась на народную и элитарную).

По сравнению с предыдущим временем значительно ускорился темп жизни. Изменился общественный быт. Появились новые формы общения и развлечений — многочисленные светские праздники с иллюминацией, фейерверками и маскарадами.

Некоторые нововведения сохранились и до наших дней: Петр I разрешил запрещенное «Соборным Уложением» 1649 г. курение; начиная с 1 января 1700 г., в России стали праздновать Новый год и устраивать «елки»; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летоисчисление от Рождества Христова.

 

1.1. Сутність моделювання управлінських процесів

1.2. Етапи процесу моделювання управлінських процесів

1.3. Класифікація методів та моделей менеджменту