Государственная служба
Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов гос. власти субъектов РФ, иных гос. органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных гос. органов.
Это профессиональная служебная деятельность. В советское время на службу принимались и рабочие, и крестьяне. После 1993 г. мы признали, что государственная служба – это профессиональная деятельность, это основной вид деятельности.
Гос. служба должна осуществляться гражданами РФ. Есть исключения – для военной службы. Гос. служба направлена на обеспечение исполнения полномочий.
Начиная с конца XIX в. была воспринята теория разделения должностей на политические и управленческие. Вначале это было в США. Управленческие должности – осуществление функций не зависит от смены политической власти.
Гос. служба – разновидность публичной службы.
См. закон о муниципальной службе 2007 г.
Гос. служба осуществляется на должностях гос. службы. Должность гос. служащего представляет из себя совокупность прав и обязанностей гражданина, вытекающих из компетенции государственного органа и в некоторых случаях из компетенции государственного учреждения.
В РФ в государственном органе могли быть учреждены государственные должности, должности гос. служащих, должности, учреждаемые в соответствии с трудовым законодательством. Гос. должности – уполномоченный по правам человека; должность гос. служащего – аппарат по управлению по правам человека, должности учреждаемые – технический персонал, который работает в аппарате по управлению по правам человека.
Гос. служба в РФ впервые на уровне закона представлена в виде системы гос. службы:
- государственная гражданская;
- военная;
- правоохранительная.
Нет исчерпывающего перечня государственных должностей, есть свободный перечень – N 32 от 11.01.1995 г. – указ президента – см. Есть должности, упоминаются в К., их не могут не учредить.
В ФЗ должно быть не только упоминание о деятельности, но и конкретное регулирование статуса.
Или всегда выделялась военная служба. Первая попытка выделять службы была при Петре I – «Табель о рангах».
В советское время – только военная служба и с 2003 г. была предложена такая система.
Гос. служба может быть федеральной или субъекта федерации. Военная и правоохранительная – только федеральная – должности только на федеральном уровне, зарплата – на федеральном уровне.
Другие виды службы не могут учреждаться, если не будут внесены изменения.
Система функционирует по определенным признакам – ст. 3.
Каждый вид гос. службы будет регулироваться отдельным законом. Принят закон о гос. гражданской службе, должен быть обновлен о военной службе, готовится о правоохранительной службе – ст. 5, ст. 6, ст. 7.
Военная служба – федеральная служба, должна осуществляться на воинских должностях. Должности могут учреждаться в вооруженных силах, войсках воинских формирований и гос. органах. Деятельность должна быть направлена на обеспечение функции по обороне и безопасности государства.
Правоохранительная служба – федеральный уровень, должности правоохранительной службы, должности могут учреждаться в правоохранительных органах и гос. учреждениях. Функции:
- обеспечение безопасности;
- обеспечение законности и правопорядка;
- защита прав и свобод человека;
- борьба с преступностью.
Правоохранительная служба осуществляется в органах внутренних дел, прокуратуры, в таможенной службе, налоговой службе. Закона о правоохранительной службе пока нет. Есть отдельные законы, которые регулируют статус отдельных служб.
Гражданская служба – может учреждаться на федеральном уровне и уровне субъекта федерации, осуществляется на должности гражданского служащего, только в государственном органе. Функции не оговариваются, их невозможно перечислить. Это вся деятельность государства, за исключением военной службы и правоохранительной службы. Но т. к. все четко не определено законом, то не всегда понятно, кого к каким должностям отнести. Напр., помощник судьи в суде.
В государственном органе могут одновременно учреждаться все 3 вида гос. службы. ОВД – внутр. войска (военная служба), гражданские служащие – секретари и правоохранительная служба - _________________. Аналогично ФСБ. Военная прокуратура – военная служба, т. к. обеспечение военной безопасности государства.
Закон устанавливает взаимосвязь между всеми видами службы, поэтому можно переходить из одной службы в другую без потери звания и чина. Лица, занимающиеся государственные должности, обладают административным и уголовным иммунитетом.
Соотношение общих источников
- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;
- подзаконные акты – вопросы аттестации и др.;
- законы субъектов федерации о государственной гражданской службе.
После 1917 г. – уравнивание всех сословий. Служебная деятельность в государственном аппарате регулируется трудовым законодательством. Трудовая деятельность – это есть наемный труд, основной наниматель – государство. После 1993 г. появилось много нанимателей.
Основная задача – защита работника перед работодателем.
Законодательство о гос. службе появилось в Российской империи. Было около 200 нормативных актов, в советское время – было около десятка. До 1995 г. не было единого нормативного акта, регулирующего гос. службу.
Кафедра трудового права по прежнему считает, что гос. служба – часть трудового законодательства. Кафедра адм. права так не считает. Основная цель – защита государства от служащего.
В настоящее время соотношение гос. службы и трудового законодательства:
военная служба:
ТК не распространяется на военную службу. Военная служба – это самостоятельный вид, это адм. право.
гражданская служба:
Закон о гос. гражданской службе – трудовое законодательство – в части, не урегулированной законом. Т. е. ТК - это общие нормы, а ФЗ – это специальные нормы. После внесения поправок в ТК там ничего не упоминается о гражданской службе. Т. е. гос. служба рассматривается как общая служба. Приоритет подзаконных актов перед ТК.
правоохранительная служба:
ТК – прерогатива перед специальными подзаконными актами.
Государственная гражданская служба
Должности должны делиться на категории и группы. Ст. 9 ч. 2 – категории должностей, ч. 3 – группы должностей. Деление позволяет определить характер полномочий гос. служащего, а также на какой основе – срочной или бессрочной – они будут осуществлять свои полномочия (категории). Деление на группы – для определения квалификации и размера зарплаты. Чем выше группа, тем больше требований.
Категории (4):
1. руководители:
- руководители гос. органов (министры не попадают, т. к. не гос. служащие)
- руководители территориальных органов и их замы;
- руководители структурных подразделений.
Можно замещать должности на срочной (бессрочной) основе.
2. помощники:
Учреждаются для содействия лицам, замещающим должности руководителей и лицам, замещающим государственные должности. Напр., помощники депутатов; помощники судьи.
Помощники занимают должность столько, сколько занимают их руководители. Договор заключается на определенный срок.
3. специалисты
Стараются перейти помощники в эту категорию, т. к. это бессрочная служба. Это те, кто обеспечивает выполнение гос. органами установленных задач и функций.
4. обеспечивающие специалисты
Типовые для всех государственных органов, т. к. связаны с организацией, финансированием, информированием и т. п. обеспечением (см. стр. 3 закона).
Группы:
группы | Категории | классные чины | квалификационные требования | присвоения классных чинов |
высшие главные старшие младшие | руководители помощники специалисты технические специалисты | действительный гос. советник гос. советник РФ гос. сов. гос. гражданской службы референта секретарь 1, 2, 3 выделяются классы, секретарь – 3 класс, переходит во 2 класс, затем в 1 класс | высшее среднее специальное | президент правительство все остальные – руководители органа |
Реестр должностей гражданской службы –указ Президента. Реестр должностей субъекта федерации – закон или иной нормативный акт субъекта федерации.
Закон о системе – общие требования – по поводу классных чинов – ст. 13. Последовательное присвоение классных чинов и званий. Исключение только в случае поощрения. Лишение – только по решению суда. С 2003 г. по 2007 г. – в воинском звании не понижали. Классный чин должен присваиваться в соответствии с занимаемой должностью. Гос. служащему могут присваиваться классные чины по времени нахождения. Напр., классы секретарей меняются через 1 год, классы референтов – через 3 года и т. д. Классный чин сохраняется при переходе на другую службу. Лишение – только по решению суда.
Правовой статус гос. гражданского служащего
Следующие элементы:
- права, обязанности;
- закон о системе – все гос. служащие – ограничения, обязательства, правила службы – ч. 4 ст. 10.
Для каждого вида службы – свой перечень. Ст. 14 о законе гражданской службы. Критерии прав:
- функциональные;
- внутриорганизационные. Подробно регламентируется.
- право на получение информации, доступ к сведениям в гос. органах - ст. 14 – п. 5, 6, 7.
Все остальные – внутриорганизационные. Обратить внимание на ст. 2 п. 2 – иная оплачиваемая служба.
Конфликт интересов – ст. 19, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8. Гос. служащему ничего не будет. Если есть конфликт, императивных норм для руководителя в законе нет (напр., уволить). Руководитель должен принять меры по предотвращению. Взято из англо-американской системы. У нас прецедентов работы комиссии пока нет. Ст. 17.
Обязанности гражданских служащих – функциональные – пп. 1, 2, 3, 4, 7 – ст. 15. Ч. 2 – п/п 3 и ч. 2 – вопрос о соотношении.
Непонятно, что под этим воспринимается. Что такое неправомерное поручение? Что значит по мнению гражданского служащего? Субъективное мнение. Письменно – тоже должен отказаться. Абсурдная ситуация для управления – ч. 2.
Обязанности особого рода – ст. 17, см. поправки 2007 г.
1. запрет не распространяется на коммерческие организации, если они не финансируются из-за рубежа.
2. 3. – см. определение в ГК РФ.
4, 5, 6, ГК – 575 – МРОТ – 100 руб., до 500 руб.
Что считать другими официальными предприятиями? Однократность.
1, 10 – речь идет о любых высказываниях, а не только о негативных.
14 – ограничения действуют в период прохождения.
Но есть запреты:
часть 3, п/п 1 – какие могут быть санкции?
За нарушение запретов – дисциплинарные, за 2 случая – уголовные (занятие предпринимательской деятельностью и взятку).
ст. 18 – см. п/п 8 – что считать, будет считать руководитель.
Правовой статус военнослужащего – о статусе военнослужащих.
Правовой статус правоохранительных органов
ОВД – меньший перечень запретов.
Поступление на гражданскую службу
ст. 16
1 – гос. орган должен проверить соответствие предоставляемых сведений. Как решить вопрос о дееспособности? Ограниченно дееспособные? Если основания есть, то прекратить служебный контракт.
2, 5 – родные братья и сестры, 4. Сейчас перечня нет. В районной поликлинике надо взять справку, что нет ограничений для поступления.
Правила:
с 18 лет, предельный возраст пребывания – 65 лет, а потом можно перейти на государственную должность – ст. 22.
по конкурсу – ч. 2, исключения.
ст. 23 – служебный контракт. Стороны – ч. 1. Наниматель – РФ либо субъект РФ, подписывает руководитель органа или лицо, исполняющее его обязанности.
ч. 3. ст. 24 – может быть установлен испытательный срок – от 3 мес. до 1 года – контракт может быть расторгнут – непрохождение испытательного срока.
Исключения для испытательного срока – беременные, выпускники ВУЗов, руководители и их помощники.
ст. 25 – срочный, бессрочный.
Зависит от категории должности, от того, подпадает ли должность под ч. 4 ст. 25 п/п 1, 7.
Максимальный срок контракта – до 5 лет.
Перечень документов – ч. 2 ст. 26 – исчерпывающий. Добавление – ч. 3, все государственные органы этим пользуются.
Много положений заимствовано из трудового кодекса.
Много положений трудового кодекса – из закона о государственных служащих 19 в.
Прохождение службы.
Присвоение классных чинов.
Квалификационный экзамен – соотношение должности, аттестация – профессиональный уровень.
Прекращение – см. самостоятельно.
Дисциплинарная ответственность – на экзамене будет.