Понятие и сущность государственного управления

II .

План.

Административно - правовое регулирование военной службы в ОФСБ.

1. Понятие, характерные черты, признаки, правовая основа.

Исполнение обязанностей военной службы.

2. Поступление на военную службу в ОФСБ.

3. Прохождение военной службы по контракту в ОФСБ.

4. Основа социально-правовой защиты военнослужащих в ОФСБ.

Источники:

Ф.З “О воинской обязанности и военной службе” 1998г.

Ф.З “О статусе военнослужащих” 1998г.

Ф.З “О материальной ответственности военнослужащих” 99г

I.

По КРФ военная служба – это обязанность каждого гражданина РФ (ст.59)

Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

 

Способы поступления на воинскую службу:

● По призыву.

● По контракту.

 

Военной службе присущи все черты гос.Службы:

- Общие основы и принципы организации.

- Общие основы функционирования, её развития и прекращения.

- Деятельность осуществляется от имени государства.

- Ограничена рамками полномочий.

- Преобладание отношений власти и подчинения.

- обладает специфическим правовым статусом.

-финансируется из федерального бюджета.

 

Особенности военной службы:

1. Исполняется в специфической сфере жизни общества – обороне и безопасности.

2. Характер выполняемых задач связан с риском для жизни.

3. Возможно применение оружия и специальных средств.

4. Обязательность военной службы для определённой категории граждан.

5. Принятие присяги.

6. Присвоение воинских званий.

7. Детальное правовое регулирование военно-служебных отношений.

8. Беспрекословность военного подчинения.

9. Законодательное установление ограничения отдельных прав и свобод.

10. Повышенная правовая защищённость.

11. Наличие специальных правовых норм, устанавливающих ответственность военнослужащих.

12. Установление военной формы одежды и знаков отличия.

 

Особенности военной службы в ОФСБ:

(характер и специфика выполняемых задач)

1. Наличие специального административно-правового статуса – сотрудника ОФСБ.

2. Основу кадрового состава составляют военнослужащие, проходящие службу по контракту.

3. Выполнение задач связанно с допуском к государственной тайне.

4. Специфика форм и методов работы.

5. Некоторые особенности социально-правовой защиты, предоставление ряда дополнительных благ.

 

Военная служба по контракту в ОФСБ – это разновидность профессиональной деятельности, которая осуществляется военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы в ОФСБ России.

Эта деятельность заключается реализации и исполнении предоставленных ОФСБ полномочий в сфере безопасности.

 

Правовая основа:

1. КРФ.

2. Ф.З “О воинской обязанности и военной службе”

3. Ф.З “О статусе военнослужащих”

4. Ф.З “Об обороне”

5. ПП “Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе”

6. ПП “Порядок выезда военнослужащих за границу”

7. Правовые акты ОФСБ.

 

Исполнение обязанностей военной службы:

Закон закрепляет те ситуации, когда военнослужащий считается выполняющим служебные обязанности.

 

1. Участие в боевых действиях.

2. Выполнение задач в условиях ЧП, ВП, вооружённого конфликта

3. исполнение должностных обязанностей.

4. Несение боевой службы, боевого дежурства, суточного наряда

5. Участие в учениях, походах кораблей

6. Выполнение приказа, распоряжения начальника.

7. Нахождение на территории В/Ч во вне служебное время, если это вызвано служебной необходимостью.

8. Служебная командировка.

9. Лечение, следование к месту лечения и обратно.

10. Следование к месту несения службы.

11. Военные сборы.

12. В плену (кроме самовольной сдачи), и в заложниках.

13. Безвестно-отсутствующим.

14. Обеспечение защиты личности, ее достоинства.

15. Оказание помощи ОВД.

16. Участие в предотвращении ЧС.

17. Совершение иных действий, признанных судом обеспечивающих безопасность личности, общества, государства.

 

Не является:

1. Самовольное нахождение вне воинской части.

2. Добровольное приведения себя в алкогольное или наркотическое опьянение.

3. Совершение преступления.

 

Ст.16 Ф.З “Об Органах ФСБ в РФ ” предусматривает конкурсную основу.

Отбор кандидатов – вид оперативно-служебной деятельности.

- Поиск кандидата.

- Изучение деловых и личных качеств кандидата.

- Оформление документов.

Кандидат подаёт заявление.

 

Основания возвращения заявления:

1. Отсутствие гражданства РФ.

2. Не соответствие возраста.

3. Вынесение в отношении него судебного приговора.

4. Ведение относительно него дознания, предварительного следствия.

5. Наличие не снятой или непогашенной судимости.

6. Если лицо отбывает наказание в виде лишения свободы.

7. Медицинские противопоказания в течение месяца.

 

Проверка кандидата:

1. Проведение медицинского освидетельствования.

2. ПФЛ.

3. Проверка уровня образования, профессиональных способностей.

4. Рассмотрение его кандидатуры комиссией.

После этого заключается контракт.

 

III

Элементы военной службы:

1. Назначение на воинскую должность.

2. Присвоение воинского звания.

3. Аттестация.

4. Увольнение.

 

Контракт – разновидность соглашения, которая заключается между гражданами и ФСБ РФ в письменном виде по типовой форме.

 

Контракт:

1. Добровольность.

2. Определённый срок.

3. Условия контракта

- Обязательность, срок.

- Закрепление права граждан на соблюдение его прав и свобод.

Контракт бывает – 1.Первый. 2.Последующий.

Воинская должность – определяет статус военнослужащего. Военнослужащий может быть назначен:

1. На первую должность

2. На высшую должность

3. На равную должность

4. На низшую должность

Высшая должность – если штатом предусмотрено более высокое воинское звание, а при равенстве более высокий должностной оклад.

Равная должность – равное звание или оклад.

Низшая должность – более низкое звание, а при равенстве меньший оклад.

В.служащий может быть зачислен в распоряжение прямого командира или начальника.

Воинское звание:

1. Первое

2. Очередное

Присваивается В.служащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем звании, если он занимает должность, предусматривающую более высокое звание.

3. Досрочное присвоение

4. За особые личные заслуги.

В.служащему может быть присвоено звание выше, чем предусматривает его должность.

Аттестация:

1. Всесторонняя оценка В.служащего.

2. Определение соотношения должности.

3. Перспектива дальнейшего исполнения.

 

Задачи аттестации:

1. Определение соответствия В.служащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с В.служащими, достигших определённого возраста приёма на военную службу, а также отбор кандидатов для направления на учёбу.

2. Создание резерва кандидатов для направления на учёбу.

3. Определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений.

4. Представление В.служащих к награждению государственными наградами РФ и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше, предусмотренного штатом.

5. Оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения В.служащего с воинской службы.

В.служащий аттестуется не менее чем за 4 месяца до истечения срока военной службы, но не реже, чем 1 раз в год. Эта обязанность остаётся после окончания ВУЗа, адъюнктуры, докторантуры.

 

Увольнение с военной службы:

1. Запас (достижение определённого возраста).

2. Отставка (после запаса).

3. С военной службы.

Подлежат увольнению по:

1. Достижению предельного возраста.

2. Истечению срока призыва.

3. Истечению срока контракта.

4. Состоянию здоровья.

5. Лишению воинского звания.

6. Наказанию в виде лишения свободы.

7. Отчислению из ВУЗа.

8. Организационно-штатные мероприятия.

9. В связи с переходом на службу с ОВД, ФСНП, ГТК, и др.

10. Невыполнение В.служащим условий контракта.

11. Отказ или лишения допуска к гос. тайне.

12. Наказан в виде лишения свободы условно.

13. По собственному желанию при наличии уважительных причин.

14. По состоянию здоровья.

15. По семейным обстоятельствам.

16. В связи с осуществлением порочащей деятельности.

 

Виды отпусков:

1. Основной.

2. Каникулярный.

3. Дополнительный.

4. По беременности и родам.

5. По уходу за ребёнком (по контракту).

 

МИД, МО, ГТК, ФСНП, МЮ.

План:

1. Правовые основы организации обороны и организации руководства ВС.

2. Организационно-правовые основы управления в области иностранных дел.

3. Правовой статус ГТК РФ.

4. Основы правового положения ФОНП.

5. Основа правового положения МЮ РФ.

 

I.

Основы правового регулирования в области управления обороны – КРФ.

1. Оборона и безопасность в ведении РФ.

2. Полномочия президента в области ОиБ (ст. 80 п.2 КРФ).

- Формирует СБ.

- Назначает на высшие должности.

- Является верховным главнокомандующим.

- Введение военного положения.

3. Полномочия правительства.

4. Полномочия федерального собрания.

 

Положения КРФ конкретизируются в различных НПА (“О безопасности”, “Об Обороне”). Непосредственно в ВС исполнительную власть осуществляется специально учреждёнными военными органами (органами военного управления).

Система органов военного управления создаётся на основе организационной структуры ВС и состоит:

1. Центральные органы (МО).

2. Органы управления объединений, воинских соединений, и частей (штаба).

3. Военные комиссариаты (территориальные органы военного управления).

4. Начальники гарнизонов (старшие морские начальники).

5. Военные коменданты.

МО – центральный орган. Основной орган оперативного управления является ГШ ВС (также относится к числу центральных органов). Полномочия МО:

1. Разработка положений о военной доктрине РФ.

2. Разработка плана по строительству ВС и координация этого вопроса.

3. Широкие функции в области планирования и мобилизации.

4. Под руководством ГШ осуществляется разведка.

5. Проведение мероприятий по поддержанию боевой готовности.

6. Стратегия развития ВС.

7. Участие в образовании гражданской обороны.

 

Центральные органы МО:

1. Управление главнокомандующего вида ВС. Во главе главнокомандующий, который назначается президентом и подчиняется МО, является зам. министра МО.

2. Главный штаб вида ВС. Основной орган оперативного управления. Начальником является 1-ый заместитель главнокомандующего вида ВС.

3. Территориальные органы образуются на основе административно – территориального деления РФ. Военные комиссариаты подчинены командующему военным округом.

Задачи:

1. Учёт людских народно – хозяйственных ресурсов.

2. Подготовка и осуществление мобилизации.

3. Подготовка граждан к военной службе.

4. Призыв граждан на военную службу и военные сборы.

Взаимодействие органов военного управления с ОФСБ. ФЗ “ОБ ОФСВ В РФ”.

ОФСБ осуществляет безопасность в ВС

Формы взаимодействия:

1. Взаимное информирование.

- Посещение объектов иностранными гражданами.

- Утрата секретных документов.

- О чрезвычайных происшествиях.

2. Участие военного руководства в совещаниях с ОФСБ.

3. Проведение совместных мероприятий.

4. Взаимодействие с армейской и флотской общественностью.

 

II.

ФОИВ, осуществляющий гос. Управление в сфере отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями – МИД.

В систему МИД входят также: дип. Представительства и консульские учреждения РФ, представительства МИД при международных организациях, региональные представительства МИД на территории РФ.

Задачи МИД:

1. Реализация внешнеполитического курса страны.

2. Координация международных связей субъектов РФ.

3. Обеспечение Дип. Средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, и иных государственных интересов РФ на международной арене.

4. Защита ПиС ЧиГ и юридических лиц за рубежом.

5. Координация деятельности других ОИВ в отношения с иностранными государствами и международными организациями.

Взаимодействие МИД с ФСБ:

1. Вопросы борьбы с международной преступностью.

2. Спорные вопросы со С/С СНГ.

3. проблема налаживания связей с бывшими Восточноевропейскими союзами.

4. ФСБ обеспечивает безопасность МИД РФ от посягательств иностранных С/С, преступных организаций.

 

III.

ГТК – ФОИВ возглавляющая системе органов:

1. Региональное таможенное управлении.

2. Таможни.

3. Таможенные посты.

ГТК подчиняется правительству РФ. Деятельность ГТК основывается на:

1. КРФ.

2. ФЗ.

3. Другие НПА.

4. Международные договора.

ЗАДАЧИ:

1. Разработка таможенной политики.

2. Организация и осуществление таможенного дела.

3. Организация и охрана таможенных границ.

4. Осуществление международного сотрудничества.

5. Руководство и контроль за деятельностью таможенных органов.

Система таможенных органов является частью обеспечения экономической безопасности РФ. ГТК – военизированная организация, для выполнения задач, стоящих перед таможенными органами.

 

IV.

ФОИВ, подчинённый напрямую правительству РФ, возглавляет систему ФОНП, куда входят:

1. Департамент НП в определённых регионах и субъектах РФ.

2. Органы НП городов и районов.

Руководитель ФСНП – директор. НПА:

1. КРФ.

2. ЗРФ “О ФОНП”.

3. Положение о ФСНП.

4. ЗРФ “ОБ ОРД”.

5. УК

6. УПК

7. НК

8. НПА субъектов РФ, регулирующих отношения в области налогов.

 

V.

МЮ – ФОИВ проводящий гос политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность других органов в этой сфере.

МЮ подчинён напрямую президенту. Правительство только координирует его деятельность.

Система:

1. Территориальные органы МЮ.

2. Иные органы и учреждения.

3. Органы, обеспечивающие их деятельность.

 

 

Получивший широкое распространение термин "управление" происходит от латинского слова "администрация" и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо (или кем-либо). Поэтому всякое управлениеесть целенаправленное, упорядочивающее воздействие на организованные системы различной природы - технические, биологические, социальные. Управление обеспечивает целостность этих систем и служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

В управлении всегда присутствуют два элемента: субъекттот, кто управляет, и объект тот (или то), кем (или чем) управляют.

Государственное управление – подзаконная юридически властная организующая деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Сущность государственного управления: осуществление государственно-управленческих функций от имени государства и в масштабе государства.

Характерные черты государственного управления:

- осуществляется от имени государства;

- вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, носит общегосударственный характер, распространяется на все стороны общественной жизни;

- государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами, которые именуются в законодательстве органами государственного управления (органы исполнительной власти). Именно они непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреждениями, организациями, оказывают управленческое воздействие на негосударственные объекты. Субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства. Они наделены полномочиями по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

- государственное управление по своему назначению и характеру является исполнительно-распорядительной деятельностью. Основным направлением ее является претворение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов;

- в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства;

- управленческая деятельность повседневна и носит непрерывный характер, направлена на руководство соответствующими подчиненными объектами;

- органы государственного управления действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права.

Функции государственного управления:

- вспомогательные – обслуживают процесс управления (делопроизводство, юридическое обслуживание);

- основные – к ним относятся: анализ информации, прогнозирование, планирование, подбор кадров, регулирование, общее руководство, оперативное распорядительство, контроль, учет, проверка исполнения.

Принципы государственного управления:

Принципы - основополагающие идеи, в соответствии с которыми осуществляется управление.

- централизация и децентрализация; - объективность;

- гласность; - конкретность;

- участие общественности в управлении; - плюрализм;

- законность; - компетентность;

- приоритет и гарантированность прав личности - научность;

- эффективность; - ответственность за решения.

Исполнительная власть

Исполнительная власть - это ветвь единой государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества на основе законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера.

Исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления), практически реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности. В значительной степени исполнительная власть - это категория политико-правовая, в то время как государственное управление - организационно-правовая.

Государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, КГБ, ОВД и т.п.


Субъекты административного права – участники управленческих отношений, которые

административно-правовыми нормами наделены правами и обязанностями, а также способны их практически

реализовывать.

Всех субъектов административного права можно разделить на две группы:

1.индивидуальные (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные служащие).

2. коллективные (органы исполнительной власти, государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации).

Общим условием вступления организаций и лиц в административно-правовые отношения является наличие у них:

- административной правоспособности, т.е. способности приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере государственного управления, предусмотренных и обеспеченных нормами административного права;

- административной дееспособности, т.е. способности практически реализовывать в правоотношениях свою административную правоспособность, свои юридические права и обязанности.

Сочетание административной правоспособности и дееспособности создает условия, при которых субъект административного права становится и субъектом (участником, стороной) административного правоотношения.

Граждане Республики Беларусь
Содержание правового статуса граждан в сфере административного права (административная правосубъектность) зависит от объема и содержания административной правоспособности и дееспособности. Основные гарантии, предусмотренные для граждан РБ, закреплены в Конституции РБ. В частности: - Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами; - Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий; - Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; - Каждый имеет право на жизнь; - Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом; - Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; - Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство; - Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли; - Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно; - Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом; - Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях; - Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение; - Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды; - Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании; - Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда; - и др.
Иностранные граждане и лица без гражданства
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) (далее, если иное не определено Законом, – гражданство) другого государства. Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Правовой статус Иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 04.01.2010 № 105-З, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Особенности правового положения иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, или дополнительной защиты, или убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которым предоставлены статус беженца, или дополнительная либо временная защита, или убежище в Республике Беларусь, регулируются специальными законодательными актами Республики Беларусь. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан (подданных) этого государства. Такие ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, указанных в первом абзаце. Права, свободы, обязанности ответственность Иностранцам в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы. Иностранцы имеют право свободно передвигаться и выбирать место пребывания (место жительства) в пределах территории Республики Беларусь в соответствии с Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь (далее – Правила пребывания). Исключение: места, для посещения которых требуется специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными государственными органами или иными организациями Республики Беларусь, и объекты, для въезда на территорию которых и пребывания на ней требуется специальное разрешение, выдаваемое администрациями этих объектов. Иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. Иностранцы не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, созданных и действующих на территории Республики Беларусь, преследующих политические цели. Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение. Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных статьями 19 и 20 Закона. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы в Республике Беларусь могут иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь. Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на основании договоров об обучении, заключенных с учреждениями образования или научными организациями Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь. Временно проживающие в Республике Беларусь несовершеннолетние иностранцы имеют право на получение дошкольного и общего среднего образования наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь. Иностранцы в Республике Беларусь имеют право на сохранение и развитие своего национального языка и культуры, соблюдение национальных традиций и обычаев в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Оскорбление национального достоинства иностранцев влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Иностранцы в Республике Беларусь пользуются всеми средствами правовой защиты прав и свобод личности, предусмотренными законодательством Республики Беларусь. Задержанные или заключенные под стражу, домашний арест иностранцы без промедления должны быть проинформированы органом, задержавшим или применившим меру пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, на понятном им языке о причинах их задержания или применения к ним меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Орган, задержавший иностранца или применивший к нему меру пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, по требованию иностранца, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, не позднее одних суток с момента задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста сообщает об этом в Министерство иностранных дел для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного или заключенного под стражу, домашний арест иностранца. Ограничения прав и свобод иностранцев могут устанавливаться только в случаях, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц. Иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах. Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности. Иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, уважать ее национальные традиции. Временно пребывающие в Республике Беларусь иностранцы обязаны зарегистрироваться в органах регистрации в порядке, установленном Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Правилами пребывания, если иное не определено Законом. Иностранцы, временно пребывающие и временно или постоянно проживающие в Республике Беларусь, обязаны возмещать расходы, затраченные Республикой Беларусь на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь. В случае отсутствия законных оснований для дальнейшего пребывания в Республике Беларусь иностранцы обязаны выехать из Республики Беларусь до окончания срока временного пребывания или временного проживания либо в иные сроки, предусмотренные Законом. Иностранцы, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные и иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Государственные служащие
Правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «О государственной службе» от 14.06.2003 № 204-З и иные законодательные акты. Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Право на поступление на государственную службуимеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным Законом, иными законодательными актами о государственной службе. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Права государственного служащего Государственный служащий имеет право на: - письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения; - принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; - посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций; - получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; - повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования; - повышение в должности, классе государственного служащего; - заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом Законом, иными законодательными актами; - участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности; - публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных Законом и иными актами законодательства; - ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений; - проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; - уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан; - отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству; - свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь; - здоровые и безопасные условия труда; - отставку по основаниям, предусмотренным Законом; - государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение. Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Обязанности государственного служащего Государственный служащий обязан: - поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства; - исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; - соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, Законом и иными законодательными актами; - обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; - исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; - соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики; - не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности; - соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией; - в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством; - сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством; - не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; - поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей. - Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего. Государственный служащий не вправе: - заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; - принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; - занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами; - принимать участие в забастовках; - заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом; - выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде; - использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы; - принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность; - использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну; - иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев; - принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств. Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой. Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим. Государственному служащему при поступлении на государственную службу выдается служебное удостоверение, которое является официальным документом, удостоверяющим личность государственного служащего и занимаемую им должность.
Органы исполнительной власти
Орган исполнительной власти (государственного управления) – такая организация, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности, осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство (регулирование) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Они являются самой многочисленной разновидностью коллективных субъектов административного права, наделенных государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права. Система исполнительных органов государственной власти РБ: - Совет Министров РБ – центральный орган государственного управления; - республиканские органы исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции; - местные органы государственного управления: областные, городские, районные органы местного управления. Президент РБ осуществляет государственную власть в качестве главы государства.
Государственные предприятия
Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); органы государственного управления предприятий, учреждений и их различного рода объединений (корпораций, концернов и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.
Негосударственные предприятия, учреждения, организации
- организация – коллектив работников различной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. - предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. - учреждения – организации, которые выполняют социально-культурные (учреждения образования, науки культуры, здравоохранения) или административно-политические (аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры) функции. Они предназначены для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера. Предприятия и учреждения – это особые субъекты. Они осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. - общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (профессиональные союзы, религиозные объединения, политические партии).

 

Административно-правовые нормы являются необходимым и очень важным правовым инструментом в руках государства. Административно-правовое регулирование распространяется на широкий круг отношений, связанных с организацией управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью. Без регулирующей роли административно-правовых норм невозможно представить четкий и объективно правильный процесс управления.

Административно-правовая норма - это санкционированное государством правило поведения субъектов административного права.

Нормы административного права, следовательно, имеют особую сферу своего применения - сферу государственного управления. В этих границах они формируют обязательные предписания должного поведения органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан.

Структура административно-правовой нормы:

1. Гипотеза -та часть нормы, которая содержит указание на условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения (она может быть абсолютно определенной и относительно определенной).

2. Диспозиция - часть нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права субъектам права. Излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.

3. Санкция – часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (правовой нормы).

Классификация (виды) административно-правовых норм:

1. По предмету регулирования:

- материальные нормы: определяют права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус;

- процессуальные нормы: регламентируют динамику государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан; порядок производства по делам о дисциплинарных, административных правонарушениях и т.д. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

2. По конкретному юридическому содержанию:

- обязывающие: предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме;

- запрещающие: предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме. Запреты могут носить общий либо специальный характер.

- уполномочивающие(дозволительные): предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты.

- рекомендательные: содержащие определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера.

- стимулирующие: обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно их связывают с использованием экономических рычагов, стимулов (например, применение льготного кредитования, налоговых льгот, освобождение от налогообложения и т.д.).

3. По действию во времени:

- срочные (временные);