В соответствии с федеративным государственным устройством

РФ ( по территориальным масштабам деятельности):

- федеральные органы исполнительной власти


- органы исполнительной власти субъектов РФ

2. Исходя из установленного порядка образования органов исполнительной власти: - формирование которых в соответствии с п. «г» ст.71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. (федеральные органы)

На федеральном уровне все основные вопросы образования органов исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ.

Указом Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96 установлено, что создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляется Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.

- исполнительные органы, образование которых в соответствии со ст.73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ.

 

3. По правовым основаниям создания органы исполнительной власти делятся на:

- органы, образование которых предусмотрено Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ, законами;

- органы, образование которых предусмотрено подзаконными правовыми актами : Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, Правительства РФ и др.

 

4. Органы исполнительной власти можно различать по характеру компетенции:

- общей компетенции - осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности. (Правительство РФ, Правительства республик, входящих в состав РФ)

- отраслевой компетенции – осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности. ( федеральные и республиканские министерства; Федеральное агентство по сельскому хозяйству)

- межотраслевой компетенции - по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных органов. (государственные комитеты, федеральные комиссии)

- специальные (внутриведомственной) компетенции, которые осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности (напр.Федеральные надзоры )

 

5. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

- коллегиальные – организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов.(правительства, федеральные комиссии, государственные комитеты, администрации субъектов РФ, если это прямо зафиксировано в их статусе).

- единоначальные органы – органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. (министерства).

Единоначалие тесно переплетается с началами коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей в министерствах, например, создаются коллегии, различного рода консультативные и иные советы.

 

6.По способу формирования:

- образуемые в установленном порядке. (образование министерств и иных исполнительных органов главами государства или главами исполнительной власти)

- образуемые путем избрания.

 

7.По организационно – правовым формам:

- Правительства;

- министерства;


-государственные комитеты;

- федеральные комиссии; российские агентства; федеральные службы; федеральные надзоры;

- администрации и мэрии ( в субъектах федерации не являющихся республиками);

- департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы- структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах Федерации.