Административно – правовой статус государственных служащих .
Государственные служащие – граждане РФ, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответственного субъекта РФ. Государственные служащие составляют основу аппарата государственного управления.
Правовые основы организации государственной службы и основы правового положения государственных служащих устанавливают ФЗ от 31.0795г. № 119-ФЗ « Об основах государственной службы РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ»
Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие соответствующее профессиональное образование.
Гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе в случаях:
-признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда;, вступившим в законную силу;
- наличие, подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
- наличия гражданства иностранного государства; за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями
- при наличии иных предусмотренных законодательством оснований.
Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также для решения о присвоении ему квалификационного разряда осуществляется его аттестация. Аттестация проводится не чаще 1 раза в 2 года, но не реже 1 раза в 4 года. Государственный служащий может быть перемещен на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие должности.
Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию, по инициативе руководителя государственного органа, прекращения гражданства РФ, несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего названным федеральным законом, разглашения сведений, составляющих государственную тайну.
За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются законодательством.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него может быть наложено административноевзыскание в виде: замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнении.
Кроме так называемой гражданской государственной службы в РФ существуют разновидности службы, получившей в научной литературе наименование милитаризованной службы. К ним относят: военная служба( по призыву и в добровольном порядке (по контракту)), служба в органах госбезопасности, в милиции и т.д.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определение гражданина как субъекта административного права.
2. Административно-правовое положение гражданина. Характерные особенности правового статуса гражданина.
3. Понятие административно-правового статуса гражданина. Правовой статус личности.
4. Статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства.
5. Статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства.
6. Социальный и особый статусы гражданина.
7. Правосубъектность гражданина. Понятие правоспособности и дееспособности.
8. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления.
9. Классификация прав граждан в сфере государственного управления.
10. Административно-правовые обязанности граждан.
11. Обращения граждан: понятие, виды.
12. Иностранный гражданин и лицо без гражданства: понятие.
13. Особенность административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
14. Категории иностранных граждан на территории РФ.
15. Ограничения прав и обязанностей иностранных граждан, предусмотренных законодательством.
16. Административно-правовой статус государственных служащих
17. снования и виды поощрений государственных служащих.
18. Понятие, основание и виды административных взыскания государственных служащих.
19. Понятие милитаризованной службы.
Литература:
1.Конституция РФ с изм. и доп. На 14.10.2005г. № 51-ФЗ
2.Кодекс об административных правонарушениях в ред. от 29.12.2004г. № 189-ФЗ
3.Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в ред от 31.12.2005 № 211-ФЗ.
4.Федеральный закон «О государственной гражданской службе» в ред от 27 .07.2004. № 79-ФЗ.
5..Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ред. от 02.11.2004 № 127-ФЗ
6.Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в ред. от 29.06.2004 № 58-ФЗ.
7..Административное право Российской Федерации: учеб. Для сред.проф. учеб.заведений/
В.Я.Насонов, В.А. Коньшин, К.С.Петров, В.М.Редкоус.- М.: Издательский центр «Академия»,2003 стр.17-23.
8.Административное право: учеб.пособие. С.Н. Братановский г. Мытищи Московской обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2003.-стр.28-40.
9.Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие. Е.А.Аверина.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006-стр-29-47.