Лекции по административному праву
II .
План.
Административно - правовое регулирование военной службы в ОФСБ.
1. Понятие, характерные черты, признаки, правовая основа.
Исполнение обязанностей военной службы.
2. Поступление на военную службу в ОФСБ.
3. Прохождение военной службы по контракту в ОФСБ.
4. Основа социально-правовой защиты военнослужащих в ОФСБ.
Источники:
Ф.З “О воинской обязанности и военной службе” 1998г.
Ф.З “О статусе военнослужащих” 1998г.
Ф.З “О материальной ответственности военнослужащих” 99г
I.
По КРФ военная служба – это обязанность каждого гражданина РФ (ст.59)
Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
Способы поступления на воинскую службу:
● По призыву.
● По контракту.
Военной службе присущи все черты гос.Службы:
- Общие основы и принципы организации.
- Общие основы функционирования, её развития и прекращения.
- Деятельность осуществляется от имени государства.
- Ограничена рамками полномочий.
- Преобладание отношений власти и подчинения.
- обладает специфическим правовым статусом.
-финансируется из федерального бюджета.
Особенности военной службы:
1. Исполняется в специфической сфере жизни общества – обороне и безопасности.
2. Характер выполняемых задач связан с риском для жизни.
3. Возможно применение оружия и специальных средств.
4. Обязательность военной службы для определённой категории граждан.
5. Принятие присяги.
6. Присвоение воинских званий.
7. Детальное правовое регулирование военно-служебных отношений.
8. Беспрекословность военного подчинения.
9. Законодательное установление ограничения отдельных прав и свобод.
10. Повышенная правовая защищённость.
11. Наличие специальных правовых норм, устанавливающих ответственность военнослужащих.
12. Установление военной формы одежды и знаков отличия.
Особенности военной службы в ОФСБ:
(характер и специфика выполняемых задач)
1. Наличие специального административно-правового статуса – сотрудника ОФСБ.
2. Основу кадрового состава составляют военнослужащие, проходящие службу по контракту.
3. Выполнение задач связанно с допуском к государственной тайне.
4. Специфика форм и методов работы.
5. Некоторые особенности социально-правовой защиты, предоставление ряда дополнительных благ.
Военная служба по контракту в ОФСБ – это разновидность профессиональной деятельности, которая осуществляется военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы в ОФСБ России.
Эта деятельность заключается реализации и исполнении предоставленных ОФСБ полномочий в сфере безопасности.
Правовая основа:
1. КРФ.
2. Ф.З “О воинской обязанности и военной службе”
3. Ф.З “О статусе военнослужащих”
4. Ф.З “Об обороне”
5. ПП “Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе”
6. ПП “Порядок выезда военнослужащих за границу”
7. Правовые акты ОФСБ.
Исполнение обязанностей военной службы:
Закон закрепляет те ситуации, когда военнослужащий считается выполняющим служебные обязанности.
1. Участие в боевых действиях.
2. Выполнение задач в условиях ЧП, ВП, вооружённого конфликта
3. исполнение должностных обязанностей.
4. Несение боевой службы, боевого дежурства, суточного наряда
5. Участие в учениях, походах кораблей
6. Выполнение приказа, распоряжения начальника.
7. Нахождение на территории В/Ч во вне служебное время, если это вызвано служебной необходимостью.
8. Служебная командировка.
9. Лечение, следование к месту лечения и обратно.
10. Следование к месту несения службы.
11. Военные сборы.
12. В плену (кроме самовольной сдачи), и в заложниках.
13. Безвестно-отсутствующим.
14. Обеспечение защиты личности, ее достоинства.
15. Оказание помощи ОВД.
16. Участие в предотвращении ЧС.
17. Совершение иных действий, признанных судом обеспечивающих безопасность личности, общества, государства.
Не является:
1. Самовольное нахождение вне воинской части.
2. Добровольное приведения себя в алкогольное или наркотическое опьянение.
3. Совершение преступления.
Ст.16 Ф.З “Об Органах ФСБ в РФ ” предусматривает конкурсную основу.
Отбор кандидатов – вид оперативно-служебной деятельности.
- Поиск кандидата.
- Изучение деловых и личных качеств кандидата.
- Оформление документов.
Кандидат подаёт заявление.
Основания возвращения заявления:
1. Отсутствие гражданства РФ.
2. Не соответствие возраста.
3. Вынесение в отношении него судебного приговора.
4. Ведение относительно него дознания, предварительного следствия.
5. Наличие не снятой или непогашенной судимости.
6. Если лицо отбывает наказание в виде лишения свободы.
7. Медицинские противопоказания в течение месяца.
Проверка кандидата:
1. Проведение медицинского освидетельствования.
2. ПФЛ.
3. Проверка уровня образования, профессиональных способностей.
4. Рассмотрение его кандидатуры комиссией.
После этого заключается контракт.
III
Элементы военной службы:
1. Назначение на воинскую должность.
2. Присвоение воинского звания.
3. Аттестация.
4. Увольнение.
Контракт – разновидность соглашения, которая заключается между гражданами и ФСБ РФ в письменном виде по типовой форме.
Контракт:
1. Добровольность.
2. Определённый срок.
3. Условия контракта
- Обязательность, срок.
- Закрепление права граждан на соблюдение его прав и свобод.
Контракт бывает – 1.Первый. 2.Последующий.
Воинская должность – определяет статус военнослужащего. Военнослужащий может быть назначен:
1. На первую должность
2. На высшую должность
3. На равную должность
4. На низшую должность
Высшая должность – если штатом предусмотрено более высокое воинское звание, а при равенстве более высокий должностной оклад.
Равная должность – равное звание или оклад.
Низшая должность – более низкое звание, а при равенстве меньший оклад.
В.служащий может быть зачислен в распоряжение прямого командира или начальника.
Воинское звание:
1. Первое
2. Очередное
Присваивается В.служащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем звании, если он занимает должность, предусматривающую более высокое звание.
3. Досрочное присвоение
4. За особые личные заслуги.
В.служащему может быть присвоено звание выше, чем предусматривает его должность.
Аттестация:
1. Всесторонняя оценка В.служащего.
2. Определение соотношения должности.
3. Перспектива дальнейшего исполнения.
Задачи аттестации:
1. Определение соответствия В.служащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с В.служащими, достигших определённого возраста приёма на военную службу, а также отбор кандидатов для направления на учёбу.
2. Создание резерва кандидатов для направления на учёбу.
3. Определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений.
4. Представление В.служащих к награждению государственными наградами РФ и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше, предусмотренного штатом.
5. Оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения В.служащего с воинской службы.
В.служащий аттестуется не менее чем за 4 месяца до истечения срока военной службы, но не реже, чем 1 раз в год. Эта обязанность остаётся после окончания ВУЗа, адъюнктуры, докторантуры.
Увольнение с военной службы:
1. Запас (достижение определённого возраста).
2. Отставка (после запаса).
3. С военной службы.
Подлежат увольнению по:
1. Достижению предельного возраста.
2. Истечению срока призыва.
3. Истечению срока контракта.
4. Состоянию здоровья.
5. Лишению воинского звания.
6. Наказанию в виде лишения свободы.
7. Отчислению из ВУЗа.
8. Организационно-штатные мероприятия.
9. В связи с переходом на службу с ОВД, ФСНП, ГТК, и др.
10. Невыполнение В.служащим условий контракта.
11. Отказ или лишения допуска к гос. тайне.
12. Наказан в виде лишения свободы условно.
13. По собственному желанию при наличии уважительных причин.
14. По состоянию здоровья.
15. По семейным обстоятельствам.
16. В связи с осуществлением порочащей деятельности.
Виды отпусков:
1. Основной.
2. Каникулярный.
3. Дополнительный.
4. По беременности и родам.
5. По уходу за ребёнком (по контракту).
МИД, МО, ГТК, ФСНП, МЮ.
План:
1. Правовые основы организации обороны и организации руководства ВС.
2. Организационно-правовые основы управления в области иностранных дел.
3. Правовой статус ГТК РФ.
4. Основы правового положения ФОНП.
5. Основа правового положения МЮ РФ.
I.
Основы правового регулирования в области управления обороны – КРФ.
1. Оборона и безопасность в ведении РФ.
2. Полномочия президента в области ОиБ (ст. 80 п.2 КРФ).
- Формирует СБ.
- Назначает на высшие должности.
- Является верховным главнокомандующим.
- Введение военного положения.
3. Полномочия правительства.
4. Полномочия федерального собрания.
Положения КРФ конкретизируются в различных НПА (“О безопасности”, “Об Обороне”). Непосредственно в ВС исполнительную власть осуществляется специально учреждёнными военными органами (органами военного управления).
Система органов военного управления создаётся на основе организационной структуры ВС и состоит:
1. Центральные органы (МО).
2. Органы управления объединений, воинских соединений, и частей (штаба).
3. Военные комиссариаты (территориальные органы военного управления).
4. Начальники гарнизонов (старшие морские начальники).
5. Военные коменданты.
МО – центральный орган. Основной орган оперативного управления является ГШ ВС (также относится к числу центральных органов). Полномочия МО:
1. Разработка положений о военной доктрине РФ.
2. Разработка плана по строительству ВС и координация этого вопроса.
3. Широкие функции в области планирования и мобилизации.
4. Под руководством ГШ осуществляется разведка.
5. Проведение мероприятий по поддержанию боевой готовности.
6. Стратегия развития ВС.
7. Участие в образовании гражданской обороны.
Центральные органы МО:
1. Управление главнокомандующего вида ВС. Во главе главнокомандующий, который назначается президентом и подчиняется МО, является зам. министра МО.
2. Главный штаб вида ВС. Основной орган оперативного управления. Начальником является 1-ый заместитель главнокомандующего вида ВС.
3. Территориальные органы образуются на основе административно – территориального деления РФ. Военные комиссариаты подчинены командующему военным округом.
Задачи:
1. Учёт людских народно – хозяйственных ресурсов.
2. Подготовка и осуществление мобилизации.
3. Подготовка граждан к военной службе.
4. Призыв граждан на военную службу и военные сборы.
Взаимодействие органов военного управления с ОФСБ. ФЗ “ОБ ОФСВ В РФ”.
ОФСБ осуществляет безопасность в ВС
Формы взаимодействия:
1. Взаимное информирование.
- Посещение объектов иностранными гражданами.
- Утрата секретных документов.
- О чрезвычайных происшествиях.
2. Участие военного руководства в совещаниях с ОФСБ.
3. Проведение совместных мероприятий.
4. Взаимодействие с армейской и флотской общественностью.
II.
ФОИВ, осуществляющий гос. Управление в сфере отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями – МИД.
В систему МИД входят также: дип. Представительства и консульские учреждения РФ, представительства МИД при международных организациях, региональные представительства МИД на территории РФ.
Задачи МИД:
1. Реализация внешнеполитического курса страны.
2. Координация международных связей субъектов РФ.
3. Обеспечение Дип. Средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, и иных государственных интересов РФ на международной арене.
4. Защита ПиС ЧиГ и юридических лиц за рубежом.
5. Координация деятельности других ОИВ в отношения с иностранными государствами и международными организациями.
Взаимодействие МИД с ФСБ:
1. Вопросы борьбы с международной преступностью.
2. Спорные вопросы со С/С СНГ.
3. проблема налаживания связей с бывшими Восточноевропейскими союзами.
4. ФСБ обеспечивает безопасность МИД РФ от посягательств иностранных С/С, преступных организаций.
III.
ГТК – ФОИВ возглавляющая системе органов:
1. Региональное таможенное управлении.
2. Таможни.
3. Таможенные посты.
ГТК подчиняется правительству РФ. Деятельность ГТК основывается на:
1. КРФ.
2. ФЗ.
3. Другие НПА.
4. Международные договора.
ЗАДАЧИ:
1. Разработка таможенной политики.
2. Организация и осуществление таможенного дела.
3. Организация и охрана таможенных границ.
4. Осуществление международного сотрудничества.
5. Руководство и контроль за деятельностью таможенных органов.
Система таможенных органов является частью обеспечения экономической безопасности РФ. ГТК – военизированная организация, для выполнения задач, стоящих перед таможенными органами.
IV.
ФОИВ, подчинённый напрямую правительству РФ, возглавляет систему ФОНП, куда входят:
1. Департамент НП в определённых регионах и субъектах РФ.
2. Органы НП городов и районов.
Руководитель ФСНП – директор. НПА:
1. КРФ.
2. ЗРФ “О ФОНП”.
3. Положение о ФСНП.
4. ЗРФ “ОБ ОРД”.
5. УК
6. УПК
7. НК
8. НПА субъектов РФ, регулирующих отношения в области налогов.
V.
МЮ – ФОИВ проводящий гос политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность других органов в этой сфере.
МЮ подчинён напрямую президенту. Правительство только координирует его деятельность.
Система:
1. Территориальные органы МЮ.
2. Иные органы и учреждения.
3. Органы, обеспечивающие их деятельность.