Корпоративные Интернет – порталы
Введение.
Простейшим средством электронного взаимодействия предприятия с внешним миром является корпоративный Интернет - сайт (ИС) компании. На первых порах он используется как интерактивный информационный канал для создания положительного образа компании продвижения ее товаров и услуг на рынок. В дальнейшем в него могут быть включены те или иные функции для превращения его в коммерческий корпоративный торговый портал В2В или В2С. Важную роль играют такие информационно-аналитические ресурсы, как электронные публикации, справочно-информационные и аналитические системы, а также рейтинговое пространство бизнеса. Далее будут рассмотрены основные ресурсы, обеспечивающие возможность пения аналитических операций.
Корпоративный портал - это одна из форм управления информацией и реализации проектов В2В для успешного ведения электронного бизнеса. Основная идея портала заключается в том, чтобы предоставить посетителю как можно больше услуг, начиная с возможности поиска необходимой информации и заканчивая электронной почтой, страховыми и банковскими услугами, а также обеспечить доставку продуктов и услуг. Портал ориентирован на предоставление полного комплекса услуг клиенту с тем, чтобы он получил весь спектр ответов на свои запросы без использования других интернет - ресурсов. По данным Merrill Lynch, объем рынка корпоративных порталов в 2002 г. составил около 15 млрд дол. .1. при темпе роста 30 - 40 % в год.
По своей направленности корпоративные порталы бывают двух видов: ориентированные во внешнюю среду для обслуживания клиентов и партнеров и ориентированные внутрь, предназначенные для решения задач корпорации и интегрированные в интернет-систему.
Крупнейшие американские компании создают В2В – интернет - порталы (ИП) в виде стратегических партнерств, В некоторых случаях ИП создаются непосредственными конкурентами, имеющими общих поставщиков. Так, например, в автомобильной индустрии три крупнейшие: корпорации - General Motors, Ford и DaimlerCrysler - объявили о создании совместного ИП для закупок запчастей и материалов. Суммарный годовой объем закупок этих компаний составляет 500 млрд долл., так что перевод только 2 % общего объема закупок трех автогигантов в Интернет позволит этому порталу иметь годовой оборот в 10 млрд долл.
Также для создания интернет - порталов могут объединять усилия компании, имеющие практически единые каналы сбыта. Примером служит ИП для продажи готовой продукции оптовым фирмам, дистрибьюторским сетям, сетям супермаркетов и аптек производителей пищевой и фармацевтической продукции, включая крупнейшие компании Procter & Gamble, Coca-Cola, Colgate Palmolive, Pepsi-Cola. В России практически все крупнейшие компании работают над собственными проектами. Однако примеров, когда аналогично американским корпорациям для реализации проектов интернет-порталов объединяют свои усилия несколько крупных компаний, практически не встречается.
Внутрикорпоративный портал позволяет легко комбинировать разнообразную информацию, получая в режиме реального времени производственные данные, сведения о конкретных сделках, таблицы сведений о состоянии складов, сообщения коллег, партнеров и др. Иными словами, корпоративные порталы преобразуют информацию, хранимую в общей базе данных, в удобную для использования форму. Они отслеживают неструктурированную информацию, каталогизируют ее и маршрутизируют по сети организации. Кроме того, корпоративные порталы извлекают и систематизируют информацию из Интернета в соответствии с требованиями бизнеса. Все эти и другие возможности обеспечиваются с помощью стандартных браузеров.
Интернет-портал как эффективное средство ведения бизнеса. Благодаря Интернету сегодня нередко о последних мировых событий человек осведомлен лучше, чем о том, что происходит на предприятии, где он работает, а работники компаний с коллегами из-за океана общаются чаще, тем с сотрудниками из соседнего подразделения. В то же время грамотная координация деятельности предприятия требует регулярного обмена документами и согласованных решений,
Корпоративный интернет-портал является одним из современных решений для внедрения электронного документооборота в западных компаниях. Интернет - это виртуальное информационное пространство, созданное внутри отдельно взятой компании. Портал можно разрабатывать поэтапно, сначала внедряя лишь функции первостепенной важности и постепенно наращивая дополнительные возможности по мере развития бизнеса или роста его потребностей.
В первую очередь руководство фирмы может разместить на ИП различные документы для общего доступа - в результате значительно облегчается доступ к ним сотрудников. Вся информация должна быть упорядочена по темам или видам, а по реквизитам документов может проводиться быстрый поиск.
Кроме того, несколько разделов портала, как правило, посвящены справочной информации (списки внутренних телефонов компании и электронных адресов сотрудников, перечень внутренних вакансий, дни рождения сотрудников и даты корпоративных праздников). Многие фирмы размещают в Интернет полную статистику по клиентам (клиентские базы данных, отчеты о встречах); обращаться к ней и дополнять ее могут работники всех подразделений, каждый из которых будет иметь доступ только к той информации, которая ему открыта.
В интернет - портале могут размешаться аналитическая информация с использованием различных средств ее представления и визуализации, а также электронные таблицы. Для хранения данных создается корпоративное информационное хранилище, в определенную часть которого может быть организован парольный доступ. В этой среде на предприятии возможна реализация системы контроллинга.
Портал может использоваться и как современное средство коммуникации. На форумах сотрудники имеют возможность обмениваться информацией и идеями, мнениями о заказчиках или продуктах, обсуждать конкретные проекты. При публикации материалов во внутренней сети можно определить статистическую потребность в материалах и документах, обсудить проекты документов с широкой аудиторией. Существует возможность проведения виртуальных социологических опросов практически в кратчайшие сроки без затрат средств и времени. Это способствует как выявлению узких мест во взаимодействиях в коллективе, так и генерации идей по развитию предприятия.
Активными пользователями интернет-портала компании должны стать ее дилеры и корпоративные клиенты: они могут узнавать актуальную информацию об ассортименте продукции, о ценах и скидках. Интернет - порталы удобны для командируемых сотрудников компании, поскольку к его ресурсам может быть организован удаленный доступ из другого города или даже из-за рубежа: выход на сайт, пользование внутренними документами, работа с аналитической и финансовой информацией, общение с коллегами, получение консультации.
Интернет способствует объединению разрозненных источников информации в единую систему. Затраты компании-подрядчика, которая будет анализировать требования заказчика, разрабатывать и внедрять интернет - портал, относительно невелики по сравнению с затратами на обеспечение сложных систем документооборота, управления информацией, принятия решений. Поскольку современные пользователи, как правило, умеют работать с Web-приложениями, то не понадобится, значительных дополнительных средств и времени на обучение сотрудников.
Создание корпоративных порталов. Интернет является универсальной средой, а доступность инструментов для разработки создает впечатление, что сделать портальное решение может каждый, кто разбирается в технологиях (и совсем необязательно - в бизнесе). В то же время практика показывает, что создание хорошего портала собственными средствами удается крайне редко.
Универсальные средства, которые можно было бы оперативно адаптировать к российским условиям, пока отсутствуют. Поэтому самостоятельная разработка портала может стать «черной дырой», в которую уходят деньги предприятия. Сторонние разработчики имени Дольше опыта, могут использовать наработки, полученные при реализации проектов в других компаниях. «Внутренние» программисты (тоньше погружены в проблемы компании и зачастую не могут взглянуть на проект в целом.
Другой вариант создания корпоративного портала - воспользоваться услугами небольших отечественных компаний. К сожалению, пока еще не существует специализированного российского сайта, на котором разработчики могли бы свободно конкурировать за размещаемые заказы.
То, что могут предлагать и предлагают более крупные российские компании, является развитием и адаптацией к российской специфике или к вертикальным секторам стандартных схем описания компонентов. Эти решения специально адаптированы к российскому рынку. Они разумны по цене, содержат средства интеграции с российским программным обеспечением (бухгалтерией, ERP, системами кадрового учета и т. д.) Эти решения хорошо подходят для небольших и средних компаний. В крупных же и территориально распределенных организациях российские решения пока еще надо рассматривать как первый этап создания корпоративного портала, который поможет быстро развернуть первую версию или прототип системы в рамках разумного бюджета и помочь позиционировать проект внутри организации. Требуют развития решения, которые могут удовлетворить заказчиков в плане архитектуры, функциональности, масштабируемости и безопасности. Дальнейшее развитие этого сегмента рынка может представлять интерес, поскольку использование отечественных разработок позволит снизить стоимость проекта.
В случае адаптации к конкретным условиям тиражируемых портальных продуктов западных компаний, как правило, нужно платить не только за разработку, но и за лицензии. И если первую часть затрат можно оценить только после тщательного анализа, то стоимость лицензий обычно колеблется от нескольких десятков тысяч до ста тысяч долларов в расчете на один серверный процессор. Впрочем, некоторые производители в дополнение к серверной схеме оплаты или даже вместо нее продают клиентские лицензии по цене от нескольких десятков до двух-трех сотен долларов или предоставляют достаточно большие испытательные периоды. Для российских условий, однако, это не очень актуально из-за необходимости адаптации готовых решений к местным особенностям.