Материалы для металлокерамических и для металлопластмассовых протезов

Требования, предъявляемые к сплавам для металлокерамических протезов.

Характеристика сплавов, применяемых для изготовления скелета (основы) протеза

Цельнолитые металлокерамические протезы – это протезы, где крепление керамической массы достигается, в основном, путем спекания фарфоровой массы с окислами, которые появляются на металлической основе во время обжига. Для изготовления таких протезов, как правило, применяются специальные сплавы. К ним предъявляются следующие требования:

- иметь температуру размягчения выше температуры обжига фарфора;

- иметь коэффициент термического расширения близкий или идентичный коэффициенту у фарфора;

- хорошо сцепляться с фарфором;

- обладать достаточной прочностью;

- иметь хорошие литейные свойства;

- не оказывать вредного влияния на ткани полости рта;

- быть недорогими и доступными.

Применяются благородные, полублагородные( с низким содержанием золота) и неблагородные сплавы. Из благородных могут использоваться золотые, золотоплатиновые, золото - палладиевые и серебряно-палладиевые сплавы. Однако, при хорошей коррозийной стойкости, литейных качествах, все они непрочны, могут деформироваться и очень дорогие.

Из неблагородныхчаще всего применяются сплавы на основе кобальта и никеля. Чтобы улучшить необходимые в этих случаях свойства, в КХС вводят молибден, алюминий, но уменьшают содержание кобальта. Они не только доступнее, значительно дешевле, но имеют и лучшие механические свойства, улучшают соединение сплава с фарфоровой массой. В последнее время налажен промышленный выпуск кобальтового сплава «Эстмет».


Требования, предъявляемые к керамическим, ситалловым материалам для металлокерамических протезов.

Характеристика фарфоровых масс

Второй основной составной частью металлокерамических протезов является фарфоровое или ситалловое покрытие. К этим материалам также предъявляются определенные требования:

- не давать большой усадки в процессе обжига;

- быть прочной;

- иметь хороший эстетический вид (оптический эффект);

- коэффициент термического расширения должен соответствовать коэффициенту термического расширения металлической основы или быть чуть ниже;

- быть безвредными.

Фарфоровое покрытие делается многослойным, ближе всех к металлу располагается грунтовый (маскирующий) слой толщиной 0,2-0,3 мм. Затем идет дентинный слой толщиной0,6-0,8 мм и почти прозрачный слой, имитирующий режущий край зуба.

Технология обжига зависит от массы и практически не отличается от таковой при изготовлении фарфоровых коронок. Улучшает сцепление с металлом (сплавом) введение в грунтовую массу окиси (оксида) цинка или двуокиси титана. При применении благородных сплавов диффузии массы не происходит, поэтому для соединений, сцепления фарфора с золотом применяют дополнительные вещества, которые наносят на сплав (основу) перед нанесением фарфора.

При применении неблагородных сплавов связь между сплавом и фарфором может быть механической и химической. В этом случае для облицовки часто применяют массу фарфоровую МК. Температура обжига грунтового слоя 1080 градусов С , дентинного и прозрачного – 920-940 градусов с.

Совместное предприятие «Геософт» в последнее время настойчиво предлагает оборудование и материалы по металлокерамике и, в частности: оттискной материал нового поколения «Сисма» , КХС «Эстмет» и ситалловую массу «Симет» 10 расцветок для облицовки. (Ситаллы- это высокомолекулярное, поликристаллическое стекло). Помимо «Симета» может применяться ситалловый материал «Сикор», имеющий температуру обжига в пределах 860-960 градусов С.

 

Характеристика материалов, применяемых для металлопластмассовых протезов

Для металлоакриловых или металлопластмассовых работ выпускается набор ретенционный, в который входит лак и бисер для создания неровной поверхности на границе соединения сплава с пластмассой.

В качестве облицовочного материала можно использовать пластмассу «Синма-74», но лучше подходит для этих целей «Синма - М», которую применяют, в данном случае, методом моделирования облицовки непосредственно на каркасе зубного протеза.


 

Лекция №16