Советское искусство.

Сюрреализм

20-е 19века. Возник через серию отдельных эксперементов Бритона и Супо (магнитные поля-принцип автоматического письма, автор не фиксирует мысль в логической последовательности, нет цели, м перескакивать с одного объекта на другой, литература потока сознания)Кафка,Джойс,Фолкнер. арагон,аполинер. Поль Э????-авангардная поэзия. Анри Бритон от Тристана приобрел мысль о бессознательном хар-ре тв-ва. К 24г вокруг Анри собирается компания художников из разных стран-костяк парижского сюрр. Супо,Танги,Миро,Дали,поэт Лорка,Магрид,Буниэль(хотел стать кинорежессером),Арто(театр жестокости)

А Бритон.Хотел перевести в более популярное русло дадаизм(тв-во д носить бессознательный характер, смысл непонятен окружающим). Манифест сюра, вводит определения:сюр-чистый психич автоматизм, приемы автоматическое письмо, сны, игры. Бритон призывал сквозь пелену бессознательного найти смысл! Идея, что любой рациональный процесс тв-ва не может давать достоверную инф о человеке(создателе) и мире, в кот он живет, тк рац тв-во базируется на общепринятой т зрения, традициях. Все художники до сюрр не могли изобразить мир. Через призму скрытого внутреннего мир худ открывает окно в мир реальностей. Связь с миром не Прерывается.

Идейную основу с составл мечты, чудесное, любовь, революция и тд.

С изображают политиков. Худ не может изолировать себя от глобал изменений в мире.

Сюрр постулировался как подлинный реализм.

Задача:перевести сюрр в образ жизни.

Сюрр снимали покровы с мира, возможность превращать реальное в чудесное и наоборот.

Личность не знает, где начинается Я, где заканчивается. Мир-хаос, зыбкий,расплывчатый.

Стремление освободиться от рацио.

Фильм Буниэля Андалусский пес.

Опора на фрейда,Ницше,Кроче.

Методы:

• Зарисовывание снов после пробуждения. Вовремя сна разум демонстрирует более богатый процесс мышления, чем в состоянии бодрств.

• Фиксирование внимания на ошибках.

• Отказ от регламент проц тв-ва со стороны морали ирелигии, разума.

Частные методы: параноидальный. Фрейд сублимация(параноид идеи должны найти свое выражение в искусстве).

Образы прошлого у Дали. Любил Рафаэля,Веласкеса. Метод атомарного взрыва.

 

20-е. С одной стороны интерес к авангарду(Кандинский,Малевич). К 20-30 развивается кинематограф, реклама, дизайн.

Созданы в Москве высшие худ технич мастерские ВХУТЕМАС.Преподавал Родченко(аванг худ). Проектировали мебель, развив полиграф дизайн. Р занимается фото. Эксперементирует с ракурсами, фотомонтаж. Дизайн книги "Про это".

Сформиров 2архитектурные концепции:

• Конструктивизм

• Рационализм

Рационалисты изучали психологич восприятие арх человеком (Красовский,Ладовский,Крутиков).

Крутиков Летающий город. Северный речной вокзал, метро Красные ворота(Ладовский).

Лисицкий Эль. Называл свои работы проуны. Это пересадочные станции из живописи в архитерктуру. Работал в полиграфии, над архит проектами,создавал театр костюмы.

Конструктивистыразработали функцион метод проектирования, в оснвое которого полезность вещей. Таклин.

1 образец констр-ма -башня 3комм интернационала.

Голосов, Гинзбург, Мельников, Веснины

Пирожков-архитектор.

Фабрики кухни. Человека нужно освободить от влияния допа, быта,дать ему возможность существовать в коллективе.Комуна

Дом-мастерская Мельников

Живопись в 20е демонстрирует переход от авангарда к реализму. Абстракция уходит на второй план. Ассоциация художников революционеров (АХР) архипов, Костаткин, Малютин, Бродский

Архипов. Тема крестьянского быта. Но манера письма еще не до конца реалистична, гипертрофир элементы, яркие цветовые пятна

Касаткин "За учебу" "Жен портрет"

Малютин "Тополя"

Греков

Настаивали на создании искусства, понятного народу и отраж действительность.

Ахровцы создали журнал "Искусство массы".

Главные темы-жизнь, быт рабочих, красная армия.

Бродский (пейзажи) Аллея летнего сада, Ленин

В 25 году выпускники мастерских Штелинберга образовали общество станковистов-ОСТ. Хотели противопоставить свое искусство тв-во ахрцев(сделать диапазон живописи более разнообразным).

Штелинберг Натюрморт с селедкой, Рабочий у печки

Дайнеко сначала работал как журнальный график, монументальная живопись. оборона петрограда, севастополя, бег, парижанка.

Пименов "Даешь тяжелую индустрию" инвалиды войны, новая Москва(Москва после дождя)

К 20-30 в сов живопись более активно проникают идеи соц реализма. Искусство, которе играло бы воспитывающую роль, образ человека нового времени, новой страны.

Задачи художников:

• Иск дб идеологически выдержанным.

• Партийным

• Народным

Худ ОСТ приним участие в международной выставке в Германии, огромн роль играл экспрессионизм. (Тыллер "Дама с вуалью", Лабас "Дирижабль и детдом". Существовал до 31 года.

В 20-30 распростр приобрела книжная графика. Худ стали иллюстраторами. (Кравченко, Фаворский, Маковец"портрет достоевского",Клнашевич сказки андерсена, Лебедев "Охота" "усатый полосатый"

30-е усиление тотального режима. Культ. Сталинский ампир. Дворец советов(проект).

Черты сталинского ампира:

• Ансамблевость

• Синтез арх скптуры живописи

• Классицизм. Ордерная система

• Идея сильного государства

Стороится ВДНХ. 34-памятник Веры мухиной.

Сварог, Трахименко

Шурпин "Утро нашей родины"(Сталин)