Основные составляющие глобального кризиса 3 страница

Великая Отечественная война закончилась победой Советского Союза над фашистской Германией. Представительные органы претерпели ряд изменений. Повышен был возрастной ценз для избирания депутатов в Верховный Совет СССР - 23 года, в Верховные Советы СССР - 21 год.

Развитие права в годы войны. Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории.

Гражданское право. Гражданско-правовые сделки, совершенные на такой территории, если они противоречили закону, признавались недействительными. Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности (например, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники). Граждане освобожденных территорий обязаны были сдать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого неизвестны. СНК СССР в 1943 г. обязал органы власти восточных областей возвратить колхозам освобожденных районов скот, эвакуированный на восток.

В целом сужалось применение гражданско-правовых договоров и возрастала роль административно-правовых, плановых заданий. Это касалось прежде всего военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т. д. Были уточнены условия договора жилищного найма (в связи с массовой эвакуацией и последующим возвращением жителей городов, введение льгот для семей военнослужащих и т.д.). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников: в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры.

Семейное право было уточнено с целью укрепления института брака, поощрения многодетных семей, повышения рождаемости, усиления заботы о сиротах. С 1 октября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным выдавались дополнительные пайки. В 1943 г. были уточнены нормы об опеке и усыновлении (усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей, с фамилией и отчеством усыновителей). По Указу Президиума ВС СССР от 8 июля 1944 г., только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода: он производился только в судебном порядке, причем в народном суде принимались меры к примирению супругов. Вопрос о разводе решал вышестоящий суд, если супруги не примирились. Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 дней. Увеличивалась государственная помощь многодетным и одиноким матерям.

Трудовое право. Для обеспечения работы предприятий и замены ушедших на фронт работников вводились чрезвычайные меры. Уже Указ Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. “О военном положении” предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указом от 26 июня 1941 г. “О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время” директорам предприятий было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР сверхурочные работы до 3 часов в день (кроме беременных женщин, начиная с шестого месяца, и кормящих матерей). Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Отменялись отпуска (кроме, как по болезни, беременности и родам, работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады.

Указом Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) на период военного времени для работы на производстве и строительстве. От мобилизации освобождались учащиеся, поступавшие в школы ФЗО и ремесленные училища, а также матери грудных детей (или детей до 8 лет, если некому было за ними ухаживать). Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев.

Колхозное право расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время на период войны был повышен обязательный минимум трудодней в году: до 100 в Московской и других специально указанных областях и до 120-в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году. Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней в сезон работ, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к судебной ответственности.

Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекались горожане, не работающие на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащиеся и студенты с оплатой в трудоднях и сохранением по месту работы 50% оклада, а студентам - стипендии.

Уголовное право. Довоенные нормы уголовного права были дополнены. Так, распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших ее документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

В 1943 г. была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Тогда же в уголовное право были введены новые виды наказаний - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками.

Таможенное право. На таможни были возложены обязанности по пропуску грузов, поступающих по ленд-лизу[103] и по линии Красного Креста. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались (с 1943 г.) беспошлинно. Правовое регулирование таможенного контроля осуществлялось на основе следующих документов:

‑ Инструкция НКВТ СССР от 6 апреля 1943 г. «О порядке расчета за получаемые в США капитанами советских судов предметы спецснабжения»;

‑ Инструкция НКВТ СССР от 18 ок4тября 1943 г. «О порядке оформления приобретенных в США советскими судами предметов техснабжения, продовольствия и бухгалтерских расчетов по этим приобретениям» и др.

В 1944 г. было открыто 22 таможни, 5 таможенных постов, организовано 42 временных поста для пропуска переселенцев, благотворительных грузов и обслуживания рыболовецких промыслов и портов Крайнего Севера.

!945 г. был годом наибольшей активности в деятельности таможенных органов. Их количество значительно выросло. В составе Главного таможенного управления были: отделение в Ашхабаде, 53 таможни и 34 таможенных поста. Штат таможенного ведомства составлял 1043 единицы.

Депортации народов.Во время перестройки одна из сильных идеологических кампаний была связана с проведенными накануне и во время войны депортациями (переселением) поляков, немцев, крымских татар, чеченцев и ряда других народов Кавказа. Было введено правовое понятие “репрессированные народы”. Главное обвинение Советского государства касалось не степени обоснованности этих репрессий, а их несовместимости с принципами правового государства.

Депортации по этническому признаку - не советское изобретение. В 1915-1916 гг. было проведено принудительное выселение немцев из прифронтовой полосы и даже из Приазовья. В том же 1915 г. по приказу верховного Главнокомандующего российской армией было выселено свыше 100 тыс. человек из Прибалтики на Алтай. В 1941 г. власти США даже не депортировали, а заключили в концлагерь на западном побережье и принудили к тяжелым работам в рудниках граждан японского происхождения - хотя никакой угрозы японского вторжения в США не было. Однако, по сути, депортация в СССР отличалась.

Превентивное выселение из районов с военным положением “потенциально опасных” элементов происходило накануне войны. Такими были, депортации немцев (950 тыс. человек, из них 450 тыс. из АССР немцев Повольжья), “польских осадников” из Западной Белоруссии и Украины (134 тыс. польских переселенцев после 1921 г., которые выполняли полицейские функции против местного населения) и др. После начала войны поляки были освобождены из спецпоселений и из них были сформированы две польские армии.

Более сложный вопрос - депортация как наказание. Современное право не признает коллективного наказания. Депортация была наказанием народа на солидарной основе (на принципе круговой поруки) за вину части мужчин. Применяя такое наказание, государство отказывалось от выяснения индивидуальной вины и преследования отдельных личностей. Это - вид наказания, свойственный традиционному обществу.

Необычность этого наказания видна уже из того, что при депортации не ликвидировались партийные и комсомольские организации. Так, среди чеченцев было более 1тыс. членов ВКП(б) и около 900 комсомольцев, сотни офицеров Красной Армии[104].

При депортациях происходили эксцессы, жестокости и преступления.[105] В прессе говорилось о массовой гибели крымских татар при транспортировке, хотя на деле именно для них она прошла сравнительно благополучно: из 151720 человек, депортированных в мае 1944 г., органами НКВД Узбекистана по актам было принято 151529 человек (умер в пути 191 человек).

Если говорить о сути, то это тип наказания, тяжелый для всех, был спасением для большой части мужчин, а значит для этноса. Если бы чеченцев судили индивидуально по законам военного времени, это было бы этноцидом - утрата такой части молодых мужчин подорвала бы демографический потенциал народа. Благодаря архаическому наказанию численность чеченцев и ингушей с 1944 по 1959 г. выросла на 14,2% (примерно так же, как у народов Кавказа, не подвергнувшихся депортации).

В местах поселения они получали образование на родном языке и не испытывали дискриминации при получении высшего образования. Они вернулись на Кавказ выросшим и окрепшим народом.

После 1945 г. на спецпоселения поступило 148 тыс. “власовцев”. По случаю победы их освободили от уголовной ответственности за измену Родине, ограничившись ссылкой. В 1951-52 гг. из их числа было освобождено 93,5 тыс. человек. Большинство литовцев, латышей и эстонцев, служивших в немецкой армии рядовыми и младшими командирами, были отпущены по домам до конца 1945 г.

Победа досталась нам дорогой ценой. По различным данным в годы войны Советский Союз потерял от 25 до 29 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и рабочих поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень, превращено в развалины 32 тыс. промышленных предприятий, подорвано 65 тыс. км. железнодорожных путей, разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС. Материальный ущерб нанесенный Советскому Союзу составил 2 трлн. 569 млрд. руб. в довоенных ценах.

Некоторые уроки Великой Отечественной войны. Что же показала большая и длительная война?

1. Силу, эффективность и гибкость всего государственного аппарата.

В краткие сроки и в условиях шока от тяжелого внезапного удара госаппарат выполнил небывалые по масштабам программы. Примерами служат: перемещение из европейской части за 4-5 тыс. км на Восток половины промышленности страны почти без перерыва в ее работе; эвакуация 12 миллионов жителей, их размещение и трудоустройство; перемещение огромного количества скота и машин из колхозов и совхозов оставляемых районов. Это было возможно лишь при условии, что все звенья аппарата, помимо точного выполнения команд, проявляли большую инициативу и ответственность.

2. Огромные возможности плановой системы производства и распределения.

Переналадка промышленности на военные цели с быстрым наращиванием общего объема производства по темпам и эффективности превзошла все ожидания западных экспертов. Объем валовой продукции промышленности с июня по декабрь 1941 г. уменьшился в 1,9 раза. Но уже в 1943 г. уровень промышленного производства достиг 90%, а продукции машиностроения - 142% от уровня 1940 г.

В оборонной промышленности довоенный уровень был превзойден уже в 1942 г.: СССР превзошел Германию по выпуску танков в 3,9 раза, боевых самолетов в 1,9 раза, орудий всех видов в 3,1 раза. При этом быстро совершенствовалась организация и технология производства: в 1944 г. себестоимость всех видов военной продукции сократилась по сравнению с 1940 г. в 2 раза.

Система заготовок и снабжения населения продовольствием (“карточки”) обеспечила армию и тыл приемлемым питанием.[106] Планирование быстро осваивало новые методы: снабжение, подготовка и проведение Сталинградской битвы планировались по программно-целевому методу с линейным программированием (впоследствии за разработку метода академик Л.В. Канторович получил Нобелевскую премию).

Устойчивость плановой системы проявилась и в том, что уже с августа 1943 г. Госплан начал разработку пятилетнего плана восстановления народного хозяйства СССР, что помогло возродить экономику в невиданно короткий срок. С начала 1943 г. готовилась и денежная реформа, и СССР смог провести ее (с отменой карточек) уже в 1947 г., намного раньше других стран. Эффективная работа Госбанка, Наркомфина и Госплана позволила сохранить в условиях войны финансовую систему и не допустить гиперинфляции. Снабжение армии и боевые действия надежно финансировались, но дефицит госбюджета был очень небольшим, а в 1944 г. доходы уже значительно превысили расходы.[107]

3. Устойчивость социального и национального жизнеустройства.

Доктрина войны против СССР исходила из наличия глубокого подспудного возмущения народа экспроприациями, коллективизацией, национальным угнетением и репрессиями. Рационально было предположить, что внешняя стабильность советского строя держится на страхе и силе, и в условиях тяжелой войны этот строй будет взорван внутренними противоречиями. На деле все социальные группы (включая сосланных кулаков) и все народы, за исключением части националистов на Кавказе и на Украине, выступили на защиту СССР. Это подвело итог, баланс обид и приобретений, дефектов и достоинств. После войны начался новый исторический счет.

4. Силу и эффективность советской системы образования и воспитания.

Немецкие специалисты отметили важное отличие советского солдата: общую для всех готовность при гибели командира быстро и без колебаний брать на себя командование.

Советская школа воспитала уверенных в себе, духовно свободных людей с широким кругозором и внутренним достоинством. В боевой обстановке выявилась суть единой общеобразовательной школы, не делящей людей на массу и элиту.

Вторая особенность - общая для советского солдата способность быстро преодолевать ненависть, так что при ведении войны на территории Германии произошло небывало малое число эксцессов.[108]

5. Силу и гибкость советской системы науки и техники.

Государственная система организации науки позволила с очень скромными средствами выполнить множество проектов с высоким уровнем творчества и новаторства, соединяя чисто практические технические разработки с самым передовым фундаментальным знанием. Примерами служат не только лучшие и оригинальные виды военной техники (танк Т-34, система реактивного залпового огня “Катюша” и ракеты “воздух-воздух”, автомат Калашникова и т.д.[109]), но и крупные научно-технические программы типа создания атомного оружия.

Мобильность и эффективность советской научно-технической системы не укладывалась в западные стандарты. В 1939-1940 гг., показывая свою верность Пакту о ненападении, Германия продала СССР ряд образцов новейшей военной техники и новейших технологий. Гитлер разрешил это, получив от немецких экспертов заверения, что СССР ни в коем случае не успеет освоить их в производстве. Это было ошибкой.

6. Эффективность системы здравоохранения.

В условиях, когда основная масса врачей была мобилизована на фронт, страна прошла войну без крупных эпидемий и большого повышения смертности от болезней. В СССР был достигнут самый высокий уровень возврата раненых в строй (73%).[110]

Таким образом, война была проверкой прочности Советского государства, исходя из названных критериев. Она показала не умозрительно, а через самые критические события, что в СССР уже состоялось национальное примирение после столкновений гражданской войны, коллективизации и репрессий. СССР вошел в войну с единым народом и как единое государство.

 


Лекция 17. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945 – 1985 гг.)

Историография проблемы. Восстановительный период. Реформы Н. С. Хрущева.

Период стабильного развития (“эпоха застоя”). Конституция СССР 1977 года и РСФСР 1978 года. Предпосылки перестройки

 

Историография проблемы. Исторические исследования этого этапа в истории нашей страны достаточно обширны, многообразны и противоречивы. После ХХ съезда КПСС историки стали достаточно открыто говорить о допущенных ошибках и злоупотреблениях, хотя правильность проводимого страной политического курса не оспаривалась.

Наибольшие споры вызывала и вызывает оценка внешнеполитической деятельности Советского государства. Существуют диаметрально противоположные точки зрения на причины «холодной войны» и её виновников. В советской историографии до начала 90-х годов преобладала однозначная оценка – вину за послевоенное противостояние возлагали на США и его союзников. На Западе, в свою очередь, «холодная война» рассматривалась как результат «экспансии мирового коммунизма», как стремление западных стран противостоять коммунистической агрессии. Наиболее четко эта концепция прослеживается у Н. Верта. Сейчас эта точка зрения утверждается и у нас. Ряд историков (Н.В. Загладин – СССР, Дж.Гейтс – США) выводят «холодную войну из господствующих в обеих лагерях идейных и политических взглядов. Исходя из этого, нелогично возлагать вину на одну из сторон и обелять другую. И СССР и США все делали для складывания военно-блоковой системы. В общем то, это и обеспечивало военно-стратегическое равновесие в мире.

Анализ экономической ситуации 40-50-х годов дается в работах Г.А. Медведева, Е.Ю. Зубковой, Л.А. Гордона, Э.В. Клопова. Политическая система страны исследуется в работах Г.А. Медведева.

Из зарубежных авторов данный период наиболее полно исследован в работах Дж.Боффа, Н.Верта.

Также достаточно многообразна литература, посвященная периоду стабильного развития советского общества («периоду застоя»). В исследованиях, написанных до середины 80-х годов характерна апологетическая направленность, отсутствие критического анализа, идеологизированность изложения. В исторической литературе утвердилась концепция «развитого социализма», последовательно проводился тезис о высокой степени зрелости советского общества, отсутствии в нем каких-либо противоречий.

В то же время многие труды того периода содержат значительный фактический материал и могут использоваться при соответствующем критическом подходе (см., например: Берхин И.Б. История СССР.М.,1972).

Книги, вышедшие в конце 80-х – начале 90-х годов подчеркнуто деполитизированы. В них содержится объективный анализ как определенных достижений советского общества и государства, так и имевшие место просчеты, ошибки и недостатки. Историография приходит к выводу, что политическая и экономическая система, сложившаяся в 20 – 30-е годы, пришла в противоречие с реалиями жизни и требует кардинальных изменений.

Выходит ряд коллективных работ комплексного характера, анализирующих различные стороны развития общества, пытающихся вскрыть причины просчетов и неудач во внутренней и внешней политике: «На пороге кризиса», «Механизм торможения», «Миф о застое» и др. Большую популярность получили работы иностранных авторов: двухтомная «История Советского Союза» Дж. Боффа; «История Советского государства» Н.Верта. Но здесь следует иметь ввиду, что эти книги достаточно односторонни, идеологизированы.

В последнее время в отечественной историографии появилась новая тенденция – антикоммунизм, являющаяся зеркальным отражением прежней советской историографии.

Периодизация. После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни Советского государства. Он оказался самым трудным и завершился уничтожением как СССР и его государственной системы, так и созданного этим государством жизнеустройства (этот процесс еще не вполне завершен).

Послевоенный период делится на четыре этапа, которые частично перекрываются во времени и имеют условные названия: восстановительный период и “завершение сталинизма” (1945-1953 гг.); “реформы Хрущева” (1953 - 1964 гг.); период стабильного развития “эпоха застоя” (1965 - 1985 гг.); “перестройка” (1985-1991 гг.).

Все эти периоды отражают четыре крупные социально-философские доктрины, тесно связанные с мировыми процессами и с переменами в общественной мысли. Суть их выражается не в зигзагах, дефектах личностей или ошибочных решениях. Каждый этап имел свой вектор и был крупным, важным для мира и опасным для страны экспериментом.

Восстановительный период. Первый этап периода был продолжением “мобилизационного социализма” 30-х гг., но на радостной ноте, с настроением победителей. По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г. по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г.

При этом страшная засуха на значительной территории европейской части СССР в 1946 г. привела к голоду с гибелью людей и как бы “продолжила войну”. Такой засухи не было в нашей стране более 50 лет. Реально в общественном сознании переход “на мирные рельсы” произошел в конце 1947 г., с отменой карточек и денежной реформой. При этой реформе (деноминации 10:1) малые и средние вклады в сберкассах не пострадали: они были автоматически увеличены в 10 раз.

Восполнить потери села было труднее: оно понесло главные утраты людей, было сожжено более 70 тыс. сел и деревень, угнано 17 млн. голов крупного рогатого скота (для сравнения - на 1 января 1998 г. в Российской Федерации имелось 31,7 млн. голов).

Очень быстро после войны СССР восстановил благоприятную демографическую ситуацию, что является важным показателем состояния общества. Вот данные (на 1 тыс. человек):

  родилось умерло естественный прирост
47,0 30,2 16,8
31,3 18,1 13,2
26,7 9,7 17,0
24,9 7,1 17,8

Из этих данных, кстати, видно, насколько несостоятельны часто упоминаемые в прессе прогнозы 1897 г., согласно которым в России к середине XX в. население должно было составить 540 млн. человек (“если бы не Советская власть”). Даже до начала массовой урбанизации, при которой резко снижается рождаемость, естественный прирост в России в самом благоприятном 1913 г. был ниже, чем в 1950-1960 гг.

Война усилила морально-политическое единство советского общества (тоталитаризм), символом которого продолжал быть культ личности И.В. Сталина.

В ответ, как бы в вознаграждение народу за перегрузки двух десятилетий, принципом государственной политики было сделано постоянное, хотя бы и скромное, улучшение благосостояния населения. Это выразилось, например, в крупных и регулярных снижениях цен (13 раз за 6 лет; с 1946 по 1950 г. хлеб подешевел втрое, а мясо - в 2,5 раза). Именно тогда возникли закрепленные в государственной идеологии специфические стереотипы советского массового сознания: уверенность в завтрашнем дне и убеждение, что жизнь может только улучшаться.

Условием для этого было усиление финансовой системы государства в тесной связи с планированием. Для сохранения этой системы СССР пошел на важный шаг: отказался вступить в МВФ и Международный банк реконструкции и развития, а 1 марта 1950 г. вообще вышел из долларовой зоны, переведя определение курса рубля на золотую основу. В СССР были созданы крупные золотые запасы, рубль был неконвертируемым, что позволяло поддерживать очень низкие цены и не допускать инфляции.

Вскоре после окончания войны, уже в 1946 г., возник внешний фактор, который предопределил главные критерии в деятельности государства, в правотворчестве и практике идеологических и репрессивных органов, - фактор холодной войны.

В общественном сознании и в советское, и в нынешнее время было создано неверное представление об этом новом явлении в мировой политике (в СССР - из-за стремления разрядить обстановку, сегодня - в надежде на сближение с Западом).

Сейчас, когда в США опубликованы документы первого периода холодной войны, очевидно, что это была именно война, ставящая целью уничтожение СССР и Советского государства.

Доктрина войны предписывала ведение двух параллельных программ: гонку вооружений с целью истощения советской экономики и идеологическую обработку верхушки партийно-государственной номенклатуры.

У. Фостер, министр в администрации при Г. Трумене и при Р. Кеннеди, обосновывал удвоение военных расходов США тем, что это “лишит русский народ трети и так очень скудных товаров народного потребления, которыми он располагает”.

Автор доктрины холодной войны Дж. Кеннан отмечал в 1965 г., что цели НАТО не могли быть достигнуты “без абсолютного военного поражения Советского Союза или без фантастического, необъяснимого и невероятного переворота в политических установках его руководителей”.

Программу экономического удушения СССР нейтрализовал, однако программа “переворота в политических установках его руководителей” была удачной и привела Запад к победе. В советской государственности были найдены уязвимые точки.

Защита против первой программы (гонки вооружений) потребовала уже в течение восстановительного периода перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны, ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет).

Работа большого числа ведомств стала строиться на основе межотраслевых целевых программ. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей (и, тем самым, позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат минометного вооружения - в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности - в Наркомат транспортного машиностроения и т.д.

Для управления восстановительными работами на несколько лет были созданы специализированные министерства (в том числе путем выделения из НКВД с его строительными организациями): Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии. Наркомат по строительству топливных предприятий и др. В 1950 г. был учрежден Госстрой СССР. С 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами, а СНК СССР - Советом Министров СССР.

В результате массовой эвакуации промышленности на Восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны.

Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления. В него, наряду с отраслевым, стал вводиться территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

В конце первого этапа произошел обратный процесс - укрупнения министерств (из 24 осталось 11). Становилась все более сложной проблема разделения народнохозяйственного комплекса на управляемые “отрасли”, поскольку и продукция, и технология промышленности усложнялись и становились все более “межотраслевыми”. Реорганизация 1953 г. не дала эффекта, и к началу 1954 г. министерства были разукрупнены (в 1954 г. их стало 25).

Некоторые изменения были связаны с новой международной обстановкой. Возникла мировая социалистическая система из 13 стран (Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Китай, КНДР, Монголия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия, Югославия). В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).