Лекция 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ (1918-1921 гг.).

Причины и предпосылки Гражданской войны и иностранной военной интервенции

(1918-1922 гг.). Создание и развитие системы чрезвычайных органов Советской власти. Судебная система. Разработка альтернативных проектов государственности на территории России.

Причины и предпосылки Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 ‑ 1920 гг.). Гражданская война в России сложнее, чем противоречия между рабочими и капиталистами, крестьянами и помещиками. Она включала в себя борьбу социалистических, анархических, буржуазно-демократических, реакционно-монархических сил, центробежных и центростремительных тенденций, национальных и политических течений.

В отличие от обычных войн гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных. Трудно установить определенную дату ее начала, четко провести линию фронта.

Применяя принципы цивилизационного подхода к познанию истории, следует отметить, что гражданские войны известны в истории начиная с древнейших времен. Существует общее суждение о том, что гражданская война – это война между гражданами одного государства или самая острая форма классовой борьбы (В.И. Ленин). Вместе с тем, гражданские войны, например, в Англии (XVII в.), в США (1861-1865 гг.), в Испании (30-е годы ХХ в.) при наличии некоторых общих черт имели свои особенности, совершенно различными были противоборствующие силы, их соотношение, их цели.

В этой связи, можно согласиться с определением гражданской войны в России 1917-1922 гг., данную академиком Ю.А. Поляковым: «Гражданская война в России – это длившаяся около 6 лет вооруженное противоборство между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия, прошедшее при активно вмешательстве иностранных сил различные этапы и стадии, принимавшая различные формы, включая восстания, мятежи, разрозненные столкновения, крупномасштабные военные операции с участием регулярных армий, действия вооруженных отрядов в тылу существующих правительств и государственных образований, диверсионно-террористические акции»[61].

Данное определение не противоречит сущности гражданской войны, которую выделил В.И. Ленин в своей работе «Русская революция и гражданская война». Он подчеркнул, что гражданская война – это наиболее острая форма классовой борьбы, это борьба за власть одного класса против другого класса, когда экономические и политические столкновения борющихся классов перерастают в вооруженную борьбу.

Причина гражданской войны в России – не в попытках различных партий и группировок захватить или вернуть политическую власть, а в глубинных общественных процессах, которые привели общество к той грани, за которой начался этап вооруженного насилия, массовых репрессий и террора.

Гражданская война была многофазовым явлением.

1 фаза – февраль-март 1917 г.–свержение самодержавия, раскол общества главным образом по социальному признаку. 2 фаза – март-октябрь 1917 г.–усиление социально-политического противостояния в обществе, эскалация насилия.
   
3 фаза – октябрь 1917 – март 1918 г. ‑насильственное свержение Временного правительства, установление Советской власти в России, новый раскол общества, распространение вооруженной борьбы. 4 фаза – март-июнь 1918 г. – дальнейшая эскалация насилия, террор с обеих сторон, локальные военные действия, формирование Белой и Красной армий.
   
5 фаза – лето 1918 г. – конец 1920 г. – «большая гражданская война», время ожесточенных сражений между массовыми регулярными войсками, милитаризация экономики. 6 фаза – 1921-1922 гг. – постепенное затухание гражданской войны, ее локализация и полное окончание.

Первым этапом гражданской войны стала Февральская революция 1917 года. Вооруженные столкновения в Петрограде были весьма ожесточенными и привели к значительным жертвам. Во время восстания было убито 169 человек и ранено около 1000.

В дни Февральской революции возникла атмосфера жестокости и вражды в обществе. Начались преследования офицеров. На Балтийском флоте были убиты: командующий флотом адмирал А. Непенин, адмиралы А. Бутаков и В. Вирен, генерал К. Стронский, другие офицеры. Многие адмиралы и офицеры были арестованы.

Нарастание такой ненависти в среде имущих классов и значительной части культурного слоя России отмечалось многими наблюдателями, уже начиная с лета 1917 г.

До конца 1918 г. протекал период "созревания" и оформления ее идеологии. Темная ненависть к "восставшему хаму" приобрела культурно приемлемые формы ненависти к политической власти большевиков как узурпаторов и губителей России.

Вот как И. Бунин в известной книге "Окаянные дни" описывает рядовую рабочую демонстрацию в Москве 25 февраля 1918 г., когда до реальной войны было еще далеко: "Голоса утробные,, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские... И какие мерзкие даже и по цвету лица, желтые и мышиные волосы. У солдат и рабочих, то и дело грохочущих на грузовиках, морды торжествующие... А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметричными чертами среди этих красноармейцев и вообще среди русского простонародья, - сколько их, этих атавистических особей". Здесь - представление всего "русского простонародья" как не ближнего.

В ответ на этот все более интенсивно демонстрируемый расизм «простонародье», причем уже вооруженное и знающее свою силу, очень долго отвечало множеством разного рода примирительных жестов. Это отражено во многих документах эпохи (например, в очень скрупулезных дневниках писателя М.М. Пришвина, вовлеченного в гущу событий в деревне и в столицах).

В целом примирительные шаги, «простонародья» были имущими классами явно и четко отвергнуты. Это вызвало ответный социальный расизм, быстро достигший уровня ненависти и даже ярости.

Основные фазы Гражданской войны приходятся на период после октября 1917 года по 1922 год.

Официальная советская история героизировала гражданскую войну и создала ряд упрощающих ее мифов. Сегодня, в условиях общего культурного кризиса, легче эти мифы преодолеть: легче - не значит легко, но это надо сделать.

Во-первых, гражданская война была порождена не только классовым, но и цивилизационным конфликтом. Нация была расколота примерно пополам (значит, не по классовому признаку).

Очень важным для понимания характера конфликта является раскол культурного слоя, представленного офицерством. В Красной Армии служили 70-75 тыс. офицеров, т.е. 30% всего офицерского корпуса России (из них 12 тыс. до этого были в Белой армии). В Белой армии служили около 100 тыс. (40%), остальные бывшие офицеры уклонились от участия в военном конфликте. В Красной Армии было 775 бывших генералов и 1726 офицеров Генерального штаба (из них только 5 чел. изменили Советской власти), в Белой – 750. Цвет российского офицерства разделился пополам. При этом офицеры, за редкими исключениями, не становились на "классовую позицию" большевиков и не вступали в партию. Они выбрали красных как выразителей определенного цивилизационного пути, что принципиально расходился с тем, но которому пошли белые.

Во-вторых, война против Советского государства, в основном, не имела целью реставрировать Российскую империю в виде монархии. Это была "война Февраля и Октября" - столкновение двух революционных проектов[62].

В-третьих, противником сильной царской империи был и Запад, который на деле и определял действия белых. Приняв от Антанты не только материальную, но и военную помощь в форме иностранной интервенции, антисоветская контрреволюция быстро лишилась даже внешних черт патриотического движения и предстала перед народом как прозападная сила, ведущая к потере целостности и независимости России (Колчак называл себя «кондотьером»).

Интервенция изменила соотношение сил в России не в пользу Советов, сделал исход борьбы неопределенным, затянула ее, в огромной степени умножила жертвы и страдания народов России.

Это во многом предопределило утрату широкой поддержки населения и поражение Белой армии. Напротив, Красная Армия все больше воспринималась как сила, восстанавливающая государственность и суверенитет России.

Бескровно получив власть в октябре 1917 г., Советское правительство, естественно, делало все возможное, чтобы избежать гражданской войны. Известный тезис о «превращении войны империалистической в войну гражданскую» имел чисто теоретический характер и никакого воздействия на общественную практику не оказал. После Февраля он был снят и заменен лозунгом справедливого демократического мира. После Октября, во время наступления немцев (1918 г.), был выдвинут лозунг «Социалистическое Отечество в опасности!».

С целью предотвратить столкновение Советским правительством было сделано много примирительных шагов: отменена смертная казнь; освобождение без наказания участников первых антисоветских мятежей (Корнилова, Краснова, Каледина); многократные предложения левым партия образовать правительственную коалицию; отказ от репрессий в отношении членов Временного правительства и ушедших в подполье депутатам Учредительного собрания, даже отказ от репрессий в отношении участников крайне опасного левоэсеровского мятежа в июле 1918 года в Москве[63], амнистия в честь первой годовщины Октября.

В целях примирения Советская власть смотрела сквозь пальцы на нарушение официальных запретов: еще летом 1918 г. издавалась газета запрещенной партии кадетов, выходили газеты меньшевиков и анархистов. Даже после разгрома ВЧК "анархистских центров" в Москве Н. Махно летом 1918 г. приезжал в Москву и имел беседы с Лениным и Свердловым.

Первые месяцы Советской власти породили надежды на мирный исход революции без крупномасштабной войны.

О том, что эти надежды советского руководства были искренними, говорят планы хозяйственного и культурного строительства и особенно начавшаяся реализация крупных программ. Например, открытие в 1918 г. большого числа (33) научных институтов, организация ряда геологических экспедиций, начало строительства сети электростанций или программа "Памятники республики". Никто не начинает таких дел, если считает неминуемой близкую войну.

В целом Советское государство создавало механизм, подавляющий тенденцию к гражданской войне, но сила его оказалась недостаточной. Даже для тех действий, которые сегодня многие относят к разряду ошибочных или преступных, в тот момент было трудно предсказать итоговый эффект с точки зрения разжигания или гашения войны.

К таким действиям относится красный террор. Первые полгода в 1918 г. не было никакого “красного террора”. Жандармский генерал Спиридович писал в своих мемуарах, что до лета 1918 года он преспокойно жил в Москве, ничуть не скрываясь от властей.

В первые месяцы после революции практически все пытавшиеся воевать с Советской Россией генералы отпускались под честное слово не принимать более участия в вооруженной борьбе. Они же пробирались на юг и без особого промедления формировали отряды для борьбы с Советами. Так генерал Корнилов начал формировать свои части еже в январе 1918 года. И тогда же он отдал приказ пленных не брать.

Советское государство объявило красный террор как ответ на обострившийся летом 1918 г. белый террор, после покушения на В.И Ленина 30 августа (в организации белого террора, были, кстати, замешаны английские спецслужбы, что признает в своих мемуарах дипломат Локкарт).

Государственным актом, вводившим эту меру, было воззвание ВЦИК от 2 сентября, а исполнителем - ВЧК. Самой крупной акцией был расстрел в Петрограде 512 представителей высшей буржуазной элиты (бывших сановников и министров, даже профессоров).

Списки расстрелянных вывешивались (по официальным данным, всего в Петрограде в ходе красного террора было расстреляно около 800 человек).

Прекращен красный террор постановлением VI Всероссийского съезда Советов 6 ноября 1918 г., фактически в большинстве районов России он был закончен в сентябре - октябре.

Проявлением массового «белого террора» был расстрел около 500 солдат в московском Кремле (28 октября 1917 года), массовые убийства в Оренбурге казаками Дутова (ноябрь 1917 года), избиения раненых красногвардейцев в январе 1918 года под Саратовом и др[64]. Различные формы террора использовали и приверженцы Учредительного собрания (Комуч в Самаре, Временное областное собрание на Урале, Временное Сибирское правительство, Верховное управление Северной области), и собственно белое движение.

В декабре 1917 г. власть в Киеве захватили вооруженные отряды Центральной Рады. Большевистское правительство переместилось в Харьков. Леонид Пятаков, брат видного советского деятеля Георгия Пятакова, не успел покинуть город и попал в руки “самостийников”. Его тело было обнаружено в январе, когда большевики вернулись. На месте сердца была глубокая воронка, просверленная очевидно шашкой, а руки были совершенно изрезаны: как объясняли врачи, ему, живому, высверливали сердце, и он конвульсивно хватался за клинок сверлящей шашки.

Это далеко не единственные примеры зверств противников Советской власти.

Приход к власти «учредиловцев» в городах Поволжья летом 1918 года сопровождался массовыми расправами над функционерами и сторонниками Советской власти, запретами на профессии[65]. В первые же дни только в Самаре по подозрению в большевизме были арестованы 66 человек, которые в основном стали жертвой самосудов[66].

В августе 1918 года Колчак писал: «Гражданская война по необходимости должна быть беспощадной. Командирам я приказываю расстреливать всех захваченных коммунистов. Сейчас мы делаем ставку на штыки»[67].

Одним из первых ведомств Комучем были созданы государственная охрана (контрразведка, в города по 60-100 чел.), военно-полевые суды, выносившие, как правило, смертные приговоры, поезда и «баржи смерти». Под трибунал можно было угодить, в том числе, и за распространение необоснованных слухов. Пленных красноармейцев сотнями расстреливали по ночам, выбрасывая трупы в реку.

Когда в Бугурусланском уезде сразу семь волостей отказались дать новобранцев, то «для примера» одно из сел было окружено войсками и расстреляно из пушек и пулеметов.

В сентябре 1918 г. восстали рабочие Казанского порохового завода, протестуя против террора, мобилизации в армию и ухудшения жизни. Комендант города расстрелял митинг опять-таки из пушек и пулеметов. В октябре рабочие г. Иващенкова выступили против демонтажа предприятий и эвакуации их в Сибирь. Прибыли каратели и перебили около тысячи человек, в т.ч. женщин и детей, без разбора.

Вот что писал орган казанских меньшевиков: «В рабочих кварталах настроение подавленное. Ловля большевицких деятелей и комиссаров продолжается, усиливается. И, самое главное, страдают не те, кого ловят, а просто сознательные рабочие: члены социалистических партий, профсоюзов, кооперативов. Шпионаж, предательство цветет пышным цветом… Жажда крови омрачила умы. Особенно стараются члены карательных комитетов…». Практически тоже самое творилось и в Сибири, где действовало Временное сибирское правительство.

«Режим террора, ‑ признавал комучевец С.Николаев, ‑ принял особо жестокие формы в Среднем Поволжье»[68].

За год пребывания у власти комучевцев на северной территории с населением в 400 тыс.человек через архангельскую тюрьму прошло 38 тыс.арестованных.Из них 8 тыс.было расстреляно и более тысячи умерло от побоев и болезней[69].

Временное областное правительство Урала также правило тоже с помощью кнута и пулемета. О происходящем здесь исчерпывающе показывает отрывок из заявления Центрального областного бюро профсоюзов Урала: «Вот уже второй месяц идет со дня занятия Екатеринбурга и части Урала войсками Временного сибирского правительства и войсками чехословаков, и второй месяц граждане не могут избавиться от кошмара беспричинных арестов, самосудов и расстрелов без суда и следствия».

Город Екатеринбург превращен в одну сплошную тюрьму, заполнены почти все здания, в большинстве невинно арестованными. Аресты, обыски и безответственная и бесконтрольная расправа с мирным населением Екатеринбурга и заводов Урала производится как в Екатеринбурге, так и по заводам различными учреждениями и лицами, неизвестно какими выборными организациями, уполномоченными.

Арестовывают все кому не лень, как то военный контроль, комендатура и районные комиссии, чешская контрразведка, военно-уполномоченные заводских районов и различного рода должностные лица.

А вот, что писал министр внутренних дел Верховного управления Северной области главе этого органа народному социалисту Чайковскому: «Разве без вашего ведома на фронтах (например, на Пинежском и Печоре) не творились военные ужасы, не заполнялись проруби живыми людьми?... Вспомните тюрьму на острове Мудьюг, в Белом море, основанную союзниками, где содержались «военнопленные», т.е. все, кто подозревался союзной военной властью в сочувствии большевикам… 30% смертей арестованных за пять месяцев от цинги и тифа, держали арестованных впроголодь, избиения, холодный карцер в погребе и мерзлой земле…».

В ноябре 1918 года пришедший к власти в Сибири Колчак начал с высылки и убийства эсеров. «Рабочих арестовывать запрещаю, а приказываю расстреливать или вешать»; «Приказываю всех арестованных рабочих повесить на главной улице и не снимать три дня» ‑ это из приказов красновского есаула коменданта Макеевского района от 10 ноября 1918 года[70].

Карательный аппарат колчаковское правительство создавало на основе традиций дореволюционной России, но меняя наименования: вместо жандармерии – государственная охрана, полиции – милиция и т.д. Управляющие карательными органами в губерниях весной 1919 года требовали не соблюдать юридические нормы, созданные для мирного времени, а исходить из целесообразности. Колчаковский генерал Сахаров приказом по армии 12 октября 1919 г. требовал расстреливать каждого десятого заложника или жителя, а также в случае вооруженных выступлений против военных «такие населенные пункты немедленно окружать, всех жителей расстреливать, а само селение уничтожать дотла».[71]

Как свидетельствует командующий войсками США в Сибири генерал Грэвс, «в восточной Сибири на каждого человека, убитого большевиками, приходилось сто человек, убитых антибольшевистскими элементами» и «количество большевиков в Сибири ко времени Колчака увеличилась во много раз в сравнении с количеством к моменту нашего прихода»[72].

Поэтому политика Колчака не получила поддержки среди населения Сибири и на Урале. Из примерно 400 тысяч красных партизан того времени 150 тысяч действовали против него, а среди них 4-5% было зажиточных крестьян[73].

На территории, захваченной генералом Деникиным, государственная стража составляла почти 78 тыс.человек. Для сравнения, всего в деникинской армии было 110 тыс. штыков и сабель[74]. Грабежи, мародерство, жестокости военных по отношению к мирному населению ‑ все это процветало на территории, подконтрольной Добровольческой армии. При его командовании произошло 226 еврейских погромов, в результате которых погибли тысячи невинных людей[75].

Многочисленные свидетельства говорят о жестокости карательной политики Врангеля, Юденича и других белых генералов[76]. Их дополняли действия многочисленных атаманов, выступавших от имени регулярных белых армий.

К весне 1918 года обострились противоречия между левыми эсерами и большевиками. Теряя поддержку трудящихся, левые эсеры постепенно превращались в выразителей интересов мелкой сельской и городской буржуазии. С мая 1918 года левые эсеры приступили к созданию боевых дружин для борьбы с большевиками. 6 июля 1918 г. в целях провоцирования войны с Германией левые эсеры Я. Блюмкин и Н. Андреев убили германского посла в Москве В. Мирбаха. В тот же день начался левоэсеровский мятеж. Произошли вооруженные столкновения. Этот мятеж был остаточно быстро ликвидирован, так как его не поддержали широкие трудящиеся массы. Левые эсеры были исключены из состава Советов. Партия раскололась.

На позиции террора перешла и часть анархистов. В сентябре 1919 г. в помещении Московского комитета РКП(б) они взорвали бомбу, в результате чего пострадало более 30 человек.

По всей территории страны действовали многочисленные и “разноцветные” банды. Так на Дальнем Востоке, банда атамана Тряпицына захватила г. Николаевск-на-Амуре и за три месяца вырезала 10 тыс. чел. из двенадцатитысячного населения, а заодно и находившийся там японский гарнизон.

Антисоветские силы, получившие название «белое движение», включали в себя ряд групп различной политической ориентации:

1. Представители консервативно-охранительного направления, сторонники восстановления российского самодержавия в его классическом виде. Это было в целом немногочисленное патриотическое движение, обращенное в прошлое и не желавшее считаться с реальностью.

2. Офицерство старой русской армии, которое составляло ядро антисоветских сил. Как уже отмечалось выше, на стороне белых воевало около 100 тысяч бывших царских офицеров.

3. Казачество. На протяжении многих веков царский режим сформировал из них одну из важнейших своих опор. Советскую власть ни Дон, ни Кубань, ни Урал не признали.

4. Представители той части российского общества, которая ориентировалась на западный тип развития. К ним относились представители буржуазных партий и организаций.

Это были основные силы, входившие в белое движение. Белый цвет – это цвет аристократии, «белая кость», так говорили об аристократах. В России белый цвет символизировал государственность. Личный царский штандарт был белый с золотом: на белом фоне золотой двуглавый орел.

Политическая программа белого движения включала:

- ликвидацию власти большевиков и установление в стране порядка;

- восстановление единой и неделимой России;

- созыв Народного собрания на основах всеобщего избирательного права;

децентрализация власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления;

- гарантии гражданской свободы и свободы вероисповедания;

- проведение земельной реформы.

Программа носила общий, декларативный характер. Она мало кого устраивала. Белое движение было обречено с самого начала.

Следуя догмам европейского рационализма, идеологи Белого движения видели лишь социальный конфликт, игнорируя его национальный смысл. Сейчас кажется поразительным, как они могли не видеть несовместимости главных целей движения (либерально-буржуазный порядок - и "единая и неделимая Россия"). Но они действительно ее не видели.

Наконец, идеологи Белого движения питали необоснованные иллюзии относительно помощи Запада. Строго говоря, белые «втянулись» в полномасштабную гражданскую войну вслед за иностранной интервенцией как ее «второй эшелон».

Первыми актом систематической войны была высадка в марте 1918 г. английских войск на Севере, японцев и англичан во Владивостоке и мятеж чехословацкого корпуса в Поволжье, на Урале и в Сибири.

Были неверно оценены и мотивы, и возможности западной помощи. Не имея возможности развивать эту тему, отметим лишь факт: как только правящие круги Запада убедились, что белые овладеть ситуацией в России не смогут, они прекратили их поддержку. Более перспективными стали представляться те силы внутри компартии, которые были ориентированы на "мировую революцию ", то есть не на национальные интересы России, а на включение страны в глобальную систему (ее идеологическая окраска - вещь второстепенная).

Неверная оценка соотношения сил верхушкой белых толкнула их к войне. Война стала фактом, и в строительстве государства, в правовых нормах и процедурах.

По оценкам историков, в ходе гражданской войны в России погибло около 12 млн. человек, причем подавляющее большинство - не на поле боя и не от репрессий, а от голода, болезней и особенно эпидемий (тифа), а также от «молекулярных», местных конфликтов, не связанных с целями воюющих сторон.

Изменения в системе государственных органов в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Летом 1918 года Советская Россия вступила в фазу «большой гражданской войны» и иностранной военной интервенции. На первое место в деятельности всех звеньев советского государства выдвинулась защита революции.

2 сентября 1918 года Декретом ВЦИК Советская Республика была провозглашена военным лагерем. Это положило начало разработке и постепенному введению целого ряда мероприятий, составивших в совокупности политику «военного коммунизма».

Таким образом, потребности проведения в жизнь нововведений повлекли за собой перестройку государственного аппарата с целью максимального его приспособления к чрезвычайным условиям гражданской войны. Задача состояла в том, чтобы приспособить к военным условиям уже сложившийся государственный аппарат.

В этот период созывались Всероссийские съезды Советов (ноябрь 1918 г., декабрь 1919 г., декабрь 1920 г.), где обсуждались экономические проблемы, вопросы укрепления законности и совершенствования государственного аппарата, советского строительства.

В декабре 1919 года постановление Съезда «О советском строительстве» был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Сессии проходили каждые два месяца, чрезвычайные - по мере необходимости, по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК.

При переходе к такому порядку работы ВЦИК изменился характер деятельности его Президиума: он руководил заседаниями ВЦИК; решал отдельные вопросы в период между сессиями; утверждал или приостанавливал акты СНК, отменял постановления СНК; издавал свои постановления от имени ВЦИК.

С декабря 1920 года Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. При ВЦИК создаются постоянные и временные комиссии, где работали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, представители различных государственных органов.

Особое место среди высших органов государственной власти занимал в годы Гражданской войны Совет Рабочей и Крестьянской Обороны. Он был создан постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 года в связи с проведением в жизнь Декрета от 2 сентября 1918 года, объявившим Советскую Россию военным лагерем[77]. В состав СРКО входили: председатель РВС, нарком путей сообщения, зам. наркома продовольствия, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и др.. Совет возглавил В. И. Ленин.

В первоначальном составе СРКО были И. В. Сталин (ВЦИК), Л.Д. Троцкий (РВСР), Л.Б. Красин (ЧК по снабжению КА), В.И.Невский (НКПС), Н.Л. Брюханов (НК продовольствия Г.Н. Мельничанский (профсоюзы), В.П. Милютин (ВСНХ), С.С.Данилов (Главкомтруда).

В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей работе Совет опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных, которые направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства. Они имели право отстранять от работы и предавать суду ревтрибунала всех виновных должностных лиц. Для всех ведомств, учреждений и граждан его постановления были обязательными. Заседания СРКО созывались, как правило, 2 раза в неделю, решения принимались большинством голосов.

В целом, в невероятно трудных условиях СРКО удалось добиться успешного решения задачи организации военного производства и обеспечения фронта всем необходимым.

В апреле 1920 года СРКО был переименован в Совет Труда и Обороны, что было связано с переходом на мирное строительство. Он действовал на правах комиссии при СНК и возглавлялся председателем СНК В состав СТО входили народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. СТО утверждал единый народнохозяйственный план республики, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений.

В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919 году было принято новое Положение о государственном контроле, в феврале 1920 года наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На него возлагались наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблении в государственном аппарате и хозяйственных органах. РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ. Профсоюзы могли возражать против избрания в РКИ отдельных кандидатов и предлагать свои кандидатуры.

В этот период шел поиск места и роли таможенных органов. С зимы 1918 года возобновил свою деятельность Департамент таможенных сборов. В мае 1918 года в исключительное ведение центральной государственной власти было передано обложение перевозимых через границу товаров таможенной пошлиной и другими сборами. Одновременно управление всеми таможенными учреждениями как органами центральной Советской власти вверялось Наркомату финансов.

Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. В 1919 -1920 гг. конкретизируется правовое положение и компетенция их отделов как структурных единиц, проводилась политика по вовлечению всех депутатов местных Советов в работу по управлению государством.

В резолюции «О советском, строительстве» Восьмого съезда Советов (1920 г.) определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых организовывались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия., государственного контроля, СНХ, здравоохранения, ЧК и др.

Отделы находились в двойном подчинении, исполкому и соответствующему ведомству. Структура исполкомов повторяла структура правительства.

В феврале и марте 1920 г. ВЦИК принял положение о сельских Советах и волост­ных исполнительных комитетах, сформировав низовое звено советской системы.

Система местных органов государственной власти в годы Гражданской войны строилась в соответствии с Конституцией 1918 года. Однако в связи с чрезвычайными обстоятельствами в некоторых районах страны советы и исполкомы не могли действовать. Вместо них создавались неконституционные чрезвычайные орган государственной власти — революционные комитеты (Ревкомы).

24 октября 1919 г. ВЦИК утвердил положение о революционных комитетах. Они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу для организации обороны и поддержания порядка. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

Ревкомы освобожденных местностей создавали РВС армии при участии местных органов власти в составе от 3 до 5 человек. При нормализации обстановки, создании местных органов власти ревкомы передавали им все свои полномочия, имущество и дела.

В прифронтовой полосе (на расстоянии 25-50 км. от линии фронта) постановлением РВС армии исполкомы Советов могли быть временно распущены и заменены ревкомами.

Ревкомы создавались СРКО и в тылу на уровне губерний и уездов в составе 3-5 человек (председателя и одного из членов исполкома и местного военного комиссара). В этом случае обычные органы власти продолжали действовать, но передавали ревкому все дела, связанные с обороной и охраной порядка.

В конце 1919 года ревкомы действовали в 33 губерниях Европейской части РСФСР[78].

Чрезвычайные продовольственные меры. Декретом ВЦИК 9 мая 1918 г. в стране была введена продовольственная диктатура. Наркому продовольствия были предоставлены чрезвычайные полномочия.

Хлебная монополия и твердые цены были введены еще Временным правительством, но решения не выполнялись. Советский декрет был более суров, он предусматривал применение вооруженной силы в случае оказания противодействия "отбиранию хлеба или продовольственных продуктов".

Все организации и учреждения обязывались "безоговорочно и немедленно" исполнять его распоряжения, касающиеся продовольственных вопросов. Крестьянам устанавливались нормы душевого потребления: 12 пудов зерна, 1 пуд крупы на год и т.д. Сверх этого весь хлеб считался излишками и подлежал отчуждению.

Летом и осенью 1918 г. Наркомпрод посылал в хлебные районы страны рабочие продовольственные отряды. Половина добытого ими зерна поступала предприятию, сформировавшему отряд, половина передавалась Наркомпроду[79].

11 января 1919 г. СНК принимает декрет о продовольственной разверстке, согласно которому все количество хлеба и фуража, необходимого для удовлетворения государственных потребностей, разверстывалось между производящими хлеб губерниями и дальше - между уездами, волостями, деревнями и дворами (использовался принцип круговой поруки)

Крестьянам оставляли определенное количество продовольствия для питания, фураж для скота и зерно для посева. Все остальное зерно подлежало изъятию за деньги (т.к. деньги потеряли в то время свое значение, фактически у крестьян отбирали излишки хлеба бесплатно).

Эти чрезвычайные меры дали определенные результаты. Если в 1917/18 году было заготовлено только 30 млн. пудов хлеба., то в 1918/19 году - 110 млн пудов, а в 1919/20 году -260 млн. пудов[80]. Угроза голодной смерти (но не угроза голода) в городах и в армии была устранена. Пайками было обеспечено практически все городское население и часть сельских кустарей (всего 34 млн, человек). Впервые система дифференцированных пайков (три категории) была введена в августе 1918 г. в Москве и Петрограде. В 1920 г. система пайков постепенно была заменена оплатой труда натурой. Пенсиями и пособиями (в натуре, продовольствием) были обеспечены 9 млн. семей военнослужащих.

За счет прямого внерыночного распределения городское население получено от 20 до 50% потребляемого продовольствия (эта величина колебалась от губернии к губернии). Остальное давал черный рынок ("мешочничество"), на который власти смотрели сквозь пальцы. В сентябре 1918 г. рабочим было разрешено привозить в город продукты питания в количестве не более полутора пудов (мешочники даже стали называться «полуторопудовики»). Эта временная мера продлевалась, а потом негласно была узаконена. Было также разрешено заготавливать продукты заводам и фабрикам для своих работников. Очень большое значение имел и тот факт, что Советское правительство сумело наладить сотрудничество с имевшейся в России огромной сетью потребительской кооперации и через нее организовать прямой товарообмен. Вообще реальная история того периода поражает разнообразием и изобретательностью подходов, которые пробовали и применяли и государственные органы, и предприятия, и граждане, чтобы организовать распределение жизненно необходимых продуктов и товаров.

Твердые цены, запрет на спекуляцию и реквизиции хлеба - издавна известные меры предотвращения голода. В широких масштабах, как единая и всесторонне рассмотренная государственная программа, они были применены в 1793-1794 гг. во Франции. Этот опыт хорошо изучен, из него сделан ряд важных выводов для экономической теории. Он был известен и большевикам (позднее, в 1928 г. в СССР издан перевод книги ведущего историка Французской революции А. Матъеза "Борьба с дороговизной и социальное движение в эпоху террора"- скрупулезное описание французской продразверстки).

Чрезвычайные продовольственные меры во Франции были введены сторонниками экономического либерализма, принципиальными противниками любого государственного регулирования рывка. Меры были исключительно жесткими. Первым законом предписывалось реквизировать у земледельца лишь излишек урожая. Крестьянину оставляли "семейный запас" (достаточный для пропитания семьи в течение года) и семена для посева.

Известно, что государство царской России было добито нехваткой хлеба в городах в начале 1917 г. Предотвратить этот исход царское правительство пыталось теми же методами, что и во Франции. Когда в 1915 г. был нарушен нормальный товарооборот и, несмотря на высокий урожай, «хлеб не пошел на рынок», были установлены твердые цены и начались реквизиций. Они ударили только по крестьянам.

23 сентября 1916 г. правительство объявило продразверстку и ввело ее со 2 декабря, к 31 декабря она должна была быть доведена до каждого двора. Количество подлежащего сдаче хлеба составляло 772 млн. пудов.

Объявленная на 1917 г. продразверстка провалилась исключительно из-за слабости аппарата царского правительства, саботажа и коррупции чиновников.

Продразверстка, введенная Советским правительством, была успешной не из-за жестокости продотрядов (хота эксцессов не могло не быть). Причина в том, что крестьянство, получившее от Советской власти землю и освобожденное от долгов, выкупных и арендных платежей, не пошло на конфликт с властью (хотя, разумеется, реквизициям сопротивлялись, нередко возникали и вооруженные столкновения). Обеспечить минимальное снабжение города через рынок при быстрой инфляции, разрухе в промышленности и отсутствии товарных запасов, очевидно, было невозможно. Реально покупать хлеб на свободном рынке рабочие не могли.

При проведении продразверстки Наркомпрод некоторое время опирался на особые чрезвычайные организации - комитеты бедноты. Они были созданы по декрету ВЦИК от 11 июня 1918 г. Перед комбедами стояли две задачи: распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельхозорудий среди сельской бедноты: содействие продорганам в изъятии излишков хлеба у кулаков (за это часть зерна предоставлялась самим комбедам до 15 июля бесплатно, а затем - с большой скидкой).

В состав комбедов могли входить все жители села, кроме кулаков. В ряде губерний комбеды стали низовым аппаратом Наркомпрода, помогали продотрядам, вели борьбу со спекуляцией, создавали коммуны, общественные столовые, ясли и т.д.

Расчет был на то, что создание комбедов расколет деревню и приведет к изоляции кулака. В целом этот расчет не оправдался, поскольку удельный вес бедноты на селе резко снизился. Радикализм многих комбедов создал опасность конфликта власти как раз с середняками. Возникла напряженность между комбедами и Советами. Этот опыт был завершен тем, что в конце 1918 г. на комбеды было возложено проведение перевыборов Советов.

Возникновение окрепших Советов сделало комбеды как чрезвычайные органы излишними, и они были упразднены в ноябре 1918 г. на VI съезде Советов. На Украине, где социальное расслоение на селе было более резким, чем в России, комитеты «незаможних» крестьян пережили даже введение НЭПа.

В начале 1920 года по постановлению СРКО и СНК из действующих советских войск стали создаваться трудовые армии для восстановления народного хозяйства в местах, где прекращались военные действия.

Во главе их находился РВС из представителей военного командования, ВСНХ, наркоматов труда, земледелия, продовольствия, путей сообщения, внутренних дел.

15 января 1920 года издан декрет «О революционном совете первой армии труда». Ему поручалось общее руководство работой по восстановлению и укреплению нормальной хозяйственной жизни на Урале.

Трудовые армии возникли на заключительном этапе Гражданской войны, и законодательные акты о них носили временный характер,

Армия. После Октябрьской революции вооруженные силы страны составляли отряды Красной гвардии, рабочей милиции, части старой армии, которые поддержали Советскую власть.

Одной их причин падения Временного правительства было нежелание солдат продолжать войну. Ввиду явной опасности, что с фронта в глубь страны хлынет неорганизованный поток вооруженных дезертиров, Советское государство сразу приступило к демобилизации старой армии. Одновременно был начат процесс создания новой постоянной и регулярной армии (обсуждалась и возможность реорганизации старой армии без ее демобилизации, но она была признана нереальной).

15 января 1918 г. СНК принимает декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии», которая создавалась на классовой основе и на принципе добровольности (29 января 1918 г. вышел декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота на тех же основах, что и Красная Армия).

Для вступления в ряды Красной Армии необходимы были рекомендации войсковых комитетов, парторганизаций и профсоюзов или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требовалась круговая порука всех и поименное голосование.

Непосредственное руководство и управление армией осуществлял Высший военный совет, а с августа 1918 г. ‑ Наркомат по военным делам. Местными органами были военкоматы (от губернских до уездных). К концу 1918 г. в стране действовал 7431 военкомат. В армии вводился институт военных комиссаров.

На базе красногвардейских отрядов началось формирование национальных частей. Была создана мусульманская Красная Армия в Поволжье, национальные части на Северном Кавказе. Они сыграли большую роль в боях с националистами.

Весной 1918 г. началась иностранная военная интервенция, и ВЦИК ввел всеобщую воинскую повинность. Созданные на местах военкоматы вели комплектование армии. Всеобщая воинская повинность и обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г. Однако почетное право защищать Отечество с оружием в руках было предоставлено только трудящимся, нетрудовые элементы выполняли шаге воинские обязанности.

В марте 1918 г, СНК узаконил привлечение в Красную Армию «военных специалистов" из числа офицеров и генералов старой армии (это решение специально подтвердил V Всероссийский съезд Советов).

Постепенно различия между двумя категориями командного состава – «военспецов» и «красных командиров» («краскомов») стирались, и к окончанию гражданской войны оба термина вышли из употребления и были заменены единым наименованием «командир РККА».

По мере эскалации гражданской войны и интервенции становилась очевидной необходимость создания массовой регулярной армии. Для руководства всеми вооруженными силами ВЦИК 2 сентября 1918 г. создает Реввоенсовет республики (РВСР) и учреждает должность главнокомандующего всеми войсками страны, назначаемого СНК. На фронтах и в армиях создавались РВС, члены которых назначались РВСР. В них входили командующий фронтом или армией, военспец и два политкомиссара.

Во время гражданской войны и мобилизация рекрутов, и реквизиция лошадей и фуража для армии проводились и белыми, и красными насильно. Причина победы красных была в том, что белым становилось все труднее и труднее пополнять армию, и в 1920 г. число новобранцев в Белую и Красную армии находилось в отношении 1:5. По мере продвижения белых в их тылу вспыхивали восстания.

Первый период существования Советской власти и годы Гражданской войны характерны активной работой по созданию и развитию системы правоохранительных и репрессивных органов.

7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана, прежде всего, как орган борьбы с саботажем в связи с готовившейся всеобщей забастовкой служащих правительственных учреждений. Впоследствии слова «саботажем» в названии комиссии были заменены на «и преступлениями по должности». Учреждалась ВЧК при СНК, председателем был назначен Ф.Э. Дзержинский.

ВЦИК и СНК издали значительное количество нормативных актов, определявших задачи, структуру, компетенцию ВЧК, ее место в системе органов госвласти. ВЧК действовала как коллегиальный орган (при председателе состояла коллегия). Вначале в ней было три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем, II декабря 1917 г. бил создан четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией[81].

В момент создания в ВЧК входили лишь большевики. 8 января 1918 г. СНК назначил членами ВЧК четырех левых эсеров, один из них стал заместителем председателя ВЧК. После заключения Брестского мира левые эсеры ушли почти из всех наркоматов, но в ВЧК остались. 6 июля 1918 г. они использовали аппарат ВЧК в организации убийства немецкого посла Мирбаха и вооруженного выступления против большевиков[82]. После ликвидации мятежа левые эсеры были отстранены от работы в органах ВЧК.

Для осуществления полномочий ВЧК имела свои войска. Со второй половины декабря 1917 г. Советами стали создавайся местные ЧК.

В волости и небольшие уезды назначались комиссары ЧК. К концу мая 1918 г. 40 губернских и 365 уездных ЧК. В январе 1919 г. в связи с определенной стабилизацией обстановки уездные ЧК были упразднены.

С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста. 31 января 1918 г. СНК установил, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, связанных со шпионажем, контрреволюцией в армии и на флоте, а также ведет разведку в тылу неприятеля.

В связи с началом наступления германских войск 21 февраля 1918 г. наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. ВЧК становится в полном смысле чрезвычайным органом. До этого времени органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили приговор, подменяя следственные и судебные органы. Это привело к неизбежным, при отсутствии процессуального контроля, ошибкам и злоупотреблениям с гибелью не виновных.

В ноябре 1920 г. на ВЧК была возложена охрана границ государства (до этого охрана границ в какой-то степени обеспечивалась "завесами" - системой подвижных военных отрядов).

28 октября 1917 г. по телеграфу НКВД предписал всем Советам рабочих и солдатских депутатов учредить рабочую милицию. Она должна была находиться в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов, власти обязаны были содействовать ей в снабжении оружием. В акте ничего не говорилось о сельской милиции, но вскоре ее стали создавать крестьянские Советы.

Рабочая милиция вначале не была штатной. Она строилась на основе привлечения, выборов и милицейской повинности. За милиционерами сохранялась зарплата по месту работы. Милиция в первые месяцы выполняла задачи как охраны общественного порядка, так и военные.

Новая милиция, в отличие от царской полиции и милиции Временного правительства, вначале мыслилась как орган, в котором службу должны были нести поочередно все граждане независимо о их классовой принадлежности. Но классовое противостояние обострялось, и создавалась рабочая милиция.

После создания в феврале 1918 г. регулярной Красной Армии милицию отделили от военных органов и освободили от военных функции, превратив ее в профессиональный, штатный орган по охране общественного порядка. Проект «Положения о народной рабоче-крестьянской охране» был опубликован 5 июня 1918 Г, и Советы сразу приступили к реорганизации милиции на новых основах. В октябре НКВД и Наркомюст утвердили инструкцию "Об организации советской рабоче-крестьянской милиции".

Был сделан шаг к централизации: милиция на местах являлась теперь исполнительным органом центральной власти. Она состояла в непосредственном ведении местных Советов, но подчинялась общему руководству НКВД (Главному управлению милиции). Таким образом, милиция находилась в двойном подчинении - Совету и вышестоящему органу милиции. Милиционеры вооружались холодным оружием и револьверами, при исполнении служебных обязанностей они должны были носить установленную форму или отличительный знак. На милицию возлагалось также проведение розыска и дознания по уголовным преступлениям.

Таможенные органы. В годы Гражданской войны на деятельность таможенной системы оказала сильное влияние политика «военного коммунизма». Сокращались многие таможенные учреждения, нарушалась система управления, уходили квалифицированные кадры. Стремление к прямому товарообмену в стране привело к тому, что Главное управление таможенного контроля в июле 1919 года было переименовано в отдел в составе Материально-технического управления Наркомата торговли и промышленности.

В начале 1919 г. в связи с передачей пограничной охраны в действующую Красную Армию, остро стал вопрос об охране гран. Пограничный надзор осуществлялся таможенным ведомством и пограничной охраной.

Учитывая сложность положения в таможнях, в целях политического контроля деятельности таможенных учреждений, проведения политико-воспитательной работы с таможенниками, в таможенные органы назначались военные комиссары. Они неси личную ответственность за правильное исполнение таможенными органами всех распоряжений и декретов, вязанных с проведением монополии внешней торговли и таможенным контролем.

Судебные органы. После Октября в ряде мест население, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Они поначалу носили разные названия народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести и т.д.

Обобщая опыт судебного строительства (схема 49), 24 ноября 1917 г. СНК принимает Декрет о суде» №1. Этим декретом упразднялись прежние суды и ликвидировались адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных следователей.

Создавалась новая судебная система, местные суды в составе судьи и двух заседателей. Им были подсудны гражданские дела с ценою иска до 3000 руб. и уголовные - с наказанием не свыше 2 лет лишения свободы.

Новые суды создавались на принципах выборности судов и участия населения в отправлении правосудия в качестве заседателей. Местные судьи должны были избираться на основании прямых выборов населением, а до назначения выборов ‑ местными Советами Советы составляли списки очередных заседателей и определяли очередь их явки на сессию.

Декрет временно возложил предварительное следствие на местных судей. Это была чрезвычайная мера, поскольку она нарушала принцип разделения следствия и суда. Для следствия по делам, подсудным ревтрибуналам, Советы создавали следственные комиссии.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде №2, расширивших подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды по гражданским делам (три постоянных члена и 4 народных заседателя) и по уголовным делам (постоянный член суда и 12 заседателей).

Декрет воссоздал следственные комиссии при окружных судах, избираемых местными Советами. Создавалась коллегия правозащитников, члены которой поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. Отменялся апелляционный порядок обжалования, допускалась лишь кассация. По политическим мотивам осенью 1918 года окружные суды были ликвидированы.

Дня борьбы с контрреволюцией учреждались революционные трибуналы в составе председателя и 6 очередных заседателей. Ревтрибуналы избирались губернскими или городскими Советами.

В качестве обвинителей и защитников по уголовным делам, причем со стадии предварительного следствия, допускались «все неопороченные граждане обоего пола».

Местные суды руководствовались старыми законами в случаях" если они не отменены революцией и не противоречат "революционной совести". Отмененными признавались все законы, противоречившие декретам ВЦИК и СНК, а также программам партий РСДРП(б) и эсеров. Ревтрибуналы в своих приговорах на прежние законы не ссылались.

За короткий срок были изданы нормативные акты, регулировавшие организацию, процессуальный порядок, подсудность трибуналов и следственных комиссий. Подобных актов в отношении общих судов за это время не было издано.

Первым актом было Руководство для устройства революционных трибуналов Нар-комюста (28 ноября 1917 г.), затем вышла Инструкция ревтрибуналам. В обоих актах смертная казнь в качестве меры наказаний отсутствовала.

В мае 1918 г. при ВЦИК был создан Ревтрибунал для разбирательства дел общегосударственного значения. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривавший кассационные жалобы и протесты на приговоры ревтрибуналов. По мере стабилизации обстановки сеть трибуналов резко сокращается. Они сохранялись лишь в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах.

В 1918-1920 гг. шел процесс приспособления ревтрибуналов к чрезвычайной обстановке гражданской войны. Они стали превращаться из специальных судебных органов в чрезвычайные специальные судебные органы. Был ликвидирован институт народных заседателей, резко сократился состав трибуналов: с семи человек до трех (один из ЧК), избираемых местными Советами и исполкомами. Это усиливало координацию двух органов, но, конечно, увеличило риск произвола при рассмотрении в трибуналах дел, переданных из ЧК.

Трибунал сам решал, допустить ли к участию в деле обвинение и защиту, но если допускался обвинитель, трибунал обязан был допустить или назначить защитника. Трибунал был вправе отменить прения сторон, если признавал дело выясненным. Все это были чрезвычайные права по ведению процесса. Такие нормы повышали оперативность рассмотрения дел, но ущемляли интересы сторон и, прежде всего подсудимого.

Положение о ревтрибуналах, принятое ВЦИК 12 апреля 1919 г., предоставило трибуналам право определения меры репрессии, что было правом нормотворчества.

Положение о ревтрибуналах от 18 марта 1920 г. подтвердило это право, но лишь в пределах действовавших декретов. В связи с переломом обстановки в борьбе с контрреволюцией в январе 1920 г. было отменено применение смертной казни органами ВЧК и ревтрибуналами, кроме военных. В мае 1920 г. в связи с наступлением белополяков смертная казнь вновь вводилась в 23 губерниях, объявленных на военном положении.

Кроме общих ревтрибуналов, в годы гражданской войны действовали революционные военные трибуналы (РВТ). Они стали создаваться в войсках по приказам Реввоенсоветов (РВС) с июля 1918 г. Против их введения выступал ряд работников СНК (имелся даже декрет СНК от 4 мая 1918г., запрещавший создание армейских трибуналов). Вначале создавались трибуналы на уровне армии и фронта, с конца 1918 г. начали появляться их отделы при дивизиях и бригадах.

Для руководства РВТ был создан Революционный военный трибунал Республики. С января 1920 г. РВТ стали создаваться в тылу, в войсках внутренней охраны, а с апреля ‑ РВТ округов.

30 ноября 1918 г. было введено военное положение на всей сети железных дорог. В состав фронтового РВТ стал входить представитель железной дороги. 18 марта 1920 г. были учреждены революционные военные железнодорожные трибуналы (РВЖТ). С объявлением военного положения на водном транспорте аналогичные трибуналы были учреждены и там. Процесс в РВТ и РВЖТ проходил так же, как в общих трибуналах, но их приговоры не могли быть обжалованы в кассационном порядке (эта временная мера была отменена в 1922 г.).

Декретом ВЦИК О народном суде № 3 от 30 ноября 1918г. учреждался единый народный суд, действовавший либо в составе одного постоянного судьи либо в составе судьи и двух или шести заседателей. Нарсуд рассматривал все уголовные и гражданские дела за исключением дел, подсудных ревтрибуналу. Судьи избирались Советами и исполкомами. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам могли быть обжалованы в кассационном порядке в Совет народных судей.

В судах всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках. Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность местного суда, производили следственные комиссии из трех человек, избираемых Советами. При Советах создавались коллегии правозаступников, осуществлявших как общественное обвинение, так и защиту.

Особенностью процесса создания новых судебных органов в первый период было широкое местное правотворчество. Оно объяснялось высокой творческой активностью населения, вовлеченного в общественную жизнь революцией, отсутствием юридического опыта, а также медленным поступлением нормативных актов из центра. Лишь Конституция РСФСР 1918 г. отнесла вопросы судоустройства к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК.

Разработка альтернативных проектов государственности на территории России в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Поскольку мы говорим об истории России, нельзя не упомянуть и о попытках создания государственности на территории, оказавшейся за пределами Советской Республики.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции на территории России возникло и существовало более 20 различных альтернативных государственных образований и правительств. Все они не выдержали испытания жизнью.

В начале 1918 г. на Дону возник Триумвират – коллегиальная диктатура из 3-х лиц: Л.Г. Корнилова, М.В. Алексеева, А.М. Каледина. Это был первый опыт организации всероссийской власти, альтернативной Советам. Было заявлено о строительстве своего совершенно независимого и суверенного государства. Был введен государственный флаг, сине-желто-алый, принят государственный гимн.

С конца лета 1918 г. системы организации власти белых получила следующий вид: диктатор, объединяющий в себе высшую исполнительную и законодательную власть; совещательный орган при диктаторе.

Атаман Краснов установил дипломатические отношения с Украиной гетмана Скоропадского и Германией, которые признали это государственное образование. Он даже написал письмо кайзеру Вильгельму, в котором просил его вернуть Донской державе таганрогский округ, Воронежа, Камышина и Царицына.

Казаки полагали себя отдельной нацией, что было записано в «Законах Всевеликого Войска Донского». «Три народности издревле живут на Донской земле и составляют коренных граждан Донской области – донские казаки, калмыки и русские крестьяне», ‑ говорилось там.

Примерно также себя вело Кубанское и Оренбургское казачье войско. Кубанская рада провозгласила суверенную державу, вступила в дипломатические отношения с Грузией.

Эти государственные образования просуществовало недолго.

Одна из крупных попыток организации «альтернативной» власти была предпринята на Юге России, т.е. территории, занятой Добровольческой армией генерала Деникина, охватывавшей осенью 1919 г. 16 губерний и областей Юга России с населением свыше 40 млн. чел. Опору Деникина составлял блок кадетов, монархистов, националистов и т.п., олицетворявших белое дело.

В конце сентября 1918 г. группа военных разработала «Временное Положение об управлении областями, занимаемыми Добровольческой Армией», более чем на год ставшей Конституцией на контролируемой ими территории.

Вся полнота власти принадлежала Верховному руководителю ДА. На занятых территориях сохраняли силу законы, действовавшие на территории Российского государства до 25 октября 1917 г., с изменениями, вытекающими из Положения, а также из имеющих быть изданными на основании его законов.

Все граждане Российского государства без различия национальности и вероисповедания пользовались в этих областях равными правами гражданства. Сохранялись в неприкосновенности права, принадлежащие казачеству.

Православная церковь и религиозные общества пользовались полной свободой и находились под покровительством закона. Государственный язык - русский. Употребление местных языков и наречий допускалась в пределах, указанных законом. Государственным флагом служил трехцветный флаг.

Во втором разделе говорилось, что граждане пользуются неприкосновенностью личности, жилища и частной переписки. Объявлялась свобода печати, собраний и союзов. Собственность объявлялась неприкосновенной.

В третьем разделе речь шла об органах управления. Верховный руководитель ДА стоял во главе всех сухопутных и морских вооруженных сил в занятых областях. Он определял устройство армии и флота, руководил всеми делами государственной обороны, осуществлял внешние сношения.

Одновременно при нем создавалось Особое совещание, состоящее из 10 отделов: государственного устройства, дипломатический, финансов, торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, путей сообщения, юстиции, народного просвещения, государственного контроля. В 1919 г. отделы стали называться управлениями и их число достигло 14.

Члены Особого совещания назначались по усмотрению Верховного руководителя ДА. Любые их решения носили рекомендательный характер. Реальная власть принадлежала военным. Помощником Деникина был генерал Драгомиров, а затем Лукомский, в Особое совещание входило еще 4 генерала.

Все вышеперечисленные учреждения создавались по старым имперским схемам. В конце 1919 года в аппарате Особого совещания было занято 8 бывших сенаторов, 50 действительных статских советников, 22 статских советника, 49 предводителей дворянства. Все это породило серьезные финансовые проблемы и бюрократизм.

Система власти на местах. К осени 1919 г. территория, подконтрольная ДА в административном отношении делилась на 4 области: Новороссийская (г.Одесса), Киевская, Харьковская и Терско-Дагестанская. Области делились на губернии и уезды. Дон, Кубань и отчасти Терек управлялись своими правительствами. Во главе областей стояли генералы (главноначальствующие), возглавлявшие и вооруженные силы. Губернаторы были из числа гражданских лиц.

Как уже отмечалось выше, полиция носила название Государственной стражи (ГС). В каждой губернии была бригада ГС, подчинявшаяся губернатору и командиру корпуса ГС, численностью около 78 тыс. чел. Контрразведка существовала во всех воинских частях, на транспорте, у каждого генерала.

На территории Правительства Юга России действовала система военно-полевых судов, корпусные и военно-судные комиссии при начальниках гарнизонов. Комиссии подчинялись главному прокурору, военно-полевые суды - войсковым начальникам.

Несколько позже в состав корпусных и гарнизонных комиссий с правом совещательного голоса были включены по два представителя от крестьянства волости. Предварительное следствие проводилось одним из членов комиссии (также как и ВЧК). Приговоры утверждались воинскими начальниками.

Уголовный розыск отделялся от государственно-правового. В качестве административной меры применялась высылка в Советскую Россию лиц, изобличенных в явном сочувствии большевизму, в непомерной личной наживе. Высылку осуществляли губернаторы и коменданты крепостей.

Особое совещание разработало Закон об уголовной ответственности участников установления советской власти в России. Он гласил, что «все, кто был виноват в подготовке захвата власти Советами, кто осуществлял либо содействовал осуществлению задач этой власти, а также те, кто был членом РКП, подвергаются лишению всех прав, состояния и смертной казни». Утвержденный Деникиным этот Закон проводился в жизнь в виде «белого террора», который лишь усилил Советскую власть и способствовал их победе.

В «Декларации о земле» (апрель 1919 г.) провозглашалось «обеспечение интересов трудящихся» и одновременно «сохранение за собственниками их права на землю». Земельный закон должен был осуществляться в течение 7 лет после наступления гражданского мира, предусматривал передачу помещиками за выкуп части своей земли крестьянам.

В этот период была предпринята попытка возрождения местного самоуправления в виде дум. В декабре 1918 г. в Симферополе проходил съезд земств и городов Юга России, на котором была подвергнута критике установленная военная диктатура и была предложена идея создания коллегиальной власти, в которой Деникину отводилась лишь военная власть.

В ответ Особое совещание упразднила думы, а их функции возложило на городские управы. Одновременно началась разработка нового закона о городском самоуправлении. В сентябре-октябре 1919 г. состоялись выборы. Для избирателей был установлен возрастной ценз - 25 лет и ценз оседлости - 2 года (кроме владельцев недвижимого имущества). Губернатор мог опротестовать итоги выборов, отменять любые думские постановления. Победу одержали политические силы, поддерживающие Деникина.

В период наступления армии Деникина чешским юристом К.Крамержем был подготовлен проект Конституции Российского государства. Он исходил из опыта Австрии. Но этим планам не удалось сбыться.

В конце декабря 1919 г. Особое совещание было упразднено и заменено «Правительством при главнокомандующем вооруженных сил Юга России» во главе с генералом Лукомским, был ликвидирован ряд управлений. Объявлялось о разделении законодательной и исполнительной власти между главкомом ВСЮР и Законодательной комиссией (ЗК). ЗК созывалась и распускалась по указу ГК ВСЮР, включала 90 чел.: 50 от краевых образований Дона, Кубани и Терека, 7 - от городов, 3 - от Астраханского казачества, 30 - от остального населения. Законопроекты ЗК утверждались и публиковались только Деникиным.

Кризис власти был следствием неудач на фронте. Последней столицей белого Юга стал Новороссийск, где находилось Южно-русское правительство. 23 марта Деникин распустил его и создал «Деловое учреждение». Все закончилось созывом военного совета, на котором был избран новый главнокомандующий - Врангель.

Наиболее ярко суть режима на Юге России выразил сам генерал Деникин. Он писал: «Каждый день – картины хищений, грабежей, насилия по всей территории вооруженных сил…».

В Сибири в 1918-1919 гг. был установлен политический режим, руководимый Директорией во главе с Верховным правителем России (адмиралом Колчаком). Это был более либеральный режим, чем на Юге России. Политический блок, на который опиралось Сибирское Правительство, включал в себя: монархистов, меньшевиков, эсеров, народных социалистов.

На территории Сибирского Правительства было созвано Учредительное собрание, обсуждавшее вопросы, поставленные в январе 1918 г., восстановлены земские и городские органы самоуправления, мировые суды, некоторые профсоюзы и общественные организации, а также действие уставов и уложений, принятых до октября 1917 г.

В начале 1918 г. японские части высадились во Владивостоке под предлогом защиты жизни и собственности японцев. В мае 1918 г. чехословацкий корпус поднял мятеж и начал бои с Красной Армией в западной Сибири. Поощряемый союзниками он двинулся к Волге, отрезал Центральную Россию от Сибири, и в июне взял Самару.

Меньшевики и эсеры создали Временное правительство в Самаре, а в июле было создано Сибирское Правительство в Омске. В Чите атаман Семенов летом 1918 г. сформировал центр власти, контролировавший Забайкалье.

В сентябре 1918 г. на Уфимском совещании была предпринята попытка объединить все эти территории под единым руководством. На нем присутствовали представители Омского, Самарского правительств, а также национальных и казачьих военных правительств. Они подписали акт, учреждающий Всероссийское временное правительство. Власть сосредоточилась в руках Директории (из пяти директоров) с центром в Омске.

В ноябре 1918 г. адмирал Колчак сверг Директорию и принял титул Верховного правителя. К лету 1919 г. этот титул за ним признали союзники и «белые» генералы, контролировавшие другие регионы страны.

«Положением о временном устройстве государственной власти в России» от 18 ноября 1918 года определялись права и взаимоотношения органов верховного управления, возглавляемых главным образом кадетами и монархистами, выли созданы: Правительство во главе с П. В. Вологодским, Совет Верховного правителя, «Звездная палата», Правительствующий сенат, Департамент милиции и государственной охраны, идеологические и диверсионные центры. Во главе губерний стояли губернаторы.

16 ноября 1919 года Колчак издал указ о проведении до 1 января 1920 года выборов в Государственное земское совещание. 23 ноября он упразднил Совет Верховного правителя и ввел вместо него Верховное совещание, согласился на реорганизацию правительства, которое возглавил В.Н.Пепеляев.

В правительственной программе объявлялось о борьбе с Советской властью, отказе от системы военного управления, расширении функций Государственного земского совещания и др. Однако основная масса населения от колчаковцев отвернулась.

Вот воспоминания командира драгунского эскадрона в корпусе Каппеля штаб-ромистра Фролова: «Развесив на воротах Кустаная несколько сот человек, постреляв немного, мы перекинулись в деревню. Деревни Жаровка и Каргалинск были разделаны под орех, где за сочувствие большевикам пришлось расстрелять всех мужиков от 18 до 55-летнего возраста, после чего «пустили петуха». На второй день Пасхи эскадрон вступил в богатое село Боровое. Мужики вывесили белые флаги и вышли с хлебом-солью. Запоров несколько баб, расстреляв по доносу два-три десятка мужиков, Касимов собирался покинуть Боровое, но его «излишняя мягкость» была исправлена адъютантами начальника отряда. По их приказу была открыта по селу ружейная стрельба и часть села предана огню». И подобное творилось повсюду.

Против колчаковцев выступили все. 8 декабря на заседании Государственного экономического совещания представители местных кооперативов потребовали от правительства признать необходимость полного невмешательства иностранцев во внутренние дела России, установления мира с большевиками.

27 декабря в Нижнеудинске белочехи взяли под свой контроль Колчака и Пепеляева. 4 января Колчак передал верховную всероссийскую власть Деникину, а на территории Восточной окраины России ‑ атаману Семенову.

15 января белочехи на ст. Иннокентьевская по согласованию с союзным командованием выдали Колчака и Пепеляева, а также состав с золотым запасом иркутскому Политическому центру.

Таким образом, наступление Красной Армии, уход белочехов и массовые восстания в январе 1920 г. привели к падению правительства Колчака. Власть перешла к иркутскому Политическому центру, состоявшему из эсеров и меньшевиков, которые вскоре передали ее большевистскому ВРК. Колчак и Пепеляев были приговорен к расстрелу.

Интервенты вынуждены были убедиться в бесперспективности своих действий. По словам британского премьер-министра Д. Ллойд Джорджа, «…когда стало ясно, что их (белогвардейцев. – Авт.) стремление к власти обречено на неудачу и что русский народ окончательно отдает свои симпатии большевистскому режиму, наш уход стал неизбежен…»[83]. Однако победа Советского государства над интервентами не обошлась без потерь, в т.ч. и территориальных (Западная Украина и Западная Белоруссия, Прибалтика и др.).

Исход гражданской войны и интервенции способствовал постепенному признанию Советской России на международной арене. Прорыву в этом направлении способствовала международная конференция в Генуе 1922 г.

В этой связи определенный интерес представляет вопрос о государстве и праве Дальневосточной Республики (1920-1922 гг.). Опыт ДВР уникален с т.з. взаимоотношений различных партий, создавших коалиционное правительство на подвластной территории.

ДВР было создано в апреле 1920 года в качестве политического буфера между Россией и Японией и провозглашена 6 апреля 1920 года на Учредительном съезде полномочных представителей всего населения Забайкалья.

Съезд избрал Временное правительство, во главе с А.М.Краснощековым, в состав которого вошли представители различных политических партий Дальнего Востока. Были организованы министерства, на местах предполагалось создать органы власти с участием большевиков, меньшевиков и эсеров.

12 февраля 1921 года в Чите открылось первое заседание демократически избранного Учредительного Собрания, в котором приняло участие 380 делегатов.

В числе делегатов было 92 коммуниста и 183 примыкающих к ним крестьян - большинства (в основном партизаны), фракция крестьян - меньшинства - 44, эсеры-18, меньшевики-13, внепартийные демократы (кадеты) - 9, Сибирский союз эсеров - 6, народные социалисты - 3, бурято-монгольская фракция -13

Они приняли Конституцию, объявившую ДВР демократической республикой, сформировали высший орган власти - Правительство во главе с А.М. Краснощёковым.

Высшим исполнительным органом стал назначенный Правительством Совет министров во главе сначала с П. Никофоровым и Петровым, сформированный на коалиционной основе: большевики, меньшевики, эсеры и народные социалисты. Командующим НРА и Военным министром в 1921 году стал В.К. Блюхер.

В ст. 19 Конституции ДВР гарантировались всем гражданам полная свобода слова, печати, собраний. Граждане не подлежали ответственности за свободное выражение своего мнения. Кроме того, трудящимся устанавливалась свобода стачек.

Ст. 59 наделяла Народное Собрание правом помимо политической ответственности предавать министров суду за преступления, совершенные ими по должности.

Властями ДВР предпринимались меры по укреплению народного хозяйства, ввели государственный контроль на частнокапиталистических предприятиях, установили среднюю зарплату для рабочих и служащих, заключали концессии с иностранными фирмами и кампаниями, установили дипломатические контакты с китайским правительством.

Под воздействием японского общественного мнения, партизанского движения в Приморье Япония эвакуировала свои войска.

Части НРА и РККА разгромили белогвардейские банды. 14 ноября 1922 года Народное Собрание ДВР постановило объявить на всей территории края Советскую власть и просить ВЦИК распространить на весь Дальний Восток действие Конституции РСФСР.

Право ДВР представляло собой возведенную в закон волю всех демократических сил, участвовавших в борьбе против интервентов. В ходе правового строительства власть ДВР использовала нормы советского права и нормы старого права, которые не противоречили интересам местного населения.

Правотворчество осуществлялось Народным Собранием ДВР, Правительством и Советом министров республики, а также местными органами государственной власти и управления. Законодательство и ведомственные нормативные акты принимались на основе Конституции ДВР и относились к различным отраслям права.

Вывод: в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции Советское государство перевело государственное строительство и правовую систему на военный лад. Основной упор был сделан на систему чрезвычайных органов и действий.

Выводы по теме: Гражданская война явилась наиболее острой формой классового противоборства. При этом расстановка сил была достаточно сложной. Главными противниками выступали трудящиеся массы и свергнутые классы помещиков и капиталистов. Однако в борьбе участвовали и другие социальные силы, порой мигрировавшие из одного лагеря в другой, создававшие различные временные коалиции. В гражданскую войну вмешались и иностранные интервенты, которые помогали белой армии, но имели и свои собственные интересы.

Своеобразная экономическая политика Советской власти военного времени – военный коммунизм – была главным образом вызвана необходимостью мобилизации всех сил на борьбу с белогвардейцами и иностранными интервентами.

Советское государство сыграло огромную роль в установлении гражданского мира в стране. Оно сосредоточило руководство обществом и непосредственно осуществляло мероприятия по защите социалистического Отечества, мирному строительству.

Итоги гражданской войны и иностранной военной интервенции способствовали началу процесса международного признания Советского государства.

В годы гражданской войны сложилось три типа правовых систем – социалистическая, народная и специфическая система ДВР.


 

Лекция 13. СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И НАЦИОНАЛЬНО-