Лекция 4. МОНГОЛЬСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

(ХIII — XV вв.)

Образование Монгольского государства и его историография.

Золотая Орда: общественный и государственный строй, отношения с Русью.

Право Золотой Орды

Образование Монгольского государства и его историография. В конце XII — начале XIII веков в Центральной Азии произошли события, оказавшие огромное влияние на историю Китая, Средней Азии, Кавказа и Восточной Европы. Эти события связаны с нашествием монголо‑татар.

Среди исследователей государства и права Руси в период монголо-татарской оккупации важное значение имеют труды Г.В. Вернадского[31]. Он называл этот период одним из важнейших в русской истории, который был одним из истоков абсолютизма и крепостничества будущей России. Монголы в значительной степени повлияли на органы власти и управления русских земель, на право, так как, по мнению Г.В. Вернадского, вассальные русские княжества являлись частью Золотой Орды.

Эти идеи и стали основой так называемой евразийскую теорию, согласно которой, Россия, после завоевания ее монголо ‑ татарами, Россия переняв агрессивную, захватническую программу Чингисхана, стала врагом Запада. Отсюда берет начало и тезис об извечной агрессивности русских, о том, что с начала СССР, а теперь Российская Федерация является источником международной напряженности, «империей зла», «родиной терроризма» и т. д.

Общество и право монголов достаточно подробно рассматривалось в монографии евразийца Эренжена Хара-Давана «Чингисхан как полководец и его наследие». Он показывает монгольское государство как вполне демократическое. По его мнению оно было основано на основе договорной теории. Власть ханов ограничивалась курултаем – органом народного представительства. Органы власти и управления он показывал централизованными и подотчетными ханам. Такое государство усиливалось «боевым духом монголов-кочевников» и завоевательной идеологией. Автор считал Великую Ясу («Основной закон») настоящей конституцией монгольского государства, так как она обладала некоторыми её признаками. Соблюдать её обязывались все монгольские правители, начиная с Чингисхана[32].

Разоблачению этих теорий, имеющих антирусскую сущность, посвящены работы В. А. Каргалова, В. Т. Пашуто, Ф. Ф. Нестерова, В. А. Чивилихина и др.

Некоторые исследователи истории нашей страны, опираясь на математические методы, вообще считают, что как такового татаро-монгольского нашествия не было и не могло быть[33]. По их мнению, в это время происходила крупная междоусобица русских князей.

Рассматривая вопросы развития монголо-татарских племен, необходимо учитывать самые разнообразные исторические условия той эпохи, внутреннее положение этих племен, уровень сложившихся в них феодальных отношений, и, наконец, экономические и политические факторы.

Монгольские племена до конца XII в. жили на территории современной Монголии. Они не составляли единой народности, не имели своей государственности и говорили на разных наречиях монгольского языка.

Среди монгольских племен в этот период выделялось большое племя татар, обитавшее в восточной части Монголии. Монголо-татарские племена вели кочевой образ жизни. Наиболее многочисленными были степные монголы, занимавшиеся скотоводством и охотой. Лесные монголы занимались преимущественно охотой и рыбной ловлей.

Кочевали монголы большими куренями, причем каждый курень обладал значительной политической самостоятельностью: вел войны, заключал союзы и т.п.

Монголы вели натуральное хозяйство и производили чрезвычайно мало продуктов. Денежное обращение отсутствовало, а торговля происходила в форме обмена.

Развитие классовых отношений, обнищание рядовых кочевников и накопление богатств в руках отдельных семей приводили к распаду общин-куреней на более мелкие хозяйственные объединения: аилы, юрты, кибитки одной семьи.

К началу XIII в. монголо-татарские племена перешли к раннефеодальному строю, хотя сохранили еще остатки родоплеменных отношений. В процессе взаимных столкновений между родами складывались союзы племен.

Во главе племен становились особые предводители или вожди, наиболее сильные, ловкие, богатые (найоны, богатуры). Они имели свои отряды нукеров, которые участвовали с ними в набегах, охотах, пирах, помогали советом в решениях.

Ожесточенная борьба между племенами завершилась образованием к началу XIII в. Монгольского государства, обладавшего сильной военной организацией.

После длительных и кровавых войн вождь одного из монгольских племен Темучин покорил остальные племена. В 1206 году на курултае — собрании монгольской кочевой аристократии — Темучин был избран ханом всех монголов под именем Чингисхана.

Образование Монгольского государства способствовало развитию производительных сил и на первом этапе сыграло определенную положительную роль, объединив все монголо-татарские племена.

Появилась возможность экономических и политических контактов с соседними народами. Однако этот путь не устраивал кочевую аристократию, для которой война ради грабежа стала главным источником обогащения.

Ради удовлетворения алчных аппетитов военно-феодальной верхушки страна была превращена в военный лагерь.

Другой причиной завоевательной политики явилось стремление правящей верхушки путем постоянного военного грабежа чужих народов приглушить внутренние противоречия монгольского общества.

Однако завоевания не только не принесли никаких выгод, но и ослабили монгольский народ. Монголия по-прежнему была отсталой скотоводческой страной.

Став во главе огромной армии, Чингисхан повел захватническую политику, полностью отвечающую интересам и стремлениям кочевой аристократии.

Чингисхан и его преемники покорили Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу. Грабительские походы завоевателей, превращавшие богатые, цветущие страны в пустыни, имели тяжелейшие последствия для порабощенных народов, особенно Руси.

Борьба русского и других народов нашей страны ослабила наступательный порыв захватчиков и спасла от разгрома европейскую цивилизацию. Упорное сопротивление, которое встретил Батый на Руси, имело важное последствие и для нее самой: Русь не стала «ордынским улусом», сохранила собственную государственность, культуру, веру.

На территории русских княжеств фактически не было ордынской администрации, что в исторической перспективе создавало возможность для самостоятельного развития и борьбы против власти поработителей.

Непрочность империи Чингисхана обнаружилась довольно рано. Еще при жизни он разделил ее между четырьмя сыновьями.

Старшему, Джучи, достались земли, наиболее удаленные от Монголии. Сын Джучи — Бату (Батый) продолжал агрессивные войны. В результате его завоеваний на огромной территории от Иртыша до южно-черноморских степей, Крыма, Кавказа, части Средней Азии в 30—40-х годах XIII в. образовалось большое государство. В русских источниках оно получило название Золотая Орда.

Второму сыну – Чагатаю – достались Средняя Азия и целый ряд сопредельных с ней территорий и народов.

Угедей получил часть Западной Туркмении, Северную Персию и Закавказье.

Младшему сыну, в соответствии со старинным монгольским обычаем, был оставлен коренной улус – Монголия. Он считался великим ханом – сюзереном над владельцами остальных улусов. Столицей его был г. Каракорум.

Таким образом на территории СНГ в результате монгольских завоеваний образовалось три военно-феодальных государства под властью сыновей Чингисхана и их потомков: Золотая Орда, государство Чагатая в Средней Азии и государство Хулагидов в Закавказье.

Золотая Орда: общественный и государственный строй, отношения с Русью. Обособление Орды от общеимперской власти произошло в последней трети XIII века. Своего могущества она достигла при ханах Узбеке и Джанибеке.

В эти десятилетия складывается ее государственный аппарат, как военный, так и административно-судебный. Государственной религией становится ислам.

Однако внутренние и внешние достижения Золотой Орды оказались непрочными. В 60-х годах XIV века она вступила в полосу длительных усобиц, поставивших под вопрос ее государственно-политическое существование.

В результате «великой замятии» (феодальных усобиц) за 20 лет, с 1380 по 1380 гг., сменилось 20 ханов. В 1380 году произошла Куликовская битва. Русские войска под командованием Дмитрия Донского нанесли поражение Золотой Орде, от которого она уже не смогла оправиться.

Общественный строй.Золотая Орда представляла собой феодальное государство. Ее экономической основой являлись феодальные производственные отношения, характерная черта которых — феодальная собственность на землю, пастбища, скот.

По мнению некоторых исследователей, это была сословная собственность, признаваемая рядовыми кочевниками путем дачи определенной доли получаемого продукта своему господину.

Более мелкие феодалы (десятники, сотники) зависели от более крупных (тысячников, темников), что и обусловливало характер устройства Золотой Орды на основе иерархии кочевого землевладения.

Вся земля номинально являлась собственностью золотоордынского хана, но каждый землевладелец в пределах пожалованных ему земельных угодий распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмо­трению. У большинства же монголо-татар сохранились полуфеодальные отношения с многочисленными пережитками родового быта.

Класс феодалов, или «белая кость» — верхушка золотоордынского общества — включала в себя монголо-татарскую кочевую аристократию. Наверху социальной лестницы находился хан и царевичи (дети, внуки, правнуки и др.) из дома Джучи — первого хана Золотой Орды.

С течением времени род джучидов сильно разросся. С принятием ислама, допускавшего многоженство, число царевичей увеличивалось и усилилась борьба за власть между ними.

Вторую группу господствующего класса составляли беки (тюркский титул) и найоны (монгольский титул) — наиболее крупные феодалы. Каждый крупный золотоордынскии землевладелец получал от своих владений огромные доходы — 100—200 тыс. динаров в год.

Третья группа золотоордынских феодалов была представлена тарханами, людьми среднего достатка, занимавшими относительно невысокие должности в государственном аппарате.

Наконец, в последнюю группу господствующего класса входили нукеры. Они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении. Количество нукеров зависело от богатства и знатности их предводителя.

Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь со сложной системой церковных учреждений. В Золотой Орде допускалась веротерпимость, но с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства. Его представители занимали важные должности в государственном и судебном аппарате. Церковные организации располагали большими материальными ресурсами.

Феодально зависимое население называлось «черной костью» и состояло из кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов.

Кочевники-скотоводы — карачу жили аилами, вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежащих землевладельцу. Хозяйственные повинности скотоводов порождались общей деспотической системой.

Например, платя повинность молоком, кочевники-скотоводы должны были приносить своему господину кобылье молоко «каждого третьего дня». Карачу несли также военную службу, содержали чиновников и воинские части, предоставляли им транспорт для передвижения. При дележе военной добычи они получали небольшую ее часть.

Крестьянское население в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Крыма, Поволжья и т. д. называлось собанчи и уртакчи.

Собанчи — это крестьяне-общинники, зависимые от землевладельца. Они обрабатывали господскую землю своим инвентарем, несли повинности с виноградников, надворных построек (амбаров, гумна), платили пошлины с арыков.

Уртакчи — обедневшие члены крестьянской общины, лишенные земли и инвентаря. Они работали на господской земле за долю продуктов (половину, одну треть, четверть).

В XIII — XIV вв. в Золотой Орде наблюдается оживление градостроительства. Золотоордынские города возникали как административно-политические поселения, обусловливаемые потребностями государства. Однако большинство их было разрушено в результате походов Тимура. В течение 1395—1396 гг. градостроительная культура Золотой Орды была полностью уничтожена и уже не могла возродиться.

Городское население состояло в основном из ремесленников, мелких торговцев и купцов и было довольно многочисленным. По мнению некоторых ученых, в золотоордынских городах существовали объединения ремесленников. В городах проживали также многочисленные чиновники, работавшие в исполнительном, управленческом и налоговом аппарате.

В самом низу социальной лестницы находились рабы. Число их в Золотой Орде было чрезвычайно велико. Источником рабства служил плен. В Золотой Орде процветала работорговля.

Однако рабов, как правило, превращали в зависимых крестьян, пастухов и ремесленников. Например, сына раба чаще всего прикрепляли к земле в качестве собанчи или уртакчи.

Таким образом, в Золотой Орде сложились раннефеодальные общественные отношения со сложной социальной структурой, отражающей пестрый классовый и национальный состав этого государства.

Государственный строй.Государство Золотая Орда представляла собой раннефеодальную монархию, построенную на основе сюзеренитета-вассалитета.

Чингисхан разделил все государство на четыре улуса (удела), каждый из которых возглавлял один из его сыновей.

Хан стоял во главе Золотой Орды. Как правило, им становился старший сын предшествующего ханаили другой его родственник из рода чингизидов. Хан избирался на престол курултаем. Он обладал сильной деспотической властью. Военная структура, к которой было приспособлено административное деление страны, пронизывала ее сверху донизу, способствовала укреплению власти хана.

Путешественники, прибывшие в Золотую Орду из раздираемой феодальными смутами Европы, прежде всего, поражались тому, что «хан имеет изумительную власть над всеми».

Курултай — съезд монголо-татарской знати — созывался для решения наиболее важных вопросов (выборы хана, планирование походов, проведение охоты и др.). Его созыв приурочивался обычно к религиозным праздникам. Курултай являлся совещательным органом. Он принимал решения, угодные хану.

Однако в большинстве случаев хан решал вопросы самостоятельно, в узком кругу придворной знати. На курултае присутствовали и принимали активное участие в его работе женщины (хатуни) — представительницы правящей верхушки.

Центральный аппарат состоял из главы государства (хана), придворной знати, управленческого аппарата, различных ведомств и судебного аппарата. В качестве центральных органов отраслевого управления в золотоордынском государстве действовали диваны (канцелярии). Важным должностным лицом являлся везир — номинальный глава правительства.

В числе высших должностных лиц источники называют четырех улусных эмиров (управителей). Старший из эмиров носил название беклярибек (главнокомандующий войсками) и считался первым лицом в государстве после хана.

В системе центрального управления большое значение имела должность бакоула, ведавшего снабжением войска. Бакоулам подчинялись темники (командиры десятитысячных отрядов). Темникам подчинялись тысячники (командиры тысячных отрядов), а последним — сотники и десятники.

Среди других должностных лиц в источниках упоминаются таможенники, сокольничьи, станционные смотрители и др.

Органы управления на местах находились в руках монголо-татарской феодальной знати. Местными управителями являлись даруги и баскаки, в распоряжении которых имелись свои канцелярии со штатом чиновников.

Золотая Орда управляла покоренными народами жестоко. Например, на территории Руси была создана баскакекая военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников.

Баскаки следили за порядком в стране, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды.

Принудительным путем были сформированы особые военные отряды, частью укомплектованные из местного населения. Командовали ими монголо-татары. Эти воинские контингенты поступали в распоряжение баскаков, живших в княжествах и осуществлявших контроль над этими княжествами.

Баскаки подчинялись «великому» или главному баскаку, находившемуся во Владимире. К управлению покоренными народами привлекалась и местная знать.

Военная организация Золотой Орды имела десятичный характер. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи, тьмы (10 тыс.).

Характер занятий монголов (скотоводы-кочевники) определил и основной род их войска — многочисленную высокоподвижную конницу, которая делилась на легкую и тяжелую. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и другие сооружения.

Сохранение родовой спайки, железная дисциплина, хорошая организация и большая подвижность конных масс, умело поставленная разведка и внезапность нападения, огромный боевой опыт и гибкая тактика давали степнякам преимущество над малоподвижными феодальными ополчениями оседлых народов и позволяли одерживать победы над ними.

Судебные учреждения в Золотой Орде имели ярко выраженный классовый характер. Высшая судебная власть принадлежала хану. На местах правосудие вершили управители областей и войсковых частей.

Существовал специальный судебный орган — диван-яргу, который возглавлял главный судья. Низшими инстанциями судебных учреждений были местные суды во главе с яргучи (судьей), рассматривавшие менее опасные дела.

С принятием ислама появились мусульманские судьи — кади. При вынесении решений они руководствовались законами шариата (т. е. нормами мусульманского права).

Отношение с Русью. К 1240 г. большая часть Древнерусского государства оказалась под властью монголов.

Русские земли, покоренные завоевателями, продолжали оказывать вооруженное сопротивление. Особенно активной она была в Черниговском княжестве, где князь Андрей Мстиславович возглавил сопротивление народа. Из крупных русских городов и земель не пострадали только Новгород и Псков.

По мнению многих авторитетных историков, на Руси был установлен оккупационный режим – «иго», который длился почти что 2,5 века и сопровождался постоянным насилием, ограблением земель и населения.

Русские княжества номинально сохраняли независимость. Были установлены отношения вассалитета. По предложению ряда русских князей хан Батый был провозглашен русским царем. Каждый князь обязан был получить от него разрешение на власть – ярлык. Владимирские князья получали особый ярлык. Сажали на престол великого князя специальные уполномоченные золотоордынского хана.

Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который назывался «тамгой»[34]. Как уже отмечалось ранее, т этого слова был образован глагол «тамжить», т.е. облагать товар пошлиной, а место, где товар «тамжили», стало называться «таможней».

Покоренные русские земли обязаны были выплачивать ежегодный «выход» ‑ дань монголам – 1/10 часть доходов населения княжества, исполнять многочисленные повинности. От этих поборов была освобождена только русская церковь.

Основным методом управления был террор, особенно на раннем этапе оккупации.

Право Золотой Орды. Источниками права Золотой Орды являлись:

1) грамоты, пайцзы, ярлыки, повеления местным управителям и другие документы — результат законодательной деятельности золотоордынских ханов;

2) собрание монгольских законов и обычаев — Великая Яса;

3) сокровенное сказание (памятник права более позднего происхождения);

4) шариат (по шариату рассматривались дела о религиозных преступлениях);

5) обычное право монгольских племен.

Правовые нормы не отграничивались от норм нравственных, религиозных. Так, Яса грозила суровой карой всякому, кто перепрыгивал через огонь, стол, чашку, стирал одежду, возвращался по той дороге, по которой выезжал. Запрещалось под страхом смерти проходить по тому месту, где была ставка хана, опускать руку в текущую воду и т. д.

Гражданское право составляли нормы наследственного и брачно-семейного права. Правила, регулирующие другие гражданско-правовые отношения, до нас не дошли.

При наследовании старший сын получал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота наследовались младшим сыном, который и женившись, продолжал жить с родителями.

Брачно-семейные отношения покоились на обычном праве. Жену обычай требовал выкупить у ее родителей, сумма выкупа была немалой, чтобы накопить ее требовалось время, поэтому девушки выходили замуж в зрелом возрасте. Количество жен не было ограничено. До совершеннолетия сыновей имуществом после смерти мужа управляла старшая, или главная, жена.

Уголовное право. Законы Ясы были чрезвычайно жестоки. Неисполнение их, малейшее нарушение правил грозило смертной казнью. С особой жестокостью карались воинские преступления.

Вор, укравший лошадь, должен был вернуть ее с прибавкой десяти таких же лошадей. За неимением лошади преступник расплачивался своими же детьми, а при отсутствии детей Яса приказывала виновного зарезать «как барана».

За более мелкие кражи, например, одного барана, виновный подвергался телесному наказанию и возмещению стоимости украденного.

Виды смертной казни были различными: переламывали спины, «резали как овец», удавливали веревкой, привязывали к лошадям и разрывали на части и др.

Ряд положений Ясы говорит о намеренной лжи, о нарушении правил убоя животных для пищи, о человекоубийстве, о колдовстве и др. За это также устанавливалась смертная казнь.

О судебном процессе имеются весьма скудные сведения. Известно, что наказание применялось к преступнику в том случае, «если он будет уличен в деянии и сознается». В случае же несознания виновного применялась пытка.

Очевидно, что в древнемонгольском праве судебный процесс носил состязательный характер (допускались поединки, различные испытания, клятвы и т. д.). В военно-феодальной организации розыск преступника возлагался на десятку или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

Однако жестокая карательная политика не спасла Золотую Орду от распада, который окончательно произошел в XIV веке. Особенно серьезные удары по ней были нанесены русским народом.

Таким образом, время монголо-татарских завоеваний составляет крупный период в истории нашей страны. Это было время тяжелых испытаний для находящихся под игом народов.

Монголо-татарское нашествие надолго приостановило и отбросило назад экономическое, политическое, культурное развитие Средней Азии, Закавказья, Руси.

Монголо-татары, покоряя народы нашей страны, устанавливали различные формы их политической зависимости. Они часто сохраняли существующую государственную организацию, ставя лишь местных князей в положение своих вассалов.

Правовая система монголо-татар была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило её, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов сохранялась их собственная правовая система.

Таким образом, время татаро-монгольского владычества составляло длительный период в истории нашей страны и стран СНГ. Она надолго приостановила и отбросила назад экономическое, политическое, культурное развитие Средней Азии, Закавказья и Руси.