Информатика как наука

Алфавитный подход

Алфавитный подход к измерению информации не связывает количество информации с содержательным сообщением. Рассмотрим этот подход на примере текста, написанного на каком-нибудь языке, например, на русском. Все множество используемых в языке символов будем называть алфавитом. Полное количество символов алфавита будем называть мощность алфавита.

Например, в алфавит мощностью N=256 символов можно поместить все необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, знаки препинания и т.д. Представим себе, что текст, состоящий из 256 символов, поступает последовательно, и в каждый момент времени может появиться любой из них. Тогда по формуле:

2i = 256, → i=8 (бит)

Таким образом, один символ алфавита мощностью 256 символов, “весит” 8 бит. Поскольку 8 бит – часто встречающаяся величина, ей присвоили свое название 1 байт:

Чтобы подсчитать количество информации на одной странице текста, необходимо: количество символов в строке умножить на количество строк на листе. Так, например, если взять страницу текста, содержащую 40 строк по 60 символов в каждой строке, то одна страница такого текста будет содержать 60*40=2400 (байт информации).

Термин «информатика» получил распространение с середины 80-х гг. прошлого века. Он состоит из корня inform - «информация» и суффикса ma lies - «наука о,..». Таким образом, информатика - это наука об информации. В англоязычных странах термин не прижил­ся, информатика там называется Computer Science - наука о компь­ютерах.

Информатика — это наука о законах и методах измерения, хранения переработки и передачи информации с использова­нием средств вычислительной техники. Это комплексная на­ука об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации, информационных и коммуникационных технологиях, реализуемых с помощью компьютеров.

Кроме того, это отрасль народного хозяйства, объединяющая совокуп­ность предприятии разных форм хозяйствования, где занима­ются производством компьютерной техники, программных продуктов, разработкой современных технологий переработки ин­формации.

Наука появилась благодаря развитию компьютерной тех­ники, базируется на ней и немыслима без нее.

Систематизация методов и приемов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники составляет основную задачу информатики.

Изучение информатики позволяет:

- познать основы современных информационных технологий обработки информации, получить представление об инфор­мационных ресурсах общества;

- ознакомиться с современным состоянием и направлениями развития вычислительной техники и программных средств;

- овладеть приемами работы на персональном компьютере в качестве пользователя, уметь работать с программными сред­ствами общего и специального назначения, использовать внешние носители информации для обмена данными между различными компьютерами, создавать копии и архивы дан­ных и программ;

- овладеть навыками работы в сети Интернет.

Задачи информатики:

- производство современных ЭВМ и разработка современной архитектуры вычислительных систем;

- внедрение прогрессивных технологий обработка информа­ции и технологий программирования;

- совершенствование управления интерфейсом вычислитель­ных систем;

- разработка более совершенных способов защиты информации;

- развитие стандартизации;

- повышение уровня информационной культуры общества.

Информатика - молодая, быстро развивающаяся наука, связанная практически со всеми областями жизнедеятельности современного человека.

На рисунке 1.4 предложена структура информатики, как ее представляют себе многие современные авторы.

Рисунок 1.4 Структура информатики

Основными разделами информатики являются теоретическая информатика, изучающая вопросы теории информации, теории вычислительного эксперимента, алгоритмизации, программирования и искусственного интеллекта, а также прикладная информатика, предназначенная для обслуживания науки, техники, производства и других видов человеческой деятельности путём создания и передачи в общество информационных технологий. В информатике, под информационной технологией принято понимать совокупность методов и средств управления информационными процессами. Причем, компьютер является средством, позволяющим реализовать информационные технологии, качественно отличающиеся от прежних уровнем автоматизации и интеллектуализации информационных процессов.