Программные средства и платформа разработки презентации

Создание электронных презентаций опирается на новую информационную технологию мультимедиа, дающую многостороннее совместное представление информации в звуковой, визуальной, текстовой форме. Разработка и проведение мультимедийных презентаций возможны как на IBM - совместимых компьютерах с операционной системой Windows, так и компьютерах сериях Power Macintosh Audio Visual компании Apple, имеющих встроенные функции работы с мультимедиа.

Исполь­зуемое вами программное обеспечение в значительной степени влияет на вид, гибкость и эффективность презентации. Операционная система Windows, в которой реализована поддержка механизма OLE, является идеальной платформой для создания и проведения мультимедийных презентаций. Создание презентаций в среде Macintosh позволяет демонстрировать ее на Windows-компьютере или перенести с помощью специального программного обеспечения на рабочую станцию UNIX. При выборе авторской или презентационной программы для созда­ния презентации со сценарием кроме ее наличия и ваших знаний следует учитывать программное обеспечение и платформу ЭВМ, используемые заказчиком.

В настоящее время имеется множество программ для создания и проведения мультимедийных презентации, каждая из которых в полной мере использует возможности операционной системы и позволяет создавать презентации с элементами анимации, звукового сопровождения и поддержкой взаимо­действия с пользователем (таблица 1).

 

Таблица 1 - Авторские и презентационные программы для создания презентаций со сценарием

Название Macintosh/ Windows RunTime - версия Примечания для ведущего Презен-тацион-ные слайды Спец. Эффек-ты Пол-ная анимация Взаимо-действие посредс-твом экрана
Action! (Macromedia) + / + + - - + + +
Aldus Persuation (Aldus) + / + - + + + - -
Animation Works Interactive (Gold Disk) - / + + - - + + +
Astound (Gold Disk) + / + + + + + + +
COMPEL (Asymetrix) - / + + + + + + +
Power Point (Microsoft) + / + + + + + - -

Пояснения к таблице

• Macintosh/Windows: платформы разработки и просмотра.

• Runtime-версия: Runtime-версия программы, позволяющая вам производить вашу презентацию на компьютере, на котором нет в наличии программного обеспечения, с помощью которого разрабатывалась презентация.

— Вы можете, к примеру, разослать вместе со своей презентацией копию программы PowerPoint Viewer неограниченному кругу лиц, которые смогут просматривать презентацию, не устанавливая на свои компьютеры программу PowerPoint;

• Примечания для ведущего: возможность создавать примечания для ведущего, в которых отслеживается каждый слайд презентации.

• Презентационные слайды: возможность создавать презентационные слайды на пленке для проекторов или на 35-милиметровой пленке.

• Эффекты перехода и просмотра слайда: эффекты типа "растворе­ние" (dissolve), "распад" (disintegrate), "вытирание" (wipe), "выезжание" (box-out) и т.п.

• Полная анимация: встроенные средства поддержки анимации. Хотя вы можете импортировать и встраивать анимационные эффекты во все вышеперечисленные программы, отметка "Да" стоит только напротив тех программ, которые обладают встро­енными возможностями создания анимации.

• Взаимодействие посредством экрана: возможность обрабатывать ко­манды от мыши. Поместив курсор мыши на кнопках, "горячих" словах или символах, пиктограммах и в других активных областях экрана и выполнив щелчок мышью, можно инициировать запуск какого-нибудь процесса, например анимации, звука или видео.

Программа PowerPoint — это отличное средство программирования. В ее состав входит модуль PowerPoint Viewer, с помощью которого можно распространять презентации даже на компьютерах, на которых программа PowerPoint не установлена. Эта программа также отлично переносится между компьютерами Macintosh и Windows-ориентированными ПК, что позволяет создавать и модифицировать презентацию на любой платформе. Библиотека готовых графических образов PowerPoint включает бо­лее чем 500 картинок, качество которых является очень высоким. Программа PowerPoint предоставляет высту­пающему возможность с помощью клавиатуры и/или мыши контро­лировать появление на экране каждого пункта текстового сопрово­ждения и длительность демонстрации каждого слайда, а также позволяет ведущему возвращаться назад для повторного просмотра предыдущих слайдов или непосредственно переходить к тому или иному слайду по ходу презентации.

 

Каждая авторская система имеет свои сильные и слабые стороны, и нет ни одного средства, превосходящего другие по всем параметрам. Все зависит от того, что именно вы хотите создать, а также от стиля работы.

Современные программные средства для создания интерактивных презентаций делятся на два уровня:

• В средствах I уровня отсутствует язык сценария (Табл. 1). Они обеспечивают основные возможности для интерактивного управления перехода­ми между слайдами; наличие некоторых встроенных функции создания графики и анимации; воз­можность импорта или связи с созданными другими программами графикой, анимацией, аудио- и видеодан­ными; простота освоения; подходят для создания большинства бизнес - презентаций.

Средства II уровня обладают всеми свойствами I уровня, а также включают язык сценария, позволяющий придать презентации гибкость, разнообразие выразительных средств и привнести в нее черты собственной творческой индивидуальности (Таблица 2). Программы с языком сценария используются большинством производителей мультимедийных компакт-дисков для создания электронных эн­циклопедий, стратегических и приключенческих игр, интерактив­ных музыкальных видеоклипов и т.д. Работа с языками сценария требует чуть больше времени и усилий. Но когда вам нужно создать что-то свое, нестандартное, и у вас есть время на разработку деталей, то язык сценария — это чаще всего единственный путь.

Таблица 2 - Авторские системы II уровня

Название программы Фирма-разработчик Язык сценария Платформа разработки Платформа воспро­изведения
Apple Media Tool (Program.Environment) Apple Computer Apple Media Language Macintosh Macintosh и Windows
Director Macromedia Lingo Macintosh Macintosh и Windows
Multimedia ToolBook Asymetrix OpenScript Windows Windows

На рисунке 2 показаны возможности типичной авторской системы II уровня.

Мультимедийные данные из внешних источников Звук
 
 

Графика Анимация Видео


Основные возможности: • координация и синхронизация событий • экспорт мультимедийных данных из внешних источников • интерактивное взаимодействие Другие возможности: • создание графики, анимации и текста

Рисунок 2 - Типичная авторская система II уровня