Проектирование интерфейса пользователя
Диалоговый режим. Большинство программных продуктов, особенно прикладного характера, ориентированных на конечного пользователя, работают в диалоговом режиме взаимодействия с пользователем таким образом, что ведется обмен сообщениями, влияющими на обработку данных.
В диалоговом режиме под воздействием пользователя осуществляются запуск функций (методов) обработки, изменение свойств объектов, производится настройка параметров выдачи информации на печать и т.п. Системы, поддерживающие диалоговые процессы, классифицируются на:
системы с жестким сценарием диалога – стандартизированное представление информации обмена;
дескрипторные системы – формат ключевых слов сообщений;
тезаурусные системы – семантическая сеть дескрипторов, образующих словарь системы (аналог – гипертекстовые системы);
системы с языком деловой прозы – представление сообщений на языке, естественном для профессионального пользования.
Наиболее просты для реализации и распространены диалоговые системы с жестким сценарием диалога, которые представлены в виде:
a) меню – диалог инициируется программой; пользователю предлагается выбор альтернативы функций обработки из фиксированного перечня; предоставляемое меню может быть иерархическим и содержать вложенные подменю следующего уровня;
b) действия запрос-ответ – фиксирован перечень возможных значений, выбираемых из списка, или ответы типа Да/Нет;
c) запрос по формату – с помощью ключевых слов, фраз или путем заполнения экранной формы с регламентированным по составу и структуре набором реквизитов осуществляется подготовка соо6щений.
Диалоговый процесс управляется согласно созданному сценарию, для которого определяются:
точки (момент, условие) начала диалога;
инициатор диалога - человек или программный продукт;
параметры и содержание диалога - сообщения, состав и структура меню, экранные формы и т.п.;
реакция программного продукта на завершение диалога.
Описание сценария диалога выполняют:
блок-схема, в которой предусмотрены блоки выдачи сообщений и обработки полученных ответов;
ориентированный граф, вершины которого – сообщения и выполняемые действия-дуги – связь сообщений; словесное описание;
специализированные объектно-ориентированные языки построения сценариев.
Для создания диалоговых процессов и интерфейса конечного пользователя наиболее подходят объектно-ориентированные инструментальные средства разработки программ.
В составе инструментальных средств СУБД содержатся построители меню, с помощью которых создается ориентированная на конечного пользователя совокупность режимов и команд в виде главного меню и вложенных подменю. Конструктор экранных форм СУБД используется для разработки форматов экранного ввода и редактирования данных базы данных и входной информации, управляющей работой программного продукта.
В ряде СУБД и электронных таблиц, текстовых редакторов существуют различные типы диалоговых окон, содержащих разнообразные объекты управления: тексты сообщения; поля ввода информации пользователя; списки возможных альтернатив для выбора; кнопки и т.п.
В среде электронных таблиц и текстовых редакторов имеются возможности настройки главных меню (удаление ненужных, добавление новых режимов и команд), создания системы подсказок с помощью встроенных средств и языков программирования.
Графический интерфейс пользователя. Графический интерфейс пользователя (Graphics User Interface – GUI) – ГИП является обязательным компонентом большинства современных программных продуктов, ориентированных на работу конечного пользователя. К графическому интерфейсу пользователя предъявляются высокие требования как с чисто инженерной, так и с художественной стороны разработки, при его разработке ориентируются на возможности человека.
Наиболее часто графический интерфейс реализуется в интерактивном режиме работы пользователя для программных продуктов, функционирующих в среде Windows, и строится и виде системы спускающихся меню с использованием в качестве средства манипуляции мыши и клавиатуры. Работа пользователя осуществляется с экранными формами, содержащими объекты управления, панели инструментов с пиктограммами режимов и команд обработки.
Стандартный графический интерфейс пользователя должен отвечать ряду требований:
поддерживать информационную технологию работы пользователя с программным продуктом – содержать привычные и понятные пользователю пункты меню, соответствующие функциям обработки, расположенные в естественной последовательности использования;
ориентироваться на конечного пользователя, который общается с программой на внешнем уровне взаимодействия;
удовлетворять правилу "шести" - в одну линейку меню включать не более 6 понятий, каждое из которых содержит не более 6 опций;
графические объекты сохраняют свое стандартизованное назначение и по возможности местоположение на экране.
Тема 13: Введение в базы данных