Основе индивидуальные формы поведения можно объединить в три основные группы.

Свои многообразные потребности животные удовлетворяют с помощью генетически запрограммированных врожденных (безусловных) рефлексов и путем обучения, т. е. выработки индивидуально приобретенных условнорефлекторных навыков. Сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты) и возникающие на их

Мотивация как опредмеченная потребность. Витальные, социальные и идеальные (творчески познавательные) потребности. Их филогенетические предшественники в сложнейших безусловных рефлексах (инстинктах) высших животных. Потребность в вооруженности (competence drive) и потребность преодоления препятствий (drive to resist compulsion). Рефлекс свободы Павлова — филогенетический предшественник воли. Доминирующая потребность — ядро личности. Индивидуальная выраженность потребностей преодоления (воли), вооруженности, подражания и экономии сил — основа характера.

Эрих Фромм

Понимание человеческой психики должно основываться на анализе тех потребностей, которые вытекают из условий его существования.

Карл Маркс

Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей.

Говоря о роли мозговых макроструктур в индивидуальных (типологических) особенностях поведения, мы постоянно имели в виду эмоциональную сферу, т. е. темперамент, не касаясь таких индивидуальных черт субъекта, как его личность и характер. Дело в том, что говорить о них невозможно, не обратившись предварительно к анализу сферы потребностей и мотивов.


ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ВЫСШИХ ЖИВОТНЫХ. ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР

Потребность есть специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире. Благодаря нейрофизиологическому механизму активации хранящихся в памяти следов (энграмм) внешних объектов, способных удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые ранее приводили к ее удовлетворению, потребность трансформируется в мотивацию, становится «опредмеченной потребностью». «Мотивацию мы должны были бы ... уподобить ветру, приводящему в движение облака» (Выготский. 1982-1984).

До сих пор не существует общепринятой классификации потребностей человека. У Маслоу их 15, у Мак Дауголла — 18, у


Меррей и Пьерона — 20. Причиной подобной разноголосицы является отсутствие классифицирующего принципа подобного атомному весу элементов в периодической системе Менделеева.

Для нас совместно с П. М. Ершовым ключевым принципом послужили идеи В. И. Вернадского и А. А. Ухтомского о развитии как освоении расширяющихся в пространстве и времени (хронотопе) сред обитания: геосферы, био-социосферы среди других живых существ и ноосферы, если понимать под последней интеллектуальное освоение окружающего мира. Таким образом, потребности делятся на витальные, социальные и идеальные потребности познания и творчества. Сходную классификацию мы находим у Платона, Г. Гегеля, Т. Джефферсона и Ф. М. Достоевского. Филогенетические предшественники этих трех групп потребностей человека обнаруживаются у высших животных в виде сложнейших безусловных рефлексов по И. П. Павлову или инстинктов, если использовать терминологию современных этологов (рис. 4).

Рис. 4. Потребности человека и их филогенетические предшественники в виде сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов) у высших животных.


I. Витальные безусловные рефлексы обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение живых существ. К их числу относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный (включая ориентировочно-оборонительный рефлекс «биологической осторожности»), рефлекс экономии сил и многие другие. Два признака могут служить дефинитивным критерием для отнесения данного рефлекса к группе витальных: