Виды управления рулевыми электроприводами

Приводные электродвигатели насосов постоянной и переменной подачи

Принцип действия руля

При установившемся прямолинейном дви­жении судна руль, находящийся в диамет

ральной плоскости, испыты­вает с обеих сторон одинаковое давление набегающих струй воды.

 

Рис. 10.1. Силы, действующие на судно при отклонении руля

 

При отклонении руля на угол α (рис. 10.1 ) равновесие нарушается. На по­верхности пера руля, обращенной к набегающему потоку, силы давле­ния увеличиваются.

Поле давления может быть представлено равнодей­ствующей силой R, приложенной в центре давления. Направление дей­ствия силы R в первом приближении удобно считать нормальным отно­сительно плоскости пера руля.

Равнодействующая сила R может быть разложена на две составляющие х и y по взаимно перпендикулярным осям, одна из которых располагается по линии курса судна, а другая - нормально к ней.

Поместим в центр тяжести судна - в точку О - две взаимно уравновешивающиеся силы у1 и у2, равные и параллель­ные боковой силе у.

Силы у1 и у составляют пару сил, плечо которой примерно можно считать равным половине длины судна L. Они обра­зуют момент, поворачивающий судно в сторону перекладки руля

Мпов = у ( 10.1 ),

 

Этот момент и определяет пово­рот судна при отклонении руля.

Сила у2, называемая силой дрейфа, сносит судно боком во внешнюю сторону описываемой им дуги и создает из-за наличия метацентрической высоты крен судна.

Сила х создает дополнительное сопротивление движению судна ( тормозит его ).

Таким образом, задача поворота судна сводится к перекладке пера руля в необходимую сторону на угол, определяющий нужную эффективность управляющего воздействия.

Обобщенная сила R одновременно создает противодействующий момент на баллере руля, который явля­ется нагрузкой для электропривода.

 

 

Предназначены для непрерывного вращения насоса постоянной или переменной подачи с постоянной угловой скоростью.

Мощность электродвигателя через гидравлическую передачу передается на перо руля. Вращающий момент на баллере руля зависит от водоизмещения судна – чем больше водоизмещение, тем больше вращающий момент. Таким образом, мощность приводных электродвигателей насосов зависит от водоизмещения судна и может составлять от не-

скольких десятков кВт ( для судов водоизмещением около 10 000 б.р.т. - 50-70 кВт ) до не-

скольких сот кВт.

Наибольшее распространение в качестве приводных двигате­лей насосов рулевых приводов имеют 3-фазные короткозамкнутые асинхронные электродвигатели.

 

По характеру формирования управляющего сигнала различают 4 вида управления рулевыми приводами:

1. простое;

2. следящее;

3. автоматическое;

4. аварийное.