Состав рулевого электропривода

Общая характеристика рулевых электроприводов

Основные сведения

Техническая эксплуатация электроприводов ЯШУ

Эксплуатация - это процесс использования электропривода по на­значению и под-

ержание его в технически исправном состоянии.

К управлению якорными и швартовными механизмами допускаются боц­маны, стар

шие матросы.

Поэтому основная задача механика по правильному использованию электроприво-

да состоит в составлении добротной инструкции об особенностях управления якорно-швартовными приводами данного судна.

Инструкция должна учитывать правила техники без­опасности, относящиеся к элект

роприводу и работающему механизму.

Следует помнить, что за правильностью использования электрообору­дования якор

но-швартовных устройств, за соблюдением допускаемых режимов работы ответствен-

ность несут лица, в чьем заведовании эти механизмы находятся ( обычно 2-й механик ).

Именно поэтому электромеханик обязан об­стоятельно проверить знания и умение операторов, допускаемых к уп­равлению электроприводом.

 

 

Управляемость является одним из важнейших качеств современно­го судна. Она может быть обеспечена различными способами и средст­вами:

1. кормовыми рулями;

2. гребными винтами;

3. водометными движите­лями;

4. крыльчатыми движителями;

5. подруливающими устройствами.

Нередки случаи совместного использования некоторых из названных устройств.

На морских транспортных судах основным средством обес­печения активного маневрирования объекта являются кормовые ру­ли, перекладка которых осуществляется посредством электропривода.

Маневренные качества объекта, включающего в себя комплекс: кор­пус - руль - винты могут быть полностью реализованы только при надлежащей работе привода руля и системы управления.

Рулевой электропривод является наиболее ответственным электро­приводом на судне. От его безотказного и качественного действия зави­сит безопасность мореплавания, сохранность судна, экипажа и груза. Это обстоятельство определяет необходимость наибо

лее жестких тре­бований к рабочим характеристикам привода как при проектировании и комплектации, так и в регламентных мероприятиях по поддержанию сохранности этих характеристик в процессе эксплуатации.

 

Угловое перемещение руля, не­обходимое для поворота судна, осуществляет-

ся с помощью силового электропривода.

Электроприводом производится перекладка руля, его остановка, реверсирование, регулирование скорости и т. д.

В состав рулевого электропривода входит:

1.исполнительный электродвигатель ИД,

2.передаточный механизм (рулевая машина) РМ,

3.система управле­ния рулем ,

4. система контроля ( 10.2 ).

 

 

Рис. 10.2. Структурные схемы управления судном:

а – с использованием РЭМ-привода; б - с использованием РЭГ-привода;

I – ручное управление; II – автоматическое управление; III – управляющая программа; IV – изготовка; - С – судно; - Р – руль; -ПУ – пост управления рулем;

-У - усилитель; -ИД – исполнительный двигатель;

-ИМ – исполнительный механизм( насоса в электрогидравлических рулевых машинах );

-Н – насос переменной или постоянной производительности ( в электрогидравлических рулевых машинах);

-РМ – рулевая машина;

-СРУ – счетно-решающее устройство ( навигационный комплекс );

- А – аксиометр ( рулевой указатель );

-К – репитер гирокомпаса ( сельсин-приемник гирокомпаса )

На рис. 10.2 показана общая структурная схема управления судном, где выходными звеньями являются руль Р и судно С.

Система управ­ления включает в себя следующие элементы:

1. ПУ - пост управления ( командное устройство ).

Основной пост располагается в рулевой рубке. Он имеет переключатели для

перехода на предусмотренные виды руч­ного или автоматического управления рулем и элементы контроля ис­правного состояния наиболее важных звеньев привода;

2. У – усилитель.

Усилитель может быть линейный, полупроводниковый, релейный, электромашин­ный (генератор с приводным электродвигателем), магнитный, гидрав­лический, комбинированный;

3. СРУ - счетно-решающий судовой нави­гационный комплекс, вырабатывающий алгоритм управления, автома­тически контролирующий выполнение маневров в соответствии с за­данной навигационной программой.

Наиболее часто используются сис­темы стабилизации судна на прямом курсе, где СРУ вырождается в сис­тему автоматического регулирования по отклонению курсового угла.

Все элементы такой системы комплектуются в колонке основного пос­та управления.

Рис. 10.2, а характеризует структуру рулевого электромеханичес­кого (РЭМ) привода Здесь перекладка руля производится непосред­ственно исполнительным двигателем, который работает в повторно-кратковременном режиме с частыми пусками и торможениями.

На рис. 10.2, б представлена общая структура рулевого электрогидравлического (РЭГ) привода, где ИД вращает с постоянной скоростью насос Н. Управление рулем производится посредством сервомеханиз­ма ИМ, изменяющего подачу масла на гидравлическую рулевую машину РМ.

Система контроля служит для проверки исполнения задания (дейст­вия) по перекладке руля и результатов его воздействия на судно. В сис­тему контроля входит рулевой указатель - аксиометр А, позволяю­щий определить положение пера руля относительно диаметральной плоскости, и репитер гирокомпаса К, показывающий курс судна и его изменение. В современных рулевых приводах информационные прибо­ры контроля встраиваются в пост управления.