Основные сведения

Система дистанционной отдачи якоря

Элементы схемы управления

1. FU – предохранители с плавкой вставкой, для защиты от токов короткого замы

кания в любой цепи схемы управления;

2. 2 SA – аварийный выключатель на тумбе командоконтроллера; предназначен

для остановки электропривода в случае, если рукоятку командоконтроллера не удаётся вернуть в нулевое положение;

3. КМ1 – катушка контактора «Выбирать»;

4. КМ2 – катушка контактора «Травить»;

5. КМ6 – катушка тормозного контактора, через главные контакты которого пода

ётся питание на катушку электромагнитного тормоза YB;

6. КМ3 – катушка контактора 1-й скорости;

7. КМ4 – катушка контактора 2-й скорости;

8. КМ5 – катушка контактора 3-й скорости;

9. КV1 – блокировочное реле, служит для предотвращения самовозврата двигате-

ля на 3-ю скорость после того, как в результате перегрузки схема перевела двигатель с 3-й скорости на 2-ю;

10. HL – сигнальная лампочка «Можно работать»;

11. КТ2 – электромагнитное реле времени, для задержки перехода со 2-й скорости

на 3-ю;

12. КТ1 – реле напряжения, для отключения электродвигателя при снижении напря

жения до 60% и менее;

13. KV2 – реле блокировки тепловых защит, для отключения тепловых реле при

необходимости быстро выбрать якоря;

14. UZ – выпрямительный мостик, для питания катушек реле KV1, KV2 и КТ1, КТ2.

 

 

 

Рис. 12.9. Схема типовой контакторной системы управления электроприводом якорно-швартовного устройства на переменном токе

 

 

 

На современных транспортных судах применяют 2 вида управления отдачей якоря:

1. местное ручное, при котором все операции по отдаче якоря выполняются

вручную боцманом, находящимся на полубаке непосредственно у брашпиля;

2. дистанционное, из рулевой рубки.

Дистанционное управление из рулевой рубки применяют:

1. в обычных условиях - для постановки судна на якорь;

2. в аварийной ситуации - для экстренного торможения судна, при котором якорь-

цепь вытравливают на грунт и тем самым уменьшают скорость движения судна.

В соответствии с Правилами Регистра, в рулевой рубке должен быть счётчик дли-

ны вытравленной цепи и указатель предельной скорости травления с отметкой предельно допустимой скорости 180 м/мин.

При дистанционной отдаче якоря для управления ленточным тормозом применяет

ся специальное гидравлическое устройство ( описано ниже ).

Постановка судна на якорь или съёмка с якоря – ответственная операция, в которой участвуют офицеры и рядовой состав. При этом местонахождение и действия каждого члена экипажа строго определены соответствующими руководящими документами, напри

мер, «Уставом службы на судах морского флота» и другими.

В постановке судна на якорь участвуют капитан, старший помощник, 2-й и 3-й помощники, боцман, старший рулевой матрос и матросы.

В рулевой рубке находятся капитан, старший помощник, старший рулевой матрос;

на баке - 3-й помощник, боцман и несколько матросов; на корме - 2-й помощник и матро-

сы.

Связь между рулевой рубкой и баком и кормой – при помощи переносных приёмо-

передатчиков ( «воки-токи», от англ. walk – ходить, talk – говорить, вместе – говорить на ходу ), а также телефонов парной связи «рубка – бак» и «рубка – корма».