Основные сведения
Система дистанционной отдачи якоря
Элементы схемы управления
1. FU – предохранители с плавкой вставкой, для защиты от токов короткого замы
кания в любой цепи схемы управления;
2. 2 SA – аварийный выключатель на тумбе командоконтроллера; предназначен
для остановки электропривода в случае, если рукоятку командоконтроллера не удаётся вернуть в нулевое положение;
3. КМ1 – катушка контактора «Выбирать»;
4. КМ2 – катушка контактора «Травить»;
5. КМ6 – катушка тормозного контактора, через главные контакты которого пода
ётся питание на катушку электромагнитного тормоза YB;
6. КМ3 – катушка контактора 1-й скорости;
7. КМ4 – катушка контактора 2-й скорости;
8. КМ5 – катушка контактора 3-й скорости;
9. КV1 – блокировочное реле, служит для предотвращения самовозврата двигате-
ля на 3-ю скорость после того, как в результате перегрузки схема перевела двигатель с 3-й скорости на 2-ю;
10. HL – сигнальная лампочка «Можно работать»;
11. КТ2 – электромагнитное реле времени, для задержки перехода со 2-й скорости
на 3-ю;
12. КТ1 – реле напряжения, для отключения электродвигателя при снижении напря
жения до 60% и менее;
13. KV2 – реле блокировки тепловых защит, для отключения тепловых реле при
необходимости быстро выбрать якоря;
14. UZ – выпрямительный мостик, для питания катушек реле KV1, KV2 и КТ1, КТ2.
Рис. 12.9. Схема типовой контакторной системы управления электроприводом якорно-швартовного устройства на переменном токе
На современных транспортных судах применяют 2 вида управления отдачей якоря:
1. местное ручное, при котором все операции по отдаче якоря выполняются
вручную боцманом, находящимся на полубаке непосредственно у брашпиля;
2. дистанционное, из рулевой рубки.
Дистанционное управление из рулевой рубки применяют:
1. в обычных условиях - для постановки судна на якорь;
2. в аварийной ситуации - для экстренного торможения судна, при котором якорь-
цепь вытравливают на грунт и тем самым уменьшают скорость движения судна.
В соответствии с Правилами Регистра, в рулевой рубке должен быть счётчик дли-
ны вытравленной цепи и указатель предельной скорости травления с отметкой предельно допустимой скорости 180 м/мин.
При дистанционной отдаче якоря для управления ленточным тормозом применяет
ся специальное гидравлическое устройство ( описано ниже ).
Постановка судна на якорь или съёмка с якоря – ответственная операция, в которой участвуют офицеры и рядовой состав. При этом местонахождение и действия каждого члена экипажа строго определены соответствующими руководящими документами, напри
мер, «Уставом службы на судах морского флота» и другими.
В постановке судна на якорь участвуют капитан, старший помощник, 2-й и 3-й помощники, боцман, старший рулевой матрос и матросы.
В рулевой рубке находятся капитан, старший помощник, старший рулевой матрос;
на баке - 3-й помощник, боцман и несколько матросов; на корме - 2-й помощник и матро-
сы.
Связь между рулевой рубкой и баком и кормой – при помощи переносных приёмо-
передатчиков ( «воки-токи», от англ. walk – ходить, talk – говорить, вместе – говорить на ходу ), а также телефонов парной связи «рубка – бак» и «рубка – корма».