Лекция № 1

Энгель Дмитрий гр. ФТ 12-05Б

1. Сущность философии как метафизического учения заключается в том, что метафизика играет в науке направляющую роль, координируя сам процесс научного поиска, сти­мулируя научный интерес. Метафизика не просто помогает науке в ее само­стоятельном поиске, но она «ведет» за собой науку в общей исследователь­ской стратегии. Так же она изучает наиболее общие, абстрактные свойства существующего вообще, предельные начала бытия и познания

 

2. К основным функ­циям философии в научном познании относятся:

1) критическая;

2) предпосылочная

3) обобщающе-экстраполирующая;

4) эвристическая;

5) ценностно-этическая;

6) интерпретирующе-коммуникативная;

7) проясняющая;

8) направляющая.

 

3. Обобщая значение философии для науки, можно сказать, что роль философии в науке, прежде всего, мировоззренческая и методологическая. Философия задает науке мировоззренческий и методологи­ческий базис, необходимый для исследовательской деятельности.

4. К когнитивной плоскости относят внутренние теоретико-познавательные, методологические и логические аспекты.

К социально-культурному контексту анализа научного познания относят сложные взаимосвязи с социальными, историческими и культурными факторами. Эти взаимосвязи,

5. Научная деятельность определена следующей логико-методологической структурой:

· ФАКТЫ

· МЕТОД

· ТЕОРИЯ

6. Методология науки стремится выяснить точное содер­жание, структуру, возможности, границы и взаимодействие научных методов. Она использует и разрабатывает систему методологических по­нятий, отражающих в общей форме предпосылки, средства и принципы научного познания.

Задача метедологии — прояснять и изучать уже имеющиеся исследовательские средства, их усовершенствование, также методологи предполагает активный, критический подход к научному познанию.

7. Развитие методологического знания связано с общим раз­витием научных знаний. Так, научные достижения имеют, кроме собствен­но теоретически-предметной, содержательной стороны, еще и сторону методологическую, связанную с развитием собственно методологического знания, существующего и используемого в науке на данной стадии ее про­движения.

8. В логике науки изучаются формальные логико-математические аспекты научной деятельности — это, прежде всего сам язык науки как система понятий, синтаксические и семантические отношения между его элементами, логические характе­ристики научных теорий, а также содержа­тельные рассуждения, структуры аргументации и другие вопросы