Лекция № 1
Энгель Дмитрий гр. ФТ 12-05Б
1. Сущность философии как метафизического учения заключается в том, что метафизика играет в науке направляющую роль, координируя сам процесс научного поиска, стимулируя научный интерес. Метафизика не просто помогает науке в ее самостоятельном поиске, но она «ведет» за собой науку в общей исследовательской стратегии. Так же она изучает наиболее общие, абстрактные свойства существующего вообще, предельные начала бытия и познания
2. К основным функциям философии в научном познании относятся:
1) критическая;
2) предпосылочная
3) обобщающе-экстраполирующая;
4) эвристическая;
5) ценностно-этическая;
6) интерпретирующе-коммуникативная;
7) проясняющая;
8) направляющая.
3. Обобщая значение философии для науки, можно сказать, что роль философии в науке, прежде всего, мировоззренческая и методологическая. Философия задает науке мировоззренческий и методологический базис, необходимый для исследовательской деятельности.
4. К когнитивной плоскости относят внутренние теоретико-познавательные, методологические и логические аспекты.
К социально-культурному контексту анализа научного познания относят сложные взаимосвязи с социальными, историческими и культурными факторами. Эти взаимосвязи,
5. Научная деятельность определена следующей логико-методологической структурой:
· ФАКТЫ
· МЕТОД
· ТЕОРИЯ
6. Методология науки стремится выяснить точное содержание, структуру, возможности, границы и взаимодействие научных методов. Она использует и разрабатывает систему методологических понятий, отражающих в общей форме предпосылки, средства и принципы научного познания.
Задача метедологии — прояснять и изучать уже имеющиеся исследовательские средства, их усовершенствование, также методологи предполагает активный, критический подход к научному познанию.
7. Развитие методологического знания связано с общим развитием научных знаний. Так, научные достижения имеют, кроме собственно теоретически-предметной, содержательной стороны, еще и сторону методологическую, связанную с развитием собственно методологического знания, существующего и используемого в науке на данной стадии ее продвижения.
8. В логике науки изучаются формальные логико-математические аспекты научной деятельности — это, прежде всего сам язык науки как система понятий, синтаксические и семантические отношения между его элементами, логические характеристики научных теорий, а также содержательные рассуждения, структуры аргументации и другие вопросы