Формы и методы обзора используемых в организации технологий.

 

На первом этапе технологического аудита для обзора используемых в организации технологий и оценки реального положения формируется аудит-группа,в которую могут входить как сотрудники, непосредственно вовлеченные в реализацию данной технологии и разработку потенциального технологического проекта, так и те, кого они непосредственно не затрагивают. Данной группе представляются основные стратегические технологические цели организации, намеченные направления технологического развития, выделенные ключевые технологии, что помогает оценить позиции различных технологий в организации [1, с. 192].

Важным инструментом на первом этапе технологического аудита организации являются опросы ее работников, поставщиков, потребителей, отраслевых и других экспертов с целью получения оценки применяемых в организации технологий.

Основные методы проведения опросов можно разбить на три основные группы:

1. интервьюирование – устный опрос экспертов. Основная цель интервьюирования – получение суждений эксперта относительно применяемой технологии. При технологическом аудите проводятся как формальные, структурированные интервью, так и интервью в форме свободного обмена мнениями.

Учитывая ограниченность знаний любого человека и возможные пристрастия отдельных экспертов, как правило, необходимо провести и обобщить результаты нескольких интервью (иногда их число достаточно велико).

При проведении интервью в ходе технологического аудита часто полезно предварительно сориентировать интервьюируемого, например, заранее послав ему письмо с указанием целей интервью. Часто при этом сообщаются некоторые ориентировочные вопросы. В процессе интервью как в строгом эксперименте необходимо стремиться к беспристрастному сбору информации, не искаженному влиянием интервьюера, т.е. того, кто проводит интервью [2, с. 70] .

В процессе интервью, как в строгом эксперименте, необходимо стремиться к беспристрастному сбору информации, не искаженному влиянием интервьюера, т.е. того, кто проводит интервью.

2. анкетирование – по существу данная группа методов близка к методам интервьюирования. По сути это те же интервью, но проводимые в виде письменных ответов на поставленные вопросы в отсутствие интервьюера, что позволяет провести более беспристрастный анализ мнений многих людей относительно применяемых технологий. Недостаток анкетирования – структурирование вопросов и ответов в форме анкеты часто мешает людям выразить свое мнение. Нередко проведение анкетирования приводит к существенным затратам времени и средств на сбор и обработку данных. В таких условиях возможная нечеткость вопросов может снизить эффективность анализа. Поэтому желательно проводить «испытание» анкеты на небольшой группе опрашиваемых (т. наз. пилотный опрос).

3. групповые экспертные методы – альтернатива интервью или анкетированию при проведении технологического аудита. Собранные в группу эксперты выражают свою точку зрения в коллективе, при этом наблюдается полезный синергизм. Для проведения таких групповых опросов требуется наличие специальных навыков организации групповой работы экспертов [1, с. 192 - 195].

Разработаны следующие групповые экспертные методы:

- метод Делфи – применяется на этапах формулирования проблемы и оценки различных способов ее решения. Цель метода – получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения. Суть метода Делфи заключается в том, что данный метод – это инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью [3];

- метод генерации идей. Процесс решения проблем тесно связан с направлением мышления. Изобретательность – необходимое условие возникновения новых идей – базируется на различных подходах, основными из которых являются:

· методы, способствующие выявлению и пониманию проблемы (метод критического инцидента, контрольный листок, анализ коренной причины и др.)

· методы, предназначенные для генерации идей (метод мозгового штурма, синектический метод; метод фокальных объектов; метод контрольных вопросов; метод инверсии; матричное структурирование проблем; морфологический анализ и синтез; диаграмма причин и результатов (схема Исикавы «рыбий скелет»); диаграмма сродства и др.).

Результативность применения методов определяется четким соблюдением принципов и технологии их реализации.

Приведенные методы и инструменты выявления проблем и генерирования вариантов их решения, а также создания новых продуктов и услуг являются мощным средством для создания стратегий совершенствования и инноваций, которые позволят учесть весь спектр требований заинтересованных сторон и определить приоритеты той области, где требуется улучшение [5].

- метод номинальных групп -один из способов коллективного принятия решений. По форме МНГ – это тщательно спланированный структурированный групповой процесс. По сути – это стратегия решения проблем или генерирования идей в группе. Этот метод полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может. Кроме того, во время работы МНГ участники получают друг от друга информацию, которая во время обычных совещаний остается не услышанной [6].