Кризис 40 лет
Особенности психических процессов
Период зрелости(около 30—40 лет) характеризуется как годы оптимума для интеллектуальных достижений.
от 34 до 37 лет :
· наступает второй пик в развитии мышления, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением.
· наблюдается усиление в умственной деятельности роли образного и практического мышления.
начиная с 34-летнего возраста
· наблюдается некоторый спад уровня развития свойств внимания и сенсорно-перцептивных функций .
к 40 годам:
· возможно снижение некоторых физических и умственных функций, проявляющееся при максимальном напряжении в процессе деятельности.
К 40 годам человеком приобретается новый статус, который складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье.
Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Осуществляется предварительное подведение итогов жизни, возможен кризис середины жизни. Это так называемыйкризис 40 лет.
Р.Гаулд, Д.Левинсон характеризуют этот кризис (40—42 года) как взрыв, когда возникает ощущение, что жизнь проходит зря, появляются признаки утраты молодости и ухудшения здоровья. Подобные противоречия осознаются человеком как расхождение, угнетающее несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого, т.е. осознание человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.
Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.
Он характеризуется:
- чувством сохранения рода
- интересом к следующему поколению и его воспитанию.
- риском оскудения межличностных отношений, т.к. эволюция семейной жизни, при неблагоприятном развитии, может привести к существованию супругов для самих себя
Выход из кризиса:
· переформулировка целей на более реалистичную точку зрения;
· осознание ограниченности времени любого человека;
· тенденция чувствовать свое положение приличным;
· довольствоваться тем, что есть;
· ограничиться в планах на будущее;
· выработка новой «Я»-концепции,
· на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.
· необходимо найти пути дальнейшего самосовершенствования и тем самым достигнуть соответствия между своими возможностями и мотивами
Невозможность осознания альтернативы приводит к аномальному развитию личности.
Третья фаза периода зрелости (40/ 45—50/55 лет).