Закон потребительского поведения

1. Факторы, влияющие на потребительский выбор;

2. Бюджетные ограничения и кривые безразличия;

3. Эффект дохода и эффект замещения. Излишек потребителя.

 
 


 

 

Перед каждым потребителем неизбежно возникают следующие вопросы: что купить?, сколько покупка стоит?, хватит ли денег на покупку?, при покупке набора товаров обеспечит ли затраченный рубль максимальную пользу?..

Таким образом, потребительский выбор определяют следующие факторы:

· потребность в каких-либо товарах;

· стоимость (цена) товаров;

· денежный доход покупателя;

· полезность покупаемых товаров;

 

 

Полезность предельная…

U (ютиль) общая…

 

Полезность – категория субъективная; она служит критерием отбора покупаемых товаров.

Uобщая = U1 + U2 + U3 + … +Un

Закон убывающей предельной полезности – закон Госсена (1854 г.)

UQ5 = 0; UQ1 – max

“Homo economikus” – человек рационалистичен; он хотел бы, что бы каждый затраченный рубль приносил ему одинаковую, максимальную пользу, поэтому условие равновесия потребителя выражается формулой:

,где

– предельная полезность;

P – цена товара.

 
 


Следует заметить, что поиски объективных измерителей (школа кардиналистов – Джевоне, Маршалл, Робертсон) успехом не увенчались. Школа ординалистов (Парето, Хикс) – сравнительное сопоставление различных наборов товаров.

Инструментом сравнительного анализа являются кривые безразличия. Они отражают предпочтения покупателей в выборе того или иного набора товаров для удовлетворения определенной потребности.

Карты кривых безразличия

UK1 = UK2 = UK3

ΔX может заместить ΔY и наоборот

Предельная норма замещения:

Но кроме потребительских предпочтений у покупателя есть бюджетные ограничения. Они моделируются бюджетными линиями.

Y – фиксированный доход;

P – цена

 
 


Потребительские предпочтения и бюджетные ограничения и определяют оптимальный выбор покупаемого набора товаров – кривая безразличия совмещается с бюджетной линией.

Оптимальный выбор покупаемых товаров –

1) Увеличение должно смещать бюджетную линию или параллельно вверх – вправо, или в сторону , или в сторону ;

2) Снижение цены товаров смещает бюджетную линию аналогично.

 
 


 

Снижение товарных цен равнозначно увеличению дохода покупателя, следовательно, он может купить больше товаров.

Эффект дохода – способность покупать больше товаров за счет снижения цен на них.

Эффект замещения (субституции) – доход расходуется на покупку других, замещающих товаров.(Эффект замещения впервые описал английский экономист Гиффен).

Излишек потребителя– разница в денежном выражении между максимальной ценой, которую потребитель заплатил бы за нужный ему товар, и ценой фактической уплаты.

Излишек потребителя – вся заштрихованная часть графика.