Охарактеризуйте процесс восстановления позиций России во внешней политике после распада СССР.

Россия, провозгласившая себя правопреемницей СССР, не была готова предложить свой ответ на этот вопрос. Соглашение о создании СНГ предусматривало сохранение под единым командованием общего военно-стратегического пространства. Российское руководство предполагало, что Советская армия трансформируется в ОВС СНГ. Распад СССР привел к вспышке боевых действий в регионах межнациональных конфликтов, ранее сдерживаемых внутренними войсками МВД СССР. В течение 1992--1994 гг. усилиями России удалось остановить боевые действия. Однако остался нерешенным вопрос о существовании республик, провозглашенных в ходе конфликтов: Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Эти республики до сих пор не признаны мировым сообществом. До 1993 г. Запад не услышал от России «нет» ни по одному значимому вопросу международной жизни.

Министр иностранных дел Российской Федерации А. В. Козырев видел ошибку советской дипломатии в том, что она слишком много внимания уделяла защите национальных интересов в ущерб общим интересам мирового сообщества. Перелом наступил в 1994 г. В январе этого года президент США У. Клинтон указал на возможность расширения НАТО за счет бывших членов Организации Варшавского договора. В 1997 г. НАТО приняло решение о вступлении 10 новых государств в его состав. Россия предъявила свои возражения, апеллируя к достигнутым еще М. С. Горбачевым договоренностям о том, что НАТО не будет расширяться. Но поскольку эти договоренности носили устный характер, они не были приняты в расчет. Дружественные шаги России в сторону Запада были полностью проигнорированы им в процессе принятия решения о первом за историю Североатлантического союза силовом действии за пределами зоны традиционной ответственности НАТО -- бомбардировке Югославии весной 1999 г. Действия стран Запада на Балканах -- это еще один пример гуманитарной интервенции, когда НАТО вмешалось во внутренние дела иностранного государства под лозунгом защиты гуманитарных прав. Российская элита увидела в этих действиях явный вызов национальным интересам России, а военные действия в Косове рассматривала как репетицию будущих акций НАТО против России или ее союзников, прежде всего Белоруссии. Все эти события стимулировали процесс расширения НАТО. В 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия вступили в НАТО.

 

А такие страны, как Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, стали новыми кандидатами на вступление в альянс. В том же году была принята новая стратегическая концепция, согласно которой НАТО, кроме коллективной обороны, готово было выполнять и другие военно-политические миссии, к тому же и за пределами территорий стран -- участниц блока. В итоге в конце 90-х гг. Косовский кризис и возобновление боевых действий в Чечне наряду с другими факторами привели к ухудшению отношений Российской Федерации с Западом.