ЗАНЯТИЕ 16

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗООНОЗНЫХ

ИНФЕКЦИЙ.

Общая цель занятия.

Научить студентов применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере возбудителей зоонозных инфекций, используя знание механизма развития данных инфекций в организме человека и основных методов микробиологического исследования, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача.

 

Семейство:Enterobakteriacea

Род:Yersinia

Вид:Y. pestis - возбудитель чумы

Семейство:Brucellaсеае

Род:Brucella

Виды:В. Melitensis, b. abortus, B. suis, B. neotomae, B. ovis, B. canis - возбудители бруцеллеза.

Род:Francisella

Вид:F. Tularensis – возбудитель туляремии

Семейство:Bacillaceae

Род:Bacillus

Вид:B. anthracis – возбудитель сибирской язвы

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Стенд-информация по теме: "Возбудители бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, туляремии".

1. РОД БРУЦЕЛЛ:

а) демонстрация морфологии возбудителей бруцеллеза в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных;

б) демонстрация роста бруцелл на печеночномагаре;

в) серодиагностика бруцеллеза, демонстрация реакции Райта и РПГА;

г)МБП: бруцеллезная вакцина, бруцеллин, бруцеллезный диагностикум.

 

2. РОД ИЕРСИНИЙ:

а) демонстрация морфологии палочек чумы в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных;

б) демонстрация характера колоний;

в)МБП;

г) возбудители псевдотуберкулеза, их свойства и методы диагностики.

3. РОД ФРАНЦИСЕЛЛ:

а) демонстрация морфологии туляремийных палочек в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных;

б) демонстрация характера роста колоний на специальных средах;

в) методы лабораторной диагностики;

г)МБП: вакцина тулярин, туляремийныйдиагностикум;

4. РОД БАЦИЛЛ:

а) демонстрация морфологии сибиреязвенной палочки в мазках из чистой культуры;

б) демонстрация роста колоний на МПА и МПБ;

в) демонстрация реакции Асколи для обнаружения сибиреязвенного антигена.

г)МБП: вакцина, антраксин, иммуноглобулин;

5. Дать заключение о показании к вакцинации и способах приготовления и использования МБПпри зоонозных инфекциях.

 

Б. Вопросы для самоподготовки:

а) Какие виды бруцелл вызывают бруцеллез у человека?

б) Каковы основные хозяева бруцелл соответствующих видов?

в) Каковы морфология и культуральные свойства различных видов бруцелл?

г) Какой из видов бруцелл наиболее патогенен для человека?

д) Каковы пути заражения бруцеллезом?

е) Какие микробиологические методы применяются для диагностики бруцеллеза?

ж) Какой берется от больного материал для выделения возбудителя бруцеллеза? Как осуществляется выделение возбудителя из разного материала?

з) Какими методами осуществляется серологическая диагностика бруцеллеза? Какова техника постановки серологических реакций?

и) Как производится оценка реакции Райта? Какова ее диагностическая ценность?

к) Как ставится аллергическая проба Бюрне? Через сколько времени и как производится ее оценка?

л) С какого дня заболевания рекомендуется ставить реакцию Райта и пробу Бюрне?

м) Что такое бруцеллин и как его получают?

н) Как производится специфическая профилактика бруцеллеза? Как производится отбор лиц, подлежащих специфической вакцинации?

 

Г.Письменное задание:

1. Записать особенности единого бруцеллезного диагностикума.

2. Записать особенности активной специфической профилактики, проводимой при данных инфекциях.

3. Решение ситуационных задач по теме занятия.

 

Рекомендуемая литература

а) основная литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология / под ред. В. В. Зверева: учеб.: в 2 т. / под ред. В. В. Зверева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 448 с. по 387 экз.

2. Поздеев, О. К. Медицинская микробиология: учеб. пособие.- /О. К. Поздеев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 768 с. 62 экз.

3. Хаитов, Р. М. Иммунология: учеб. с CD. / Р. М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 320 с. 65 экз.

б) Дополнительная литература:

1. Борисов, Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. / Л. Б. Борисов. - М.: МИА, 2002. - 736 с.92 экз.

2. Воробьев, А. А. Медицинская и санитарная микробиология: учеб. пособие./ А. А. Воробьев - М.: Академия, 2003. – 464 с. 463 экз.

3. Земсков, А. М. Клиническая иммунология: учеб./ А. М. Земсков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 320 с. 19 экз.

4. Коротяев, А. И. Медицинская. микробиология, иммунология и вирусология: учеб./ А. И. Коротяев. - СПб., СпецЛит, 2008.- 767 с. 8 экз.

5. Пожарская, В. О. Общая микробиология с вирусологией и иммунологией (в графическом изображении): учеб. пособие.- / В. О. Пожарская. - М.: Триада-Х, 2004. – 352с. 218 экз.

Зав.кафедрой микробиологии, профессор И.А.Базиков

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО КУРСУ ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ.