Этапы формирования государственной кадровой политики.

Государственная кадровая политика

 

Государственная кадровая политика раскрывает принципы формирования кадровой работы на основе определения целей и задач, условий набора, расстановки по рабочим местам и развития персонала, разработки мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с трудовым коллективом.

1. Определение целей и задач на основе положений законодательных документов (Конституции РФ, Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации, обеспечивающих стабильность работы государственного аппарата и входящих в него подразделений государственного управления»).

2. Установление качественных и количественных требований, предъявляемых к государственным служащим, и определение их потребности. Разработка основных принципов кадровой политики по формированию персонала государственных служащих, подготовка резерва, оценка их подготовленности, оплата труда, социальные условия и т.д.

3. Разработка научно-методических рекомендаций, основных форм и методов управления государственными служащими.

4. Планирование мероприятий по использованию наличного состава государственных служащих с установлением сроков исполнения и ответственных лиц за качество и своевременность разработки планов.

Кадровая политика организации (предприятия) — одно из направлений стратегического развития предприятия в целом, включающее принципы, методы и формы для разработки плана удовлетворения текущей и перспективной потребности предприятия, создание и сохранение условий для квалифицированного и производительного труда, отвечающего требованиям экономики.

Кадровая политика тесно связана со всеми областями хозяйственной политики фирмы. Принятие решений в области кадровой политики происходит во всех функциональных подсистемах фирмы: управлении научно-технической деятельностью, управлении производством, экономической деятельностью и др.

К основным целям кадровой политики относятся:

- своевременное и качественное обеспечение фирмы персоналом в необходимой численности;

- рациональное использование кадрового потенциала;

- обеспечение условий реализации прав и обязанностей работников, предусмотренных трудовым законодательством.

Основными разновидностями кадровой политики считаются политика подбора кадров, политика обучения, политика оплаты труда, политика формирования кадровых процедур, политика социальных отношений на фирме.

Каждая фирма разрабатывает свою кадровую политику, учитывающую ее особенности, но разработка и реализация кадровой политики во всех фирмах проводятся на, основе единых принципов.

Принципы руководства персоналом фирмы: научность, плановость, непрерывность, системность, единство распорядительства, сочетание единоначалия и коллегиальности; контроль исполнения решений; неординарность подхода к ситуациям; поддержание постоянного соответствия подготовленности кадров требованиям производства, сочетание планомерности с хозяйственной инициативой; материальная заинтересованность в выполнении работ с меньшим числом исполнителей.

Кадровая политика оформляется документально, что позволяет выразить взгляды руководства фирмы на улучшение взаимодействия подразделений, установить последовательность в процессе принятия кадровых решений; информировать персонал о правилах внутренних взаимоотношений; улучшить морально-психологический климат и т.д.

Кадровая политика фирмы определяется рядом факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внешним относят трудовое законодательство, взаимоотношения с профсоюзом, перспективы развития рынка труда. Внутренними факторами являются структура и цели фирмы, территориальное размещение, внутрикорпоративная культура, морально-психологический климат, в коллективе.

К важным направлениям кадровой политики относятся:

- определение квалификационных требований к персоналу в рамках общей концепции развития фирмы;

- формирование новых кадровых структур;

- разработка процедур, регламентирующих управление персоналом;

- формирование концепции оплаты труда, материального и морального стимулирования работников;

- определение механизмов привлечения, использования и освобождения персонала;

- развитие социальных отношений;

- обеспечение развития, обучения, переобучения, повышения квалификации персонала;

- улучшение морально-психологического климата в коллективе фирмы и т.п.

Реализация кадровой политики представляет собой систему планов, норм и нормативов, административных, экономических, социальных и других мероприятий, нацеленных на решение кадровых вопросов.