НАУКА И ТЕХНИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ

Социально-экономические истоки научно-технического прогресса в эпоху Возрождения. Инверсия античных и средневековых идей. Гуманизм как мировоззрение Ренессанса. Латынь и народный язык, «обмирщение» учености и научного мышления, развитие и пути популяризации научных знаний. «Бестиарии» и «гербарии».

Художники и инженеры, архитекторы и фортификаторы, ученые-универсалы (Леонардо да Винчи, Иеронимус Кардано, Ваноччио Беренгуччо, Георгий Агрикола, Джанбатиста де ля Порта, Августино Рамелли, Леон Батиста Альберта, Доменико фонтана и др.) – характерные фигуры эпохи Возрождения. Повышение социального статуса архитектора и инженера, изменение отношения к изобретательству. Полидор Вергилий «Об изобретателях вещей».

Великие географические открытия и развитие прикладных знаний (навигации, кораблестроения). Развитие гидравлики и механики для мануфактурного производства. Совершенствование военной и строительной техники, горного дела.

Значение великих географических открытий для общего мировоззрения и накопления естественнонаучных знаний (в биологии, сельскохозяйственных науках, картографии, географии, геологии и др.). Осознание многообразия организмов. Формирование анатомии, физиологии и эмбриологии (Леонардо да Винчи, А.Везалий, Б.Евстахий, Г.Фаллопий, М.Сервет). Зарождение представлений о химических основах процессов жизни (Я.Сильвус, Т.Парацельс, Я. ван Гельмонт). Травники и «отцы ботаники» (И.Бох, О.Брунфельс, Л.Фукс, И. и К.Клозиус, М.Лобеллий, А.Чезальпино). «Отцы зоологии и зоографии» (У.Альдрованди, К.Гесснер, Г.Ронделе, Л.Белон, Э.Уоттон). Проблема «называния невидимого» и критериев классификации. Возникновение ботанических садов, кунсткамер, зоологических музеев.

путь «научной революции»: от «De Revolutionibus» Николая Коперника (1543г.) до «Philosophiae Naturalis Principia Mathematica» Исаака Ньютона (1687г.). Формирование классической науки как результат этой революции: постепенное изменение не только картины мира, но и самих представлений о науке, человеке науки, о научном описке и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, наукой и философией, между научным знанием и религиозной верой.

Роль различных европейских наций в становлении классической науки.

Эпоха Николая Коперника. Содержание новой картины мира: новая парадигма гелиоцентрической теории. Мировоззренческое значение «коперниканской революции». Тихо Браге и Иоганн Кеплер: значение их работы для утверждения новой картины мира. Галилео Галилей: драма жизни и научного творчества. Экспериментальный метод и его роль в развитии естествознания. Микроскоп и телескоп. Учение о кровообращении У. Гарвея.

Инквизиция и наука. Протестантизм и наука: значение деятельности Р. Бойля в этом контексте. Алхимия и ятрохимия Парацельса. Естественная история, физиология и медицина.

Рост населения городов. Влияние новой прослойки – бюргерства – на планировку и застройку городов. Введение артиллерии и реорганизации городских укреплений. Отражение гуманистических идей Возрождения в градостроительстве. Антропоморфизм и осмысление модели города нового типа.

Предпосылки для осознания химией самостоятельного положения среди естественных наук. Классификация А.Сала (растворители водные, кислотные и масляные). Его способ получения серной кислоты. Открытия И. Глаубера (этилхлорид, уксусная кислота), бензол. Книга «Химик-скептик» Р. Бойля. Определение химии Н. Лемери.