Методы моделирования ситуаций.
Необходимость использования моделей обусловлена такими причинами:
- сложностью производственно-хозяйственной деятельности;
- наличием многофакторных зависимостей в процессе решения управленческих заданий;
- потребностью экспериментальной проверки многих альтернативных управленческих решений;
- необходимостью ориентировать управление на будущее;
- необходимостью учета динамики среды функционирования.
Модель – это отражение в схеме, формуле, образце – характерных признаков исследуемого объекта
По внутренней сущности и особенностям функционирования выделяют следующие модели:
- физические – являются описанием объекта в увеличенном или уменьшенном состоянии;
- аналоговые – функционируют как реальные объекты, но внешне не похожи на них;
- математические (символические) – их особенность состоит в использовании символов в процессе описания свойств и характеристик объекта.
Методы моделирования:
Теория игр – моделирует влияние принятого решения на конкурентов.
Теория очередей – определяет оптимальное количество каналов обслуживания в соответствии с потребностями в них.
Моделирование управления запасами – определяет размещение заказов, готовой продукции на складах.
Линейное программирование – обеспечивает оптимальный способ объединения ресурсов при наличии конкретных потребностей
Имитационное моделирование – обеспечивает практическое использование модели вместо реальной системы.
Экономический анализ (метод оценки затрат и экономических выгод) – основывается на выяснении экономических условий, при которых деятельность предприятия становится выгодной. Основным условием является ситуация, при которой общий доход равняется итоговым затратам.
Балансовые методы – основываются на построении балансов затрат, прибылей, бюджетов и т.д.
Платежная матрица – это метод принятия решения в зависимости от степени полезности альтернативы при определенных условиях, предусматривающей определенные денежные затраты.
Дерево решений – это схематическое представление проблемы принятия решений. Оно дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы.
Прогнозирование – реализуется через моделирование будущих управленческих ситуаций.
В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений (рис. 12.1).
Организационный Уровень принятия решения Индивидуальный | Модель «личностно ограниченной рациональности» (удовлетворенность индивида) | Рациональная модель (организационная максимизация) | ||
Политическая модель (индивидуальная максимизация) | Модель «организационно ограниченной рациональности» (удовлетворенность организации) | |||
«Я» | Восприятие и интерпретация решения | «Мы» | ||
Рис. 12.1 - Модели принятия решений в организации.
Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив и тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочный критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информациоей должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго, модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность и организационно ограниченная рациональность. определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере в начале процесса, в известных для менеджера или организации областях. Анализ данных также упрощается, смещаясь с краткосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта.
Политическая модель принятия решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовывать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.