Бенедикт Андерсон. Ганс Кон.
Семинар. Теории наций и национализма в ХХ в.
Семинар. Теория «мест исторической памяти» П. Нора.
Лекция. Семиотика и история.
Вопросы:
1. Основные принципы семиотики.
2. Некоторые вехи развития семиотики в ХХ в.
3. Семиотика в России. «Московско-тартусская семиотическая школа». Юрий Михайлович Лотман.
Литература:
1. Барулин А.Н. О структуре языкового знака // Знак. Сб. ст. по лингвистике, семиотике и поэтике пам. А.Н. Журинского. М., 1994.
2. Варзарян С.Р. От знака к образу. Ереван, 1973.
3. Греймас А., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. М., 1998. Т.2. С.510-577.
4. Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана. М., 1999.
5. Знак. Сб. ст. по лингвистике, семиотике и поэтике пам. А.Н. Журинского. М., 1994.
6. Лахман Р. Ценностные аспекты семиотики культуры / семиотики текста Юрия Лотмана // Лотмановский сборник. М., 1995. Т.1. С.192-213.
7. Лотман М.Ю. Избранные статьи в трех томах. Таллинн, 1992-1993. Т.1-3.
8. Лотман М.Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С.17-245.
9. Лотман М.Ю. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. ХIV. (Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 567). Тарту, 1981. С.3-18.
10. Лотман М.Ю.. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999.
11. Лотман Ю.М. Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры ? // Лотман Ю.М Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999. С.383-385.
12. Лотман Ю.М. Проблема исторического факта // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999.
13. Лотмановский сборник. М., 1995-1997. Ч.1-2.
14. Моррис Ч. Из книги «Значение и означивание» // Семиотика. М., 1998. Т.1.
15. Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1998. Т.1.
16. Проблемы знака и значения / Сб. ст. под ред. И.С. Нарского. М., 1969.
17. Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.
18. Успенский Б.А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996. Т.1.
Страницы в задании даны по изданию:
Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж., Винок М. Франция – память. СПб., 1999.
Вопросы:
- Каково, согласно Пьеру Нора, соотношение истории и памяти? (Нора П., etc. Франция – память… С.17-21).
- Что такое «места памяти»? (Нора П., etc. Франция – память… С.25-28, 39-50).
- Проанализируйте структуру французского проекта «мест памяти» (Нора П., etc. Франция – память… С.324-326). Почему, на Ваш взгляд, в него включены те или иные компоненты?
- Составьте проект «места памяти России» или «места памяти Петербурга», или любого другого объекта.
- Прочитайте очерк Жерара де Пюимежа «Солдат Шовен» (Нора П., etc. Франция – память… С.186-224) или очерк Мишеля Винока «Жанна д’Арк» (Нора П., etc. Франция – память… С.225-295). Покажите на примерах их текста, почему и как данные исторические персонажи стали «местами памяти»?
Страницы в задании даются по изданиям:
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
- Кон Х. Идея национализма // Ab Imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419-450.
Вопросы:
1. Почему нации являются, «воображаемыми сообществами» (по Андерсону) или «историческими и политическими концептами» (По Кону)? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества… С.29-32; Кон Х. Идея национализма…С.428-431, 434-435, 439-441, 444).
- Каковы корни национализма? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества…С.33-36, 58-59, 158-159, 221-223; Кон Х. Идея национализма… С.419-428).
- Каков инструментарий строительства наций? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества… С.60-70, 133-136, выборочно ― С.180-203; Кон Х. Идея национализма… С.437-438).