Бенедикт Андерсон. Ганс Кон.

Семинар. Теории наций и национализма в ХХ в.

Семинар. Теория «мест исторической памяти» П. Нора.

Лекция. Семиотика и история.

Вопросы:

1. Основные принципы семиотики.

2. Некоторые вехи развития семиотики в ХХ в.

3. Семиотика в России. «Московско-тартусская семиотическая школа». Юрий Михайлович Лотман.

Литература:

 

1. Барулин А.Н. О структуре языкового знака // Знак. Сб. ст. по лингвистике, семиотике и поэтике пам. А.Н. Журинского. М., 1994.

2. Варзарян С.Р. От знака к образу. Ереван, 1973.

3. Греймас А., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. М., 1998. Т.2. С.510-577.

4. Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана. М., 1999.

5. Знак. Сб. ст. по лингвистике, семиотике и поэтике пам. А.Н. Журинского. М., 1994.

6. Лахман Р. Ценностные аспекты семиотики культуры / семиотики текста Юрия Лотмана // Лотмановский сборник. М., 1995. Т.1. С.192-213.

7. Лотман М.Ю. Избранные статьи в трех томах. Таллинн, 1992-1993. Т.1-3.

8. Лотман М.Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С.17-245.

9. Лотман М.Ю. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. ХIV. (Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 567). Тарту, 1981. С.3-18.

10. Лотман М.Ю.. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999.

11. Лотман Ю.М. Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры ? // Лотман Ю.М Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999. С.383-385.

12. Лотман Ю.М. Проблема исторического факта // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999.

13. Лотмановский сборник. М., 1995-1997. Ч.1-2.

14. Моррис Ч. Из книги «Значение и означивание» // Семиотика. М., 1998. Т.1.

15. Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1998. Т.1.

16. Проблемы знака и значения / Сб. ст. под ред. И.С. Нарского. М., 1969.

17. Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.

18. Успенский Б.А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996. Т.1.

 

 

Страницы в задании даны по изданию:

Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж., Винок М. Франция – память. СПб., 1999.

 

Вопросы:

  1. Каково, согласно Пьеру Нора, соотношение истории и памяти? (Нора П., etc. Франция – память… С.17-21).
  2. Что такое «места памяти»? (Нора П., etc. Франция – память… С.25-28, 39-50).
  3. Проанализируйте структуру французского проекта «мест памяти» (Нора П., etc. Франция – память… С.324-326). Почему, на Ваш взгляд, в него включены те или иные компоненты?
  4. Составьте проект «места памяти России» или «места памяти Петербурга», или любого другого объекта.
  5. Прочитайте очерк Жерара де Пюимежа «Солдат Шовен» (Нора П., etc. Франция – память… С.186-224) или очерк Мишеля Винока «Жанна д’Арк» (Нора П., etc. Франция – память… С.225-295). Покажите на примерах их текста, почему и как данные исторические персонажи стали «местами памяти»?

Страницы в задании даются по изданиям:

 

  1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
  2. Кон Х. Идея национализма // Ab Imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419-450.

 

Вопросы:

 

1. Почему нации являются, «воображаемыми сообществами» (по Андерсону) или «историческими и политическими концептами» (По Кону)? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества… С.29-32; Кон Х. Идея национализма…С.428-431, 434-435, 439-441, 444).

  1. Каковы корни национализма? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества…С.33-36, 58-59, 158-159, 221-223; Кон Х. Идея национализма… С.419-428).
  2. Каков инструментарий строительства наций? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества… С.60-70, 133-136, выборочно ― С.180-203; Кон Х. Идея национализма… С.437-438).