Укрепление военной мощи страны и внешняя политика.
Постепенно восстанавливались международные связи России. Дружеские отношения установились с Англией, Голландией, Швецией, Турцией, Францией, Персией, Данией. Многие соседи признали законность избрания Михаила на трон, обещали помощь в противоборстве с Польшей.
После восстановления Кремля на большом помосте близ Спасских ворот поставили две огромные пушки. Их жерла были направлены в сторону Крыма. Они символизировали решимость Русского государства защитить свои границы от внешних врагов, отстоять независимость страны.
При Михаиле Романове на русскую службу начали привлекать наёмников из других стран. Правительство пошло на подобный шаг, потому что военная наука и техника были более передовыми в западных странах.
В Москве наряду со стрелецкими полками, дворянской и казачьей конницами начали создаваться полки иноземного строя — наёмные конные рейтарские и драгунские. Драгуны могли сражаться в конном и пешем строю, были вооружены лёгким огнестрельным оружием. Рейтары представляли вид тяжёлой кавалерии. Они были закованы в латы, снабжены мощными копьями и мечами. Командовали полками и ротами иностранные офицеры, вооружение их было закуплено за рубежом.
В 1620-е гг. была восстановлена Заокская засечная черта — оборонительная линия, которая ещё в XVI в. помогала сдерживать набеги крымцев.
Южнее пролегла Белгородская засечная черта длиной в 800 км. В построенных заново крепостях и сторожевых пунктах была организована сторожевая и объездная служба. Система оповещения при помощи дозорщиков (верховых гонцов), секретных засад, световых сигналов позволяла быстро передавать сведения о появлении врага.
Укрепление обороноспособности сопровождалось дипломатической активностью России, которая стремилась обрести союзников в борьбе с Польшей.
Смоленская война. Весной 1632 г. умер давний недруг России — польский король Сигизмунд III. Это совпало с обострением отношений между Швецией и Польшей. Кроме того, истекал срок Деулинского перемирия. Русское правительство решило воспользоваться этими обстоятельствами, чтобы возвратить Смоленск. 3 августа 1632 г. огромная русская армия, насчитывавшая почти 100 тыс. человек, выступила в поход на запад. Началась так называемая Смоленская война 1632—1634 гг. Во главе войск стоял прославленный воевода М.Б. Шеин, герой обороны Смоленска в 1609—1611 гг.
Начало военных действий было успешным. Русские войска захватили ряд городов и осадили Смоленск.
Однако в дальнейшем война протекала для России неудачно. Польша сумела собраться с силами и новоизбранный король Владислав IV (сын Сигизмунда) двинулся на выручку Смоленска во главе мощного войска.
В то же время М.Б. Шеин медлил с активными действиями по взятию города, русские военачальники вели между собой местнические споры. С наступлением холодов положение русского войска ухудшилось. В это время на южные земли России напали крымские татары. Дворяне, имевшие там поместья, стали в массовом порядке покидать армию, чтобы защитить их от татар. В результате удачных действий войск Владислава русская армия под Смоленском оказалась окружена. М.Б. Шеин без царского указа согласился на унизительную капитуляцию. В обмен на сдачу вооружения, всех запасов и знамён поляки согласились выпустить русских из окружения.
России ничего не оставалось, как согласиться на мирные переговоры. По подписанному в 1634 г. на речке Поляновке Поляновскому миру Польша сохраняла все захваченные во время Смуты земли, но Владислав отказывался от прав на русский престол. Это способствовало укреплению международного престижа России.
Правительство сурово покарало воевод, ответственных за поражение под Смоленском. Шеин и его ближайший помощник были обвинены в предательстве и казнены.
«Азовское сидение». В 1637 г. Европа была потрясена тем, что донские казаки, находившиеся в зависимости от русского царя, захватили турецкую крепость Азов.
Во время штурма, а потом осады Азова казаки показали чудеса храбрости и находчивости. Около месяца они рыли подземный ход под крепостные стены, а потом заложили туда мощный заряд. Взрыв образовал в стене огромный пролом, куда и ринулись казаки. Они владели городом почти пять лет — с 1637 по 1642 г.
Казаки предложили царю взять Азов под свою руку. Но Россия ещё не была готова к большой войне Царь Михаил с Турцией и Крымским ханством. Собранный царём Фёдорович Земский собор подтвердил это. Весной 1642 г. последовал приказ царя покинуть Азов.
После получения царского приказа казаки взорвали азовские крепостные сооружения и ушли в свои городки.
Казаки, многие государственные деятели и военные в Москве были разочарованы. Однако русское правительство понимало, что у России ещё недостаточно сил, чтобы вести активную борьбу с Турцией и Крымом.
Личность Михаила Романова. Успехи внутренней и внешней политики России во времена после Смуты были неразрывно связаны с личностью царя Михаила Фёдоровича. Первый царь из династии Романовых был умный, спокойный, осторожный, твёрдый в принятии решений человек. Он прекрасно осознавал огромность своей власти, но пользовался ею осмотрительно, нередко советуясь со своим окружением.
Михаил самолично проводил Земские соборы, выступал на них с речами.
■ritflk |
Личная жизнь царя складывалась трудно. Он был послушным сыном и высоко ценил суждения матери и отца. Капризная и волевая мать мешала ему создать семью. Михаил женился только в возрасте 29 лет, что считалось тогда поздним браком. Свой выбор он остановил, к удивлению и негодованию матери, на одной из прислужниц — дворянской дочери Евдокии Стрешневой. Но царь настоял на своём и вскоре обвенчался с избранницей.
Со Стрешневой Михаил счастливо прожил всю жизнь. В семье было 10 детей: семь дочерей и трое сыновей. Семья была дружной, любящей, богомольной.
1. Охарактеризуйте положение России после Смуты. Какие опасности существовали для дальнейшей судьбы страны в таких условиях?
2. В чём проявилось восстановление и укрепление самодержавия в послесмутное время? Какое это имело значение для развития России того времени?
3. Какие успехи России во внутренней жизни и внешней политике характеризовали укрепление государственности, экономического и политического положения страны? Дайте оценку способам достижения и цене достигнутых успехов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ |
4. Что в политике Михаила Романова способствовало появлению ростков нового в жизни страны?
§29 |
5. Дайте характеристику личности Михаила Романова. Какие качества этого человека в наибольшей степени соответствовали задачам, стоявшим перед царской властью?
Внешняя и внутренняя политика царя Алексея Михайловича
Новый русский царь взошёл на трон примерно в таком же возрасте, как и его отец, — в 17 лет. Но какая разница была между 1613 и 1645 гг.! В 1613 г. Россия была разрушенной Смутой, воюющей страной, а царская власть — ещё слабой и неокрепшей. В 1645 г., напротив, страна поднялась из руин. Стабилизировалось хозяйство, была создана боеспособная армия. Царская власть за эти годы необычайно укрепилась. Династия Романовых была признана за рубежом, в том числе и Польшей. В России монарх стал грозной и мощной фигурой, вокруг которой сплачивались все слои населения. Личность царя Алексея Михайловича. Алексей был для своего времени прекрасно образован. Он с детских лет постигал не только грамоту, счёт и письмо, но знакомился с религиозной и светской литературой. |
Царь Алексей Михайлович |
Наставником Алексея был боярин Борис Иванович Морозов — человек большого ума. Он неплохо знал западную культуру и передал интерес к ней своему воспитаннику. Алексея нередко одевали в западное платье — короткий камзол, панталоны. Позднее, уже став царём, он свободно и непринуждённо общался с иностранцами — дипломатами, купцами. Государь вырос глубоко религиозным человеком, тщательно придерживался всех церковных порядков и традиций, соблюдал все посты и церковные праздники. Ко времени вступления на престол Алексей досконально знал весь чин богослужения и мог со знанием дела участвовать во всех церковных службах.
A.JI. Ордин- Нащокин |
Так, уже начиная с детства, личность молодого правителя России формировалась не только под воздействием старорусских традиций и церковной старины, но и под влиянием западных культурных веяний.
Основными чертами характера царя Алексея оставались твёрдость в вере и чувство долга. Своим помощникам он любил повторять — идите путём средним, праведным. Средний путь стал основой всей его внутренней и внешней политики. Он охотно шёл на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого не удастся. Обидев кого-либо резким словом, царь стремился загладить свою вину. Заботой о спасении души объяснялись многие его поступки и решения. Христианские заповеди он чтил свято.
Во многих случаях Алексей Михайлович проявлял свою истинно христианскую сущность. Царь жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание нищих. По его приказу по Москве регулярно раздавали нуждавшимся хлеб.
Алексей Михайлович был человеком разносторонних знаний, интересов и увлечений, любителем книжных премудростей. Он обладал хорошим стилем письма и даже пробовал писать стихи. Алексей Михайлович увлекался церковным и светским хоровым пением. Певчие и музыканты услаждали семью царя домашними концертами. Царь любил соколиную охоту, с удовольствием играл в шахматы, коллекционировал часы и зеркала.
Близкими к царю людьми были поборник просвещения Ф.М. Ртищев, видный дипломат A.JI. Ордин-На- щокин, человек западных веяний А.С. Матвеев. Многие из тех, с кем царь проводил время в беседах, были людьми незнатного происхождения, но блестящих дарований. Алексей Михайлович допустил в Россию иностранных специалистов и ценил их труд.
В личной жизни Алексей Михайлович был счастлив. Но горе не обошло стороной царскую семью: наследники умирали один за другим, похоронили и одну из дочерей, затем из жизни ушла верная спутница царя — Мария Ильинична Милославская. Через два года Алексей Михайлович женился вторично, на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 г. она родила ему сына Петра, а затем двух дочерей.
Уложение 1649 г. Царь, новое правительство стремились стабилизировать положение в стране, осуществить её дальнейшее развитие не только за счёт разумных мер, ликвидации прежних злоупотреблений, а также некоторых уступок различным слоям населения, но прежде всего за счёт усиления царской власти, консолидации верхов общества.
Собравшийся в 1648 г. Земский собор принял решение разработать новый свод законов вместо устаревшего «Судебника» XVI в., а также противоречивших друг другу законов и указов периода Смуты и послесмутного времени.
Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в январе 1649 г. Земским собором и действовало более 200 лет.
Царица Мария Милославская |
Свиток Соборного уложения 1649 г. в ковчеге |
Различные статьи Уложения, посвящённые борьбе с разбоями и грабежами, защищали собственность и права населения. Они устанавливали наказания вплоть до смертной казни за нарушение сложившихся порядков, имущественных отношений между людьми, нравственных устоев. По сравнению со старыми судебниками количество статей выросло в несколько раз, отразив становившуюся всё более многообразной жизнь российского общества.
Подчёркивалось, что новые законы обязаны соблюдать все — от большого и до меньшего чину вправду. Судьям строжайшим образом запрещалось брать посулы (взятки). Лишь две категории населения не входили в число защищённых законом людей — крепостные крестьяне и холопы. Для них в Уложении были разработаны отдельные разделы, регулировавшие жизнь лично несвободных людей.
Уложением предусматривался комплекс мер по укреплению царской власти. Глава Уложения «О госу- дарской чести и как его государское здоровье оберегать» провозглашала смертную казнь для тех, кто попытается Русским государством завладети. Это было отзвуком Смуты и появления на границах России новых самозванцев.
Другая группа статей грозила лишением жизни без всякого милосердия тем, кто покушается на злой умысел против государя. Вводился запрет на самовольный приход к царю скопом и заговором. Жестокие кары ждали тех, кто станет браниться, дерзить, хвататься за оружие на государевом дворе.
Важное значение в Уложении придавалось сохранению религиозных основ общества. Богохульника надлежало, обличив, казнити, сжечь. Суровые наказания полагались за ссоры в церкви, потому что там следует стоять и молиться со страхом, а не помышлять о земном.
Уложение пошло навстречу помещикам, установив бессрочный сыск беглых крестьян с жёнами и детьми и их выдачу: «А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям, без урочных лет». Писцовые книги, где были записаны крестьяне за своими господами, становились закрепос- тительными документами.
По просьбам посадских людей белые слободы были ликвидированы, а их обитатели положены в тягло, т.е. были принуждены платить налоги и исполнять государственные повинности. Схваченных в городах беглых крестьян также надлежало отдавать вместе с семьями прежним хозяевам. Записанные в посадском тягле отныне не могли уходить со своего места жительства.
Таким образом, Уложение упрочило черты феодального общества с крепостническими отношениями. Церковь и государство. XVII в. стал важным этапом в истории взаимоотношений государства и Церкви. Со времён ордынского ига и удельной эпохи Церковь приобрела в русском обществе огромное влияние. Она обеспечивала прочные политические и духовные связи между различными русскими княжествами, а позднее активно поддерживала московских князей в их политике собирания Руси и борьбы с Ордой. Политическое влияние Православной Церкви обеспечивало ей и экономическое могущество в виде обширных земельных владений.
Начиная с конца XV в. светская власть всё менее нуждалась в политической поддержке со стороны Церкви, пыталась подчинить её своему влиянию и ограничить церковное землевладение. Согласно Соборному уложению 1649 г. был создан Монастырский приказ, который ведал всеми церковными землями, кроме патриарших. Церковь лишилась почти всех налоговых льгот и судебного иммунитета. Тем не менее и в середине XVII в. Русская Православная Церковь оставалась одним из крупнейших земельных собственников в стране, активно влияла не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику государства.
За долгие столетия в обрядах Русской Православной Церкви накопилось множество расхождений с греческим православием. В текстах богослужебных книг содержалось немало ошибок, совершённых переписчиками. С другой стороны, в царствование Алексея Михайловича в России появляется идея освобождения от иноземного владычества и объединения всех православных народов под главенством России. Это вызвало усиление связей России с Греческой православной церковью завоеванной некогда турками Византии. Результатом этого стала крупная реформа Русской Церкви, заключавшаяся в исправлении обрядов и богослужебных книг по греческим образцам.
Проводником этих новшеств стал патриарх Никон (1605—1681), возведённый в сан в 1652 г.
Судьба этого человека была удивительной. Мордвин Никита (так звали мальчика в миру) рано осиротел, с детства пристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре неподалёку от Нижнего Новгорода, потом стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим они с женой потеряли трёх малолетних детей. После этого он ушёл в скит на Белом море, постригся в монахи под именем Никона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошёл по Руси. Никон был представлен царю, произвёл на него большое впечатление и был оставлен в Москве.
Около царя сформировался кружок ревнителей ис- Патриарх Никон тинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя Стефан Вонифатьев, выходец из священников Нижегородского уезда протопоп Аввакум, окольничий Ф.М. Ртищев и некоторые другие. Именно в этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствие с оригиналами, введения проповедей в церковную службу. Помимо этого, при Никоне стали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу), троеперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, написанные не по древним канонам иконы убирали из храмов. По сути, все эти нововведения были чисто обрядовыми.
Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные священники и монахи враждебно отнеслись к реформам Никона, им было привычно произносить давно заученные священные тексты. Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось, что всё это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами.
Несогласные объявили себя приверженцами старой веры — староверами. Так начался раскол в Русской Православной Церкви и обществе. Среди староверов оказались люди из разных социальных слоёв: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне, посадские люди. По существу, часть народа выступила против новых подходов к жизни, за старину.
Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костёр, книги уничтожали. Сопротивлявшихся, в том числе непокорных иконописцев, отлучали от Церкви.
Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия, в том числе неистовый протопоп Аввакум (1620—1682). В своих страстных проповедях он стал обличать Никона в богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол мучеников.
Алексей Михайлович поначалу занимал нейтральную позицию, полагая, что обновление Церкви необходимо. Но, пользуясь расположением царя, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть. Он вмешивался в дела управления страной, выступал против ограничения церковного землевладения. В своих проповедях в Успенском соборе Московского Кремля он не раз публично заявлял о преимуществе духовной власти над светской, священства над царством.
Во времена раскола. Художник С.В. Иванов |
В конце концов всё это привело к разрыву между царём и Никоном в 1658 г. Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский (Новоиерусалимский) мона- тырь. В 1666 г. на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву, он был лишён патриарше
го сана. На Соборе было определено, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — церковных. Никону определили жить простым монахом в дальнем Фера- понтовом монастыре, затем сослали в Кирил- ло-Белозерский монастырь. Впоследствии его простили, но по пути из ссылки Никон умер.
В Москве был выбран новый патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А это означало, что креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходе войск староверы запирались в избах и устраивали самосожжения — гари.
Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но и царя. За свои антиправительственные проповеди он был сожжён.
Со временем старообрядцы стали обособленной частью русского православного населения со своими обрядами и традициями, старой церковной утварью и древними книгами.
Усиление царской власти. Самодержавие — это не только неограниченная власть одного человека в государстве, но и система, при которой самодержец может осуществлять свою власть. К этой системе Россия пришла постепенно.
В период после Смутного времени здоровые силы общества сплачивались вокруг центральной власти и фигуры царя. Земские соборы оказывали поддержку монарху при решении ключевых проблем внешней и внутренней политики. Поэтому ко второй половине XVII в. российское самодержавие стало ещё более сильным.
Укрепление царской власти выразилось в появлении органов государственного управления, состоявших из наиболее доверенных лиц царя. Так возникла Ближняя, или Тайная, дума, где и решались наиболее важные вопросы.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря |
Большая печать царя Алексея Михайловича. 1667 г. |
Появился своеобразный приказ над приказами — Тайных дел. Он осуществлял надзор за все
ми гражданскими и военными делами в стране, мог вмешиваться в дела других приказов и принимать решения волей великого государя. В этот приказ стекались разного рода доносы, сведения о настроениях людей.
Возвеличивание его государского величества также отражало укрепление самодержавной власти в стране. Царь появлялся на людях только в дни больших государственных торжеств и крупных религиозных праздников. При его проезде все встречные должны были сойти с коней, снять шапки и, поклонившись, стоять смирно и немятежно. К Боярской думе царь выходил в роскошном одеянии. Его лошади и карета блистали дорогим убранством. Знаменосцы, конные и пешие вооружённые отряды сопровождали царя при выездах на богомолье.
Особую роль в возвышении престижа государя играла Церковь, постоянно подчеркивавшая божественное происхождение царской власти. В сознании народа она внедряла мысль о русском царе как наследнике православной Византийской империи, лидере всего православного мира.
Герб Московского государства. 1672 г. |
Пороховница. XVII в. |
Народ воспринимал это как должное — возвышение царя подчёркивало возвышение страны. Царь был олицетворением всего лучшего, что жило в душах людей. Армия. В жизни армии во второй половине XVII в. начались существенные перемены. Дворянская конница уже не выдерживала конкуренции с регулярными армиями Запада. Дворяне садились на боевых коней лишь во время войны, что не содействовало росту их воинского мастерства. Более дисциплинированными и современными являлись стрельцы, военные-профессионалы. В мирное время они занимались ремёслами и торговлей, сливаясь с посадскими людьми, несли гарнизонную службу, охраняя города. Казачьи части, башкирская, татарская и калмыцкая конницы были нерегулярными войсками, привлекавшимися лишь на время военных действий.
В XVII в. наряду с дворянской конницей и стрельцами в России появились войска нового строя — солдатские, рейтарские и драгунские полки. Они набирались из охочих людей, которые служили за плату. Постоянной частью их жизни были маневры и обучение военному делу. Этим они выгодно отличались от дворян, в мирное время управлявших своими имениями, и стрельцов, которые занимались торговлей и промыслами. К концу жизни Алексея Михайловича в русской армии числилось 60 тыс. солдат и 30 тыс. рейтар, имевших на вооружении современные мушкеты и карабины.
Отношения с Польшей. Положение на украинских землях. Стержнем российской внешней политики во второй половине XVII в. по-прежнему оставались отношения с Польшей. Особенно В8.Ж6Н был вопрос об украинских и белорусских землях, входивших в состав Речи Посполитой.
Кремнёвый пистолет. XVII в. |
Положение украинского крестьянства и горожан в XVI—XVII вв. резко ухудшилось вследствие усиления феодально-крепостнического гнёта. Украинский народ испытывал также национальное угнетение: немало земель принадлежало на Украине польско-литовской знати и шляхтичам, которые считали украинцев людьми низшего сорта.
Общее тяжёлое положение украинского народа дополнялось религиозными гонениями. Господствовавшей религией в Речи Посполитой было католичество. В 1596 г. в городе Бресте под нажимом Католической церкви и польских властей была заключена уния Православной Церкви с Католической. Православные епископы признали догматы Католической церкви и верховенство папы римского, сохранив богослужебные обряды. Это вызвало решительное сопротивление православных верующих — украинцев и белорусов и борьбу за отмену унии. Непростая социальная ситуация в Речи Посполитой обострилась ещё более.
Гнёт социальный, национальный и религиозный вызывал сопротивление свободолюбивого украинского народа. Одной из его форм стало бегство крестьян и посадских людей на свободные земли в низовьях
Днепра, за пороги. Они селились в пограничной степной зоне, примыкали к запорожскому казачеству, центром которого стала Запорожская Сечь — укреплённое поселение на острове Хортица.
Со временем у запорожских казаков, как и у донских, появилось свое управление — казачья рада, кошевой атаман. Казаки представляли собой крупную военную силу, с которой вынуждено было считаться правительство Польши. Они становились мощным заслоном на польской границе с Крымским ханством — вассалом Турции. Со временем правительство перевело часть казаков на регулярную основу — платило им жалованье, снабжало боеприпасами и оружием. Это казачество называлось реестровым, т.к. числилось в правительственных списках — реестрах.
Польско-украинские магнаты препятствовали притоку беглых в ряды казачества. С конца XVI и в течение всей первой половины XVII в. Украину сотрясали мощные крестьянско-казацкие восстания. Магнаты и центральная власть жестоко их подавляли. Нередко взоры украинцев обращались к единоверной, близкой по культуре и языку России.
Весной 1648 г. на Украине началось восстание. Его центром стала Запорожская Сечь, а руководителем — выходец из числа мелких украинских дворян (шляхты) Богдан Хмельницкий.
К началу восстания он был уже зрелым человеком. Хмельницкого хорошо знали в кругах казацкой верхушки. Он не раз ходил с казаками против Крымского ханства, побывал в татарском плену. Многие притеснения, которым поляки Б. Хмельницкий подвергали украинцев, Хмель, как его дружески называли
на Украине, испытал сам.
Один из польских шляхтичей, его сосед, отнял у Богдана хутор, заковал в цепи его домочадцев, а когда Хмельницкий попытался найти на него управу у польских властей, засёк до смерти сына Хмельницкого. Богдану удалось бежать в Запорожскую Сечь. Там его с восторгом встретила казацкая вольница, избрав своим гетманом.
V € |
t |
# |
Богдан Хмельницкий сформировал казацкое войско, заключил против поляков союз с крымским ханом, пообещав татарам богатую добычу. В первых сра-
жениях с поляками (под Жёлтыми Водами, Корсунем, Пилявцами) войско Хмельницкого одержало блестящие победы. Взятых в плен лучших польских полководцев гетман отправил в подарок крымскому хану: за них татары могли взять с Польши огромный выкуп. Это произвело эффект в Крыму.
Успехи казаков всколыхнули всю Украину и соседние области Белоруссии. Отовсюду к Хмельницкому шли тысячи людей. Вернувшегося после побед гетмана ожидала торжественная встреча в Киеве: толпы народа восторженно приветствовали его, духовенство молилось за здоровье Хмельницкого. Он стал подлинным героем украинского народа.
В последующих сражениях перевес оказался на стороне Польши. В решающем сражении под Белой Церковью (недалеко от Киева) крымский хан вступил в переговоры с королём. Хмельницкий бросился его переубеждать и был им задержан. Украинское войско осталось без предводителя. В этих условиях гетман был вынужден заключить с поляками невыгодный для Украины мир, по которому обязался сократить число реестровых казаков — этой сердцевины украинской армии.
В дальнейшем война возобновилась, и Хмельницкий вновь одержал ряд побед. Но для повстанческой верхушки становилось все более ясным, что в одиночку Украине с Польшей не справиться. Одни руководители восстания предлагали договориться с королём, другие склонялись к союзу с Турцией. Значительная часть украинского народа, в том числе и сам гетман, тяготела к России. Голос Хмельницкого оказался решающим: он обратился за помощью к России, просил царя принять Украину в её состав.
Украинские крестьяне |
С началом восстания Россия оказывала повстанцам помощь, посылая продовольствие, боеприпасы и оружие. Одновременно русское правительство, открыло границу для украинских переселенцев, наделяло их землёй, оказывало помощь деньгами, продовольствием и семенами, многих освобождало от уплаты налогов. Это содействовало росту доверия украинцев к России. Присоединение Левобережной Украины к России. Исчерпав мирные способы разрешения конфликта
Памятник Богдану Хмельницкому. Киев. Скульптор М. О. Микешин
и укрепив армию, Россия пошла на решающий шаг: 1 октября 1653 г. Земский собор (последний в русской истории) приговорил принять Украину в состав России и объявил войну Польше. 8 января 1654 г. на Раде в городе Переяславле при огромном стечении народа, в присутствии царских послов Хмельницкий торжественно возвестил о переходе Украины в российское подданство.
Украина сохраняла право на самоуправление и на сношения с государствами, дружественными России. Россия обещала не разрушать украинские порядки и обычаи. Высшей властью оставался на Украине гетман, которого избирала Рада. Число реестрового войска доводилось до 60 тыс. человек. Эти исключительно мягкие формы подданства способствовали объединению братских славянских православных народов, помогали в их освободительной войне против Польши.
В 1654 г. основные русские силы, возглавленные Алексеем Михайловичем, двинулись на Смоленск. Первый год войны принёс России ошеломляющие победы. Были взяты Дорогобуж и Рославль, сдался без боя Полоцк, после длительной осады и яростных штурмов в августе 1654 г. пал Смоленск. В ходе кампании 1654 г. русские войска заняли значительную часть Белоруссии. После этого царь стал именовать себя государем Всея Великия и Малыя и Белыя России.
Последующие годы оказались периодом новых военных триумфов России. Армия Богдана Хмельницкого прорвалась ко Львову. Лишь наступление крымских татар, вступивших в союз с польским королём, заставило гетмана повернуть на защиту родных земель. В Белоруссии русские войска взяли Минск, столицу Литвы Вильно и другие города.
Одновременно против Польши начала войну Швеция. Шведы захватили столицу Речи Посполитой Варшаву, король укрылся на западной границе. Казалось, что разгром Польши близок.
Но тут Россия решила возобновить борьбу за выход к Балтийскому морю, который принадлежал Швеции. Русские дипломаты заключили с Польшей перемирие, а русские войска повернули против Швеции.
Этот шаг был естественным, хотя, возможно, недостаточно подготовленным. На первых порах русским войскам сопутствовал успех. Пали шведские крепости на побережье Балтийского моря. Осада Риги не увенчалась успехом, что притормозило наступление.
Невозможность воевать одновременно с Польшей и Швецией заставила русское правительство начать со шведами мирные переговоры. Мир был заключён в 1661 г. в местечке Кардис (современная Эстония). Россия вернулась к условиям Столбовского мира, за что шведы обещали воздержаться от помощи Польше. Любопытно, что по приказу царя русские дипломаты настаивали на передаче России территории, где было удобно бы соорудить корабельные пристани. Это как раз был район, где впоследствии Пётр I основал Петербург.
Измотанная двумя войнами, Россия не смогла развить на западном фронте прежние успехи. Новые гетманы Украины, в том числе сын Богдана Хмельницкого Юрий, метались между Польшей и Россией, сеяли смуту. На начавшихся по инициативе России мирных переговорах поляки настаивали на условиях Полянов- ского мира и передаче Смоленска Польше. Когда обе стороны убедились, что сил воевать больше нет, в Анд- русове в 1667 г. было подписано перемирие. Россия возвращала себе Смоленскую и Северскую земли, всю Левобережную Украину. На правом берегу Днепра к России переходил Киев. По сравнению с результатами Смоленской войны это был большой успех.
1. Какие изменения в жизни России в период правления Алексея Михайловича говорили об укреплении центральной власти?
2. Охарактеризуйте Соборное уложение 1649 г. Какие сферы жизни русского общества они регулировали?
3. Охарактеризуйте личность Алексея Михайловича. Насколько его личностные качества соответствовали той роли, которую он был призван сыграть в истории России?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ |
4. Какую роль в жизни страны играла Русская Православная Церковь? В каких сферах эта роль проявлялась? В чём она усиливалась? В чём ослаблялась?
5. Почему была проведена церковная реформа? Каковы были её цели? Охарактеризуйте результаты реформы.
6. Почему в рядах противников реформы оказывались люди, принадлежавшие к противоположным по имущественному положению слоям населения?
7. Что такое церковный раскол? Каковы его причины?
Соляной бунт. Художник Э. Э. Лисснер |
8. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Внешняя политика России в период правления Алексея Михайловича: задачи, направления, результаты».