Укрепление военной мощи страны и внешняя политика.

Постепенно восстанавливались международные связи России. Дружеские отношения установились с Англи­ей, Голландией, Швецией, Турцией, Францией, Пер­сией, Данией. Многие соседи признали законность из­брания Михаила на трон, обещали помощь в противоборстве с Польшей.

После восстановления Кремля на большом помосте близ Спасских ворот поставили две огромные пушки. Их жерла были направлены в сторону Крыма. Они символизировали решимость Русского государства защитить свои границы от внешних врагов, отстоять независимость страны.

При Михаиле Романове на русскую службу начали привлекать наёмников из других стран. Правительст­во пошло на подобный шаг, потому что военная наука и техника были более передовыми в западных странах.

В Москве наряду со стрелецкими полками, дворян­ской и казачьей конницами начали создаваться полки иноземного строя — наёмные конные рейтарские и драгунские. Драгуны могли сражаться в конном и пешем строю, были вооружены лёгким огнестрель­ным оружием. Рейтары представляли вид тяжёлой ка­валерии. Они были закованы в латы, снабжены мощ­ными копьями и мечами. Командовали полками и ротами иностранные офицеры, вооружение их было закуплено за рубежом.

В 1620-е гг. была восстановлена Заокская засечная черта — оборонительная линия, которая ещё в XVI в. помо­гала сдерживать набеги крымцев.

Южнее пролегла Белгородская засечная черта длиной в 800 км. В построенных заново крепостях и сторожевых пунктах была организована сторожевая и объездная служ­ба. Система оповещения при помощи дозорщиков (верхо­вых гонцов), секретных засад, световых сигналов позво­ляла быстро передавать сведения о появлении врага.

Укрепление обороноспособности сопровождалось дипломатической активностью России, которая стре­милась обрести союзников в борьбе с Польшей.

Смоленская война. Весной 1632 г. умер давний не­друг России — польский король Сигизмунд III. Это совпало с обострением отношений между Швецией и Польшей. Кроме того, истекал срок Деулинского перемирия. Русское правительство решило восполь­зоваться этими обстоятельствами, чтобы возвратить Смоленск. 3 августа 1632 г. огромная русская армия, насчитывавшая почти 100 тыс. человек, выступила в поход на запад. Началась так называемая Смолен­ская война 1632—1634 гг. Во главе войск стоял про­славленный воевода М.Б. Шеин, герой обороны Смо­ленска в 1609—1611 гг.

Начало военных действий было успешным. Русские войска захватили ряд городов и осадили Смоленск.

Однако в дальнейшем война протекала для России неудачно. Польша сумела собраться с силами и ново­избранный король Владислав IV (сын Сигизмунда) дви­нулся на выручку Смоленска во главе мощного войска.

В то же время М.Б. Шеин медлил с активными дей­ствиями по взятию города, русские военачальники вели между собой местнические споры. С наступлени­ем холодов положение русского войска ухудшилось. В это время на южные земли России напали крымские татары. Дворяне, имевшие там поместья, стали в мас­совом порядке покидать армию, чтобы защитить их от татар. В результате удачных действий войск Вла­дислава русская армия под Смоленском оказалась окружена. М.Б. Шеин без царского указа согласился на унизительную капитуляцию. В обмен на сдачу вооружения, всех запасов и знамён поляки согласи­лись выпустить русских из окружения.

России ничего не оставалось, как согласиться на мир­ные переговоры. По подписанному в 1634 г. на речке Поляновке Поляновскому миру Польша сохраняла все захваченные во время Смуты земли, но Владислав отка­зывался от прав на русский престол. Это способствовало укреплению международного престижа России.

Правительство сурово покарало воевод, ответствен­ных за поражение под Смоленском. Шеин и его бли­жайший помощник были обвинены в предательстве и казнены.


«Азовское сидение». В 1637 г. Европа была потрясена тем, что донские казаки, находившиеся в зависимос­ти от русского царя, захватили турецкую крепость Азов.

Во время штурма, а потом осады Азова казаки показали чудеса храбрости и находчивости. Около месяца они рыли подземный ход под крепостные стены, а потом заложили туда мощный заряд. Взрыв образовал в стене огромный пролом, куда и ринулись казаки. Они владели городом почти пять лет — с 1637 по 1642 г.

Казаки предложили царю взять Азов под свою ру­ку. Но Россия ещё не была готова к большой войне Царь Михаил с Турцией и Крымским ханством. Собранный царём Фёдорович Земский собор подтвердил это. Весной 1642 г. после­довал приказ царя покинуть Азов.

После получения царского приказа казаки взорва­ли азовские крепостные сооружения и ушли в свои го­родки.

Казаки, многие государственные деятели и военные в Москве были разочарованы. Однако русское прави­тельство понимало, что у России ещё недостаточно сил, чтобы вести активную борьбу с Турцией и Крымом.

Личность Михаила Романова. Успехи внутренней и внешней политики России во времена после Смуты бы­ли неразрывно связаны с личностью царя Михаила Фёдоровича. Первый царь из династии Романовых был умный, спокойный, осторожный, твёрдый в принятии ре­шений человек. Он прекрасно осознавал огромность сво­ей власти, но пользовался ею осмотрительно, нередко со­ветуясь со своим окружением.

Михаил самолично проводил Земские соборы, выступал на них с речами.

■ritflk

Личная жизнь царя складывалась трудно. Он был послуш­ным сыном и высоко ценил суждения матери и отца. Кап­ризная и волевая мать мешала ему создать семью. Михаил женился только в возрасте 29 лет, что считалось тогда поздним браком. Свой выбор он остановил, к удив­лению и негодованию матери, на одной из прислужниц — дворянской дочери Евдокии Стрешневой. Но царь настоял на своём и вскоре обвенчался с избранницей.

Со Стрешневой Михаил счастливо прожил всю жизнь. В семье было 10 детей: семь дочерей и трое сыновей. Се­мья была дружной, любящей, богомольной.

1. Охарактеризуйте положение России после Смуты. Какие опасности существовали для дальнейшей судьбы страны в таких условиях?

2. В чём проявилось восстановление и укрепление самодержа­вия в послесмутное время? Какое это имело значение для разви­тия России того времени?

3. Какие успехи России во внутренней жизни и внешней поли­тике характеризовали укрепление государственности, экономи­ческого и политического положения страны? Дайте оценку спо­собам достижения и цене достигнутых успехов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

4. Что в политике Михаила Романова способствовало появле­нию ростков нового в жизни страны?

§29

5. Дайте характеристику личности Михаила Романова. Какие качества этого человека в наибольшей степени соответствовали задачам, стоявшим перед царской властью?

Внешняя и внутренняя политика царя Алексея Михайловича


Новый русский царь взошёл на трон примерно в та­ком же возрасте, как и его отец, — в 17 лет. Но какая разница была между 1613 и 1645 гг.! В 1613 г. Россия была разрушенной Смутой, воюющей страной, а царская власть — ещё слабой и неокрепшей. В 1645 г., напротив, страна поднялась из руин. Стабилизировалось хозяйство, была со­здана боеспособная армия. Царская власть за эти годы необычайно укрепилась. Династия Романовых была признана за рубежом, в том числе и Польшей. В России монарх стал гроз­ной и мощной фигурой, вокруг которой спла­чивались все слои населения. Личность царя Алексея Михайловича. Алек­сей был для своего времени прекрасно обра­зован. Он с детских лет постигал не только грамоту, счёт и письмо, но знакомился с ре­лигиозной и светской литературой.
Царь Алексей Михайлович

Наставником Алексея был боярин Борис Иванович Моро­зов — человек большого ума. Он неплохо знал западную культуру и передал интерес к ней своему воспитаннику. Алексея нередко одевали в западное платье — короткий камзол, панталоны. Позднее, уже став царём, он свободно и непринуждённо общался с иностранцами — дипломата­ми, купцами. Государь вырос глубоко религиозным челове­ком, тщательно придерживался всех церковных порядков и традиций, соблюдал все посты и церковные праздники. Ко времени вступления на престол Алексей досконально знал весь чин богослужения и мог со знанием дела участ­вовать во всех церковных службах.

A.JI. Ордин- Нащокин

Так, уже начиная с детства, личность молодого правителя России формировалась не только под воздействием ста­рорусских традиций и церковной старины, но и под влия­нием западных культурных веяний.

Основными чертами характера царя Алексея оста­вались твёрдость в вере и чувство долга. Своим по­мощникам он любил повторять — идите путём сред­ним, праведным. Средний путь стал основой всей его внутренней и внешней политики. Он охотно шёл на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого не удастся. Обидев кого-либо резким словом, царь стремился загладить свою вину. Заботой о спасении души объяснялись многие его поступки и решения. Христианские заповеди он чтил свято.

Во многих случаях Алексей Михайлович проявлял свою ис­тинно христианскую сущность. Царь жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание бо­гаделен, на одаривание нищих. По его приказу по Москве регулярно раздавали нуждавшимся хлеб.

Алексей Михайлович был человеком разносторон­них знаний, интересов и увлечений, любителем книжных премудростей. Он обладал хорошим стилем письма и даже пробовал писать стихи. Алексей Ми­хайлович увлекался церковным и светским хоровым пением. Певчие и музыканты услаждали семью царя домашними концертами. Царь любил соколиную охо­ту, с удовольствием играл в шахматы, коллекциони­ровал часы и зеркала.

Близкими к царю людьми были поборник просвеще­ния Ф.М. Ртищев, видный дипломат A.JI. Ордин-На- щокин, человек западных веяний А.С. Матвеев. Мно­гие из тех, с кем царь проводил время в беседах, были людьми незнатного происхождения, но блестящих да­рований. Алексей Михайлович допустил в Россию ино­странных специалистов и ценил их труд.

В личной жизни Алексей Михайлович был счастлив. Но го­ре не обошло стороной царскую семью: наследники уми­рали один за другим, похоронили и одну из дочерей, за­тем из жизни ушла верная спутница царя — Мария Ильинична Милославская. Через два года Алексей Михай­лович женился вторично, на красавице, смоленской дво­рянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 г. она ро­дила ему сына Петра, а затем двух дочерей.

Уложение 1649 г. Царь, новое правительство стреми­лись стабилизировать положение в стране, осущест­вить её дальнейшее развитие не только за счёт разум­ных мер, ликвидации прежних злоупотреблений, а также некоторых уступок различным слоям населе­ния, но прежде всего за счёт усиления царской власти, консолидации верхов общества.

Собравшийся в 1648 г. Земский собор принял ре­шение разработать новый свод законов вместо уста­ревшего «Судебника» XVI в., а также противо­речивших друг другу законов и указов периода Смуты и послесмутного времени.

Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в январе 1649 г. Земским собором и действовало более 200 лет.

Царица Мария Милославская
Свиток Соборного уложения 1649 г. в ковчеге

Различные статьи Уложения, посвящённые борьбе с разбоями и грабежами, защищали соб­ственность и права населения. Они устанавли­вали наказания вплоть до смертной казни за нарушение сложившихся порядков, имущест­венных отношений между людьми, нравствен­ных устоев. По сравнению со старыми судебни­ками количество статей выросло в несколько раз, отразив становившуюся всё более многооб­разной жизнь российского общества.

Подчёркивалось, что новые законы обязаны соблю­дать все — от большого и до меньшего чину вправду. Судьям строжайшим образом запрещалось брать посу­лы (взятки). Лишь две категории населения не входи­ли в число защищённых законом людей — крепост­ные крестьяне и холопы. Для них в Уложении были разработаны отдельные разделы, регулировавшие жизнь лично несвободных людей.

Уложением предусматривался комплекс мер по ук­реплению царской власти. Глава Уложения «О госу- дарской чести и как его государское здоровье обере­гать» провозглашала смертную казнь для тех, кто попытается Русским государством завладети. Это было отзвуком Смуты и появления на границах Рос­сии новых самозванцев.

Другая группа статей грозила лишением жизни без всякого милосердия тем, кто покушается на злой умы­сел против государя. Вводился запрет на самовольный приход к царю скопом и заговором. Жестокие кары ждали тех, кто станет браниться, дерзить, хвататься за оружие на государевом дворе.

Важное значение в Уложении придавалось со­хранению религиозных основ общества. Богохульни­ка надлежало, обличив, казнити, сжечь. Суровые на­казания полагались за ссоры в церкви, потому что там следует стоять и молиться со страхом, а не помыш­лять о земном.

Уложение пошло навстречу помещикам, установив бессрочный сыск беглых крестьян с жёнами и детьми и их выдачу: «А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям, без урочных лет». Писцовые книги, где были записаны крестьяне за своими господами, становились закрепос- тительными документами.

По просьбам посадских людей белые слободы были ликвидированы, а их обитатели положены в тягло, т.е. были принуждены платить налоги и исполнять госу­дарственные повинности. Схваченных в городах бег­лых крестьян также надлежало отдавать вместе с семь­ями прежним хозяевам. Записанные в посадском тягле отныне не могли уходить со своего места жительства.

Таким образом, Уложение упрочило черты фео­дального общества с крепостническими отношениями. Церковь и государство. XVII в. стал важным этапом в истории взаимоотношений государства и Церкви. Со времён ордынского ига и удельной эпохи Церковь при­обрела в русском обществе огромное влияние. Она обеспечивала прочные политические и духовные связи между различными русскими княжествами, а позднее активно поддерживала московских князей в их политике собирания Руси и борьбы с Ордой. Политическое влияние Православной Церкви обес­печивало ей и экономическое могущество в виде обширных земельных владений.

Начиная с конца XV в. светская власть всё менее нуждалась в политической поддержке со стороны Церкви, пыталась подчинить её своему влиянию и огра­ничить церковное землевладение. Согласно Соборному уложению 1649 г. был создан Монастырский приказ, который ведал всеми церковными землями, кроме пат­риарших. Церковь лишилась почти всех налоговых льгот и судебного иммунитета. Тем не менее и в середи­не XVII в. Русская Православная Церковь оставалась одним из крупнейших земельных собственников в стра­не, активно влияла не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику государства.

За долгие столетия в обрядах Русской Православной Церкви накопилось множество рас­хождений с греческим православием. В текстах бого­служебных книг содержалось немало ошибок, совер­шённых переписчиками. С другой стороны, в царствование Алексея Михайловича в России появляется идея освобождения от иноземного влады­чества и объединения всех православных народов под главенством России. Это вызвало усиление связей России с Греческой православной церковью завое­ванной некогда турками Византии. Результатом этого стала крупная реформа Русской Церкви, заключавшаяся в исправлении обрядов и богослу­жебных книг по греческим образцам.

Проводником этих новшеств стал патриарх Никон (1605—1681), возведённый в сан в 1652 г.


Судьба этого человека была удивительной. Мордвин Никита (так звали мальчика в миру) рано осиротел, с детства пристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре неподалёку от Нижнего Новгорода, потом стал священ­ником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Од­ного за другим они с женой потеряли трёх малолетних детей. После этого он ушёл в скит на Белом море, пост­ригся в монахи под именем Никона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошёл по Руси. Никон был представлен царю, произвёл на него большое впечатле­ние и был оставлен в Москве.

Около царя сформировался кружок ревнителей ис- Патриарх Никон тинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя Стефан Вонифатьев, выходец из священников Нижегородского уезда протопоп Аввакум, окольничий Ф.М. Ртищев и некоторые другие. Именно в этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церков­ных книг в соответствие с оригиналами, введения про­поведей в церковную службу. Помимо этого, при Ни­коне стали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу), троеперстное крещение. Началось повсе­местное исправление книг, написанные не по древним канонам иконы убирали из храмов. По сути, все эти но­вовведения были чисто обрядовыми.

Большинство церковников не приняло этих нововве­дений. Малограмотные священники и монахи враждеб­но отнеслись к реформам Никона, им было привычно произносить давно заученные священные тексты. Цер­ковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось, что всё это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами.

Несогласные объявили себя приверженцами ста­рой веры — староверами. Так начался раскол в Рус­ской Православной Церкви и обществе. Среди старо­веров оказались люди из разных социальных слоёв: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне, посадские люди. По существу, часть народа выступи­ла против новых подходов к жизни, за старину.


Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнуты­ми святынями: иконы бросали в костёр, книги уничтожали. Сопротивлявшихся, в том числе непокорных иконописцев, отлучали от Церкви.

Против таких методов реформирования Церкви выступи­ли и сами ревнители истинного благочестия, в том числе неистовый протопоп Аввакум (1620—1682). В своих стра­стных проповедях он стал обличать Никона в богоотступ­ничестве, насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол мучеников.

Алексей Михайлович поначалу занимал нейтраль­ную позицию, полагая, что обновление Церкви необ­ходимо. Но, пользуясь расположением царя, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть. Он вме­шивался в дела управления страной, выступал про­тив ограничения церковного землевладения. В своих проповедях в Успенском соборе Московского Кремля он не раз публично заявлял о преимуществе духов­ной власти над светской, священства над царством.

Во времена раскола. Художник С.В. Иванов

В конце концов всё это привело к разрыву между ца­рём и Никоном в 1658 г. Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский (Новоиерусалимский) мона- тырь. В 1666 г. на общем Соборе вселенских патриар­хов, съехавшихся в Москву, он был лишён патриарше­
го сана. На Соборе было определено, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — церковных. Никону определи­ли жить простым монахом в дальнем Фера- понтовом монастыре, затем сослали в Кирил- ло-Белозерский монастырь. Впоследствии его простили, но по пути из ссылки Никон умер.

В Москве был выбран новый патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А это означало, что креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухо­мани возникали старообрядческие скиты. При подходе войск староверы запирались в избах и устраивали самосожжения — гари.

Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но и ца­ря. За свои антиправительственные проповеди он был сожжён.

Со временем старообрядцы стали обособленной ча­стью русского православного населения со своими об­рядами и традициями, старой церковной утварью и древними книгами.

Усиление царской власти. Самодержавие — это не толь­ко неограниченная власть одного человека в государст­ве, но и система, при которой самодержец может осу­ществлять свою власть. К этой системе Россия пришла постепенно.

В период после Смутного времени здоровые силы общества сплачивались вокруг централь­ной власти и фигуры царя. Земские соборы ока­зывали поддержку монарху при решении ключе­вых проблем внешней и внутренней политики. Поэтому ко второй половине XVII в. российское самодержавие стало ещё более сильным.

Укрепление царской власти выразилось в появлении органов государственного управ­ления, состоявших из наиболее доверенных лиц царя. Так возникла Ближняя, или Тайная, дума, где и решались наиболее важные вопросы.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря
Большая печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.

Появился своеобразный приказ над приказа­ми — Тайных дел. Он осуществлял надзор за все­
ми гражданскими и военными делами в стране, мог вмешиваться в дела других приказов и принимать решения волей вели­кого государя. В этот приказ стекались раз­ного рода доносы, сведения о настроениях людей.

Возвеличивание его государского вели­чества также отражало укрепление само­державной власти в стране. Царь появлял­ся на людях только в дни больших государственных торжеств и крупных ре­лигиозных праздников. При его проезде все встречные должны были сойти с ко­ней, снять шапки и, поклонившись, сто­ять смирно и немятежно. К Боярской ду­ме царь выходил в роскошном одеянии. Его лошади и карета блистали дорогим убранством. Знаменосцы, конные и пешие вооружённые отряды со­провождали царя при выездах на богомолье.

Особую роль в возвышении престижа государя иг­рала Церковь, постоянно подчеркивавшая божествен­ное происхождение царской власти. В сознании наро­да она внедряла мысль о русском царе как наследнике православной Византийской империи, лидере всего православного мира.

Герб Московского государства. 1672 г.
Пороховница. XVII в.

Народ воспринимал это как должное — возвышение царя подчёркивало возвышение страны. Царь был оли­цетворением всего лучшего, что жило в душах людей. Армия. В жизни армии во второй половине XVII в. на­чались существенные перемены. Дворянская конница уже не выдерживала конкуренции с регулярными ар­миями Запада. Дворяне садились на боевых коней лишь во время войны, что не содействовало росту их воинского мастерства. Более дисциплинированными и современными являлись стрельцы, военные-про­фессионалы. В мирное время они занимались ремёс­лами и торговлей, сливаясь с посадскими людьми, несли гарнизонную службу, охраняя города. Казачьи части, башкирская, татарская и калмыцкая конницы были нерегулярными войсками, привлекавшимися лишь на время военных действий.

В XVII в. наряду с дворянской конницей и стрельца­ми в России появились войска нового строя — солдат­ские, рейтарские и драгунские полки. Они набирались из охочих людей, которые служили за плату. Посто­янной частью их жизни были маневры и обучение военному делу. Этим они выгодно отличались от дво­рян, в мирное время управлявших своими имениями, и стрельцов, которые занимались торговлей и про­мыслами. К концу жизни Алексея Михайловича в русской армии числилось 60 тыс. солдат и 30 тыс. рейтар, имевших на вооружении современные муш­кеты и карабины.

Отношения с Польшей. Положение на украинских зем­лях. Стержнем российской внешней политики во вто­рой половине XVII в. по-прежнему оставались отноше­ния с Польшей. Особенно В8.Ж6Н был вопрос об украинских и белорусских землях, входивших в состав Речи Посполитой.

Кремнёвый пистолет. XVII в.

Положение украинского крестьянства и горожан в XVI—XVII вв. резко ухудшилось вследствие усиления феодально-крепостнического гнёта. Укра­инский народ испытывал также национальное угнете­ние: немало земель принадлежало на Украине поль­ско-литовской знати и шляхтичам, которые считали украинцев людьми низшего сорта.

Общее тяжёлое положение украинского народа дополня­лось религиозными гонениями. Господствовавшей рели­гией в Речи Посполитой было католичество. В 1596 г. в городе Бресте под нажимом Католической церкви и поль­ских властей была заключена уния Православной Церкви с Католической. Православные епископы признали догматы Католической церкви и верховенство папы римского, сохранив богослужебные обряды. Это вызвало решитель­ное сопротивление православных верующих — украинцев и белорусов и борьбу за отмену унии. Непростая социаль­ная ситуация в Речи Посполитой обострилась ещё более.

Гнёт социальный, национальный и религиозный вызывал сопротивление свободолюбивого украинско­го народа. Одной из его форм стало бегство крестьян и посадских людей на свободные земли в низовьях


Днепра, за пороги. Они селились в пограничной степ­ной зоне, примыкали к запорожскому казачеству, центром которого стала Запорожская Сечь — укреп­лённое поселение на острове Хортица.

Со временем у запорожских казаков, как и у донских, по­явилось свое управление — казачья рада, кошевой ата­ман. Казаки представляли собой крупную военную силу, с которой вынуждено было считаться правительство Польши. Они становились мощным заслоном на польской границе с Крымским ханством — вассалом Турции. Со вре­менем правительство перевело часть казаков на регуляр­ную основу — платило им жалованье, снабжало боеприпа­сами и оружием. Это казачество называлось реестровым, т.к. числилось в правительственных списках — реестрах.

Польско-украинские магнаты препятствовали при­току беглых в ряды казачества. С конца XVI и в тече­ние всей первой половины XVII в. Украину сотрясали мощные крестьянско-казацкие восстания. Магнаты и центральная власть жестоко их подавляли. Нередко взоры украинцев обращались к единоверной, близкой по культуре и языку России.

Весной 1648 г. на Украине началось восстание. Его центром стала Запорожская Сечь, а руководителем — выходец из числа мелких украинских дворян (шлях­ты) Богдан Хмельницкий.

К началу восстания он был уже зрелым человеком. Хмель­ницкого хорошо знали в кругах казацкой верхушки. Он не раз ходил с казаками против Крымского ханства, побывал в татарском плену. Многие притеснения, которым поляки Б. Хмельницкий подвергали украинцев, Хмель, как его дружески называли

на Украине, испытал сам.

Один из польских шляхтичей, его сосед, отнял у Богдана хутор, заковал в цепи его домочадцев, а когда Хмельниц­кий попытался найти на него управу у польских властей, засёк до смерти сына Хмельницкого. Богдану удалось бежать в Запорожскую Сечь. Там его с восторгом встре­тила казацкая вольница, избрав своим гетманом.

V €
t

#

Богдан Хмельницкий сформировал казацкое вой­ско, заключил против поляков союз с крымским ха­ном, пообещав татарам богатую добычу. В первых сра-


жениях с поляками (под Жёлтыми Водами, Корсунем, Пилявцами) войско Хмельницкого одержало блестя­щие победы. Взятых в плен лучших польских полко­водцев гетман отправил в подарок крымскому хану: за них татары могли взять с Польши огромный выкуп. Это произвело эффект в Крыму.

Успехи казаков всколыхнули всю Украину и сосед­ние области Белоруссии. Отовсюду к Хмельницкому шли тысячи людей. Вернувшегося после побед гетма­на ожидала торжественная встреча в Киеве: толпы на­рода восторженно приветствовали его, духовенство молилось за здоровье Хмельницкого. Он стал подлин­ным героем украинского народа.

В последующих сражениях перевес оказался на сто­роне Польши. В решающем сражении под Белой Церко­вью (недалеко от Киева) крымский хан вступил в пере­говоры с королём. Хмельницкий бросился его переубеждать и был им задержан. Украинское войско осталось без предводителя. В этих условиях гетман был вынужден заключить с поляками невыгодный для Ук­раины мир, по которому обязался сократить число реес­тровых казаков — этой сердцевины украинской армии.

В дальнейшем война возобновилась, и Хмельниц­кий вновь одержал ряд побед. Но для повстанческой верхушки становилось все более ясным, что в одиноч­ку Украине с Польшей не справиться. Одни руководи­тели восстания предлагали договориться с королём, другие склонялись к союзу с Турцией. Значительная часть украинского народа, в том числе и сам гетман, тяготела к России. Голос Хмельницкого оказался реша­ющим: он обратился за помощью к России, просил ца­ря принять Украину в её состав.

Украинские крестьяне

С началом восстания Россия оказывала повстанцам помощь, посылая продовольствие, боеприпасы и ору­жие. Одновременно русское правительство, открыло границу для украинских переселенцев, наделяло их землёй, оказывало помощь деньгами, продовольствием и семенами, многих освобождало от уплаты налогов. Это содействовало росту доверия украинцев к России. Присоединение Левобережной Украины к России. Ис­черпав мирные способы разрешения конфликта

Памятник Богдану Хмельницкому. Киев. Скульптор М. О. Микешин

и укрепив армию, Россия пошла на решающий шаг: 1 октября 1653 г. Земский собор (последний в рус­ской истории) приговорил принять Украину в состав России и объявил войну Польше. 8 января 1654 г. на Раде в городе Переяславле при огромном стечении народа, в присутствии царских послов Хмельницкий торжественно возвестил о переходе Украины в рос­сийское подданство.

Украина сохраняла право на самоуправление и на сношения с государствами, дружественными России. Россия обещала не разрушать украинские порядки и обычаи. Высшей властью оставался на Украине гет­ман, которого избирала Рада. Число реестрового вой­ска доводилось до 60 тыс. человек. Эти исключитель­но мягкие формы подданства способствовали объединению братских славянских православных на­родов, помогали в их освободительной войне против Польши.

В 1654 г. основные русские силы, возглавленные Алексеем Михайловичем, двинулись на Смоленск. Первый год войны принёс России ошеломляющие по­беды. Были взяты Дорогобуж и Рославль, сдался без боя Полоцк, после длительной осады и яростных штурмов в августе 1654 г. пал Смоленск. В ходе кам­пании 1654 г. русские войска заняли значительную часть Белоруссии. После этого царь стал именовать се­бя государем Всея Великия и Малыя и Белыя России.

Последующие годы оказались периодом новых во­енных триумфов России. Армия Богдана Хмельниц­кого прорвалась ко Львову. Лишь наступление крым­ских татар, вступивших в союз с польским королём, заставило гетмана повернуть на защиту родных зе­мель. В Белоруссии русские войска взяли Минск, сто­лицу Литвы Вильно и другие города.

Одновременно против Польши начала войну Шве­ция. Шведы захватили столицу Речи Посполитой Варшаву, король укрылся на западной границе. Каза­лось, что разгром Польши близок.

Но тут Россия решила возобновить борьбу за выход к Балтийскому морю, который принадлежал Шве­ции. Русские дипломаты заключили с Польшей пере­мирие, а русские войска повернули против Швеции.

Этот шаг был естественным, хотя, возможно, недо­статочно подготовленным. На первых порах русским войскам сопутствовал успех. Пали шведские крепос­ти на побережье Балтийского моря. Осада Риги не увенчалась успехом, что притормозило наступление.

Невозможность воевать одновременно с Польшей и Швецией заставила русское правительство начать со шведами мирные переговоры. Мир был заключён в 1661 г. в местечке Кардис (современная Эстония). Рос­сия вернулась к условиям Столбовского мира, за что шведы обещали воздержаться от помощи Польше. Лю­бопытно, что по приказу царя русские дипломаты наста­ивали на передаче России территории, где было удобно бы соорудить корабельные пристани. Это как раз был район, где впоследствии Пётр I основал Петербург.

Измотанная двумя войнами, Россия не смогла раз­вить на западном фронте прежние успехи. Новые гетма­ны Украины, в том числе сын Богдана Хмельницкого Юрий, метались между Польшей и Россией, сеяли сму­ту. На начавшихся по инициативе России мирных пе­реговорах поляки настаивали на условиях Полянов- ского мира и передаче Смоленска Польше. Когда обе стороны убедились, что сил воевать больше нет, в Анд- русове в 1667 г. было подписано перемирие. Россия воз­вращала себе Смоленскую и Северскую земли, всю Ле­вобережную Украину. На правом берегу Днепра к России переходил Киев. По сравнению с результатами Смоленской войны это был большой успех.

1. Какие изменения в жизни России в период правления Алек­сея Михайловича говорили об укреплении центральной власти?

2. Охарактеризуйте Соборное уложение 1649 г. Какие сферы жизни русского общества они регулировали?

3. Охарактеризуйте личность Алексея Михайловича. Насколь­ко его личностные качества соответствовали той роли, которую он был призван сыграть в истории России?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

4. Какую роль в жизни страны играла Русская Православная Церковь? В каких сферах эта роль проявлялась? В чём она уси­ливалась? В чём ослаблялась?


5. Почему была проведена церковная реформа? Каковы были её цели? Охарактеризуйте результаты реформы.

6. Почему в рядах противников реформы оказывались люди, принадлежавшие к противоположным по имущественному по­ложению слоям населения?

7. Что такое церковный раскол? Каковы его причины?

Соляной бунт. Художник Э. Э. Лисснер

8. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Внешняя поли­тика России в период правления Алексея Михайловича: задачи, направления, результаты».