Начало Смуты

СМУТНОЕ ВРЕМЯ


 

 


Приход к власти Бориса Годунова. В 1598 г., с кончи­ной царя Фёдора Ивановича, прервалась царская ди­настия Рюриковичей, исчез обруч, стягивавший воедино все враждующие группы знати, все недо­вольные слои населения. Сразу же обнажились глу­бокие противоречия общества — внутри самой знати, между закрепощаемым народом и властью, между бывшими опричниками и их жертвами, между эли­той общества, князьями и боярами, и средним и мел­ким дворянством.

Именно в это тяжелейшее переходное время на рус­ский трон был избран боярин Борис Годунов, который попытался уже на рубеже XVI—XVII вв. основать в России новую династию. На вершины власти ему уда­лось вознестись благодаря женитьбе царя Фёдора на его сестре — Ирине.

С 1588 г. началось десятилетие фактического прав­ления Бориса. Царь Фёдор Иванович пожаловал ему небывалый до той поры на Руси титул правите­ля. Борис получил право самостоятельного сно­шения с иностранными государствами. При его покровительстве английские и другие иностран­ные купцы приобрели большие льготы в России.

В 1589 г. Годунов помог своему ставленнику, митрополиту Иову, получить титул патриарха. Благодаря этому Русская Православная Церковь стала его прочной опорой.

Борис Годунов

Однако указ об урочных летах, сковавший свободу крестьян, и законы 1597 г., отягчившие положение холопов, не способствовали популяр­ности Годунова среди простого народа. К тому же народная молва обвиняла Бориса Годунова
в убийстве царевича Дмитрия, единственного оставше­гося в живых, кроме Фёдора, сына Ивана Грозного.

Люди подметили, каким образом Борис убирал сво­их врагов, — сначала высылал их из Москвы, а потом уничтожал при помощи подручных.

Со смертью Фёдора Ивановича в январе 1598 г. про­тиворечия между верхушкой боярства и Годуновым обо­стрились.

Сложилось положение, когда пресечение династии Рюриковичей открывало возможность перейти от са­модержавного правления страной к коллективному управлению. Бояре решили, что власть в стране сле­дует передать Боярской думе. Ради этого жертвовали своими претензиями на трон Романовы, Мстислав­ские, Голицыны и другие славные русские боярские и княжеские роды.

Совещание бояр в Кремле потребовало, чтобы на­род присягнул Боярской думе. Однако Борис Годунов выступил за старый порядок. Он мечтал о царском венце, о том, чтобы его сын Фёдор наследовал ему, продолжив династию Годуновых.

Поэтому одновременно с заседанием Боярской ду­мы патриарх Иов созвал в своих палатах другое сове­щание — Собор, который предложил в цари Годунова. Это предложение было восторженно принято. Тогда патриарх организовал народное шествие с иконами к Новодевичьему монастырю, куда удалился Годунов, которое слёзно просило Годунова занять трон. Но Бо­рис притворно отказался.

Последовало второе шествие, и Борис дал согласие. Здесь же, в соборе Новодевичьего монастыря, патри­арх нарёк Годунова русским царём. В Успенском собо­ре Московского Кремля патриарх вторично объявил Годунова царём. Но бояре отказались присягнуть ему. Над страной нависла угроза раскола и двоевластия. Лишь через два месяца началась общая присяга Году­нову, которая продолжалась всё лето. Годунова в тре­тий раз торжественно провозгласили царём. Политика Бориса Годунова. В первые же дни царство­вания Борис Годунов поклялся, что будет править справедливо и милостиво: «Бог свидетель сему, никто не будет в моём царствии нищ или беден». Не раз в бе­седах с людьми он касался ворота сорочки и заявлял: «И сию последнюю разделю со всеми».

Стремясь привлечь на свою сторону дворян, Борис Годунов устроил раздачу им жалованья, задержанно­го прежде. Многих повысил в чинах. Для облегчения участи простых людей новый царь отменил все недо­имки по налогам, облегчил налоговое бремя. Годунов всячески поощрял торговлю, одарил льготами купе­чество, податными привилегиями — Церковь.

Годунов стремился поддержать хозяйство средне­го служилого класса дворян, возвышал незнатных, но способных людей, противопоставляя их родови­тому боярству.

Это был первый русский царь, который начал борьбу со взяточничеством. Уличённого во взятках дьяка вози­ли по всему городу и секли плетью, а на его грудь веша­ли мешок со взяткой, будь то деньги, меха, какой-ни­будь товар. Наряду со знатью, в лице приказного дьячества Годунов также обрёл злейших противников.

Борис Годунов был страстным поборником просве­щения, высоко ценил западную культуру. При нём расцвела Немецкая слобода в Москве — Кукуй, где была построена протестантская кирха.

Он содействовал развитию в стране книгопечата­ния, строительству типографий, мечтал о создании школ и даже об открытии университета. Первым из русских царей Борис Годунов стал посылать дворян­ских детей за границу для обучения.

Особой страстью нового царя было строительство. По его повелению были возведены первые в Москве каменные торговые лавки и каменный мост через реку Неглинку. С его именем связана постройка колокольни Ивана Вели­кого, на которой и сейчас красуется надпись с именем её создателя — Бориса Годунова. Заботился царь и о благо­устройстве столицы. При нём прокладывали новые мосто­вые. В Кремле впервые был устроен водопровод.

Царь Борис был всегда ровен, приветлив, друже­любен. Но за этой мягкостью скрывались огромная воля, честолюбие и неутолимая жажда власти. Чувст­вуя враждебное отношение боярства и дьячества, Году­нов стал чрезвычайно подозрителен. Вскоре жертвами этой подозрительности оказались бояре Романовы.

Борис стремился убрать со своей дороги этих очень богатых и популярных в народе бояр. Фёдора Ники­тича постригли в монахи под именем Филарета, его маленьких детей, Михаила и Татьяну, бросили в тюрьму. В результате Годунов восстановил против себя могучий боярский род Романовых. Новые народные беды. Относительное спокойствие в Русском государстве длилось недолго. В 1601 г. страшный голод разразился в центральных уездах России. Летом шли нескончаемые дожди, в августе ударили ранние морозы и погубили урожай. Запасы зерна прошлых лет, находившиеся в амбарах кресть­ян и посадских людей, быстро подошли к концу. Уже осенью продуктов питания стало катастрофиче­ски не хватать. Князья, бояре, купцы и духовенство, обладавшие большими запасами хлеба, взвинчивали цены. Спекулянты и перекупщики втридорога про­давали хлеб.

С голоду люди стали есть кошек и собак, употреб­ляли в пищу липовую кору, лебеду и даже сено. Были случаи людоедства. Трупы не успевали хоронить. На­чалась эпидемия холеры. Лишь в одной Москве от го­лода и болезней умерло около 120 тыс. человек. В по­следующие два года картина повторилась. Всего же за три года вымерла треть населения страны.

Правительство Годунова пыталось ослабить воз­действие стихийного бедствия. Были введены твёр­дые цены на хлеб. Спекулянтов и перекупщиков не­щадно наказывали. Борис приказал продавать хлеб из собственных житниц по заниженным ценам, разда­вать деньги народу, но чиновники одаряли ими своих родственников. Прослышав, что в Москве легче спас­тись от напастей, люди хлынули в столицу. Беженцы грабили казённые житницы.

Пытаясь облегчить положение народа, 28 ноября 1601 г. Годунов своим указом восстановил Юрьев день. Крестьянам опять позволялось уходить от хозя­ев, но указ не распространялся на Московский уезд
и государственные земли. Провинциальное дворянст­во, терявшее крестьян, пришло в негодование.

Августовским указом 1603 г. правительство при­знало изгнанных из дворов и лишённых пропитания холопов свободными.

Лжедмитрий I

Отчаявшиеся люди силой оружия пытались до­быть себе пропитание. Грабежи и разбои охватили страну. Крестьяне отказывались платить налоги госу­дарству, подати и оброки феодалам. Они уходили на свободные земли южных и юго-западных окраин го­сударства либо вливались в отряды донских и запо­рожских казаков. В городах оголодавшая беднота на­падала на хоромы богачей, грабила амбары. При этом простой народ считал верховную власть источником всех своих бед.

В 1603 г. отряд под руководством атамана Хлопка Косолапа блокировал несколько дорог, ведущих к Москве. Повстанцы — холопы, крестьяне, посад­ские — громили боярские и дворянские имения. Через год отряды Хлопка были разгромлены, сам он, израненный, попал в плен и был казнён. Лжедмитрий. В эти годы правительство Годунова столкнулось ещё с одной неожиданной опасностью: на южных рубежах страны появился человек, объя­вивший себя спасшимся от убийц царевичем Дмитри­ем и заявивший о своих правах на русский престол.

Большинство учёных сходится на том, что это был обеднев­ший галицкий дворянин, слуга одного из бояр Романовых, Григорий Отрепьев. После падения этого рода он постригся в монахи, бродил по монастырям, служил при дворе патри­арха переписчиком книг. Уже в это время Отрепьев внушил окружающим мысль о своём необычном происхождении. В 1602 г. он бежал в Литву, затем появился в имении бога­тейшего польского вельможи князя Адама Вишневецкого, где и объявил себя царевичем Дмитрием. 20-летний Григо­рий Отрепьев был человеком неплохо образованным, ода­рённым, отличался невероятным честолюбием.


Великий русский историк В.О. Ключевский точно заметил, что испечён был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста. Действительно,
именно в хоромах опальных Романовых, в среде московских дьяков появилась мысль противопоста­вить самозванца Годунову и свалить ненавистного царя. Смута, начавшаяся в 1601 г. во время голода, усилилась с появлением самозванца. Его поддержа­ли в России, помощь ему оказывали польский ко­роль и магнаты. Вскоре самозванец оказался при дворе сандомирского воеводы Юрия Мнишека. Он влюбился в 16-летнюю дочь воеводы Марину и обру­чился с ней. Лжедмитрий принял католичество, но тайно, чтобы русские православные люди не от­вернулись от него.

Воззвания Лжедмитрия находили отклик среди ка­зачества, беглых холопов и крестьян. Ширился слух, что Дмитрий Иванович и есть тот самый справедливый и добрый царь, о котором мечтал народ. «Царевич» не скупился на обещания: польскому королю он обязался передать Чернигово-Северские земли и сокровища цар­ской казны; Мнишекам посулил Новгород и Псков; польским магнатам поклялся возместить затраты на содержание его наёмников.

В октябре 1604 г. войско Лжедмит­рия форсировало Днепр. Города сда­вались самозванцу без боя. Казаки, посадские люди и стрельцы приводи­ли к нему связанных воевод. Численность отрядов Лжедмитрия быстро увеличивалась. Вскоре почти все города юга и юго-запада страны признали власть самозванца.

В царской армии началось броже­ние, увеличилось число перебежчи­ков. Годунов получал со всех сторон неутешительные вести, здоровье его пошатнулось. 13 апреля 1605 г. он скончался. Появились слухи, что царь покончил с собой. Москва начала при­сягать его сыну Фёдору Борисовичу.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. Художник К.Е. Маковский

А под Кромами царские воеводы с войском перешли на сторону Лжедмитрия.

Самозванец начал рассылать прелестные грамоты, в которых обличал Годуновых, обещал боярам — преж­нюю честь, дворянам — милости и отдых от службы, торговым людям — облегчение от податей, народу — благоденствие. Направил он своих гонцов и в Москву. 1 июня 1605 г. предок А.С. Пушкина Гаврила Пушкин на Лобном месте рядом с Кремлём зачитал грамоту Лжедмитрия. В Москве началось народное восстание, которым умело руководили люди самозванца. Годуно­вы бежали из Кремля.

Лжедмитрий, подойдя к Серпухову, потребовал рас­правы над Годуновыми и их покровителем патриархом Иовом. Восставшие притащили патриарха в Успенский собор Кремля, сорвали с него патриаршие одежды и знаки отличия и бросили Иова в повозку, которая увезла его в один из дальних монастырей. По приказу посланцев самозванца стрельцы убили царицу и Фёдо­ра, его сестру Ксению позже постригли в монахини и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. Дина­стия Годуновых прекратила существование.

20 июня 1605 г. под колокольный звон Лжедмит­рий торжественно въехал в Москву. Толпы людей вос­торженно приветствовали народного царя. В тот же день боярин Василий Шуйский, руководивший рас­следованием смерти царевича Дмитрия, заявил, что в 1591 г. был убит не он, а другой мальчик.

Царица Мария Нагая, встретившись под Москвой с Лжедмитрием, признала в нём своего сына. Вместе они вышли к ревевшей от восторга толпе. Прежде чем въехать в Кремль, Лжедмитрий остановил коня около собора Василия Блаженного, снял шапку, перекрес­тился, взглянул на Кремль, на толпы людей и запла­кал. Народ, рыдая, пал на колени. В первый же день своего правления он, как ранее Годунов, дал обет не проливать кровь подданных.

Личность Лжедмитрия. Облик Лжедмитрия не вязался с привычными представлениями о русском самодержце. Это был человек вполне европейских обычаев. Впервые в истории страны он разрешил свободный выезд купцам
за границу, провозгласил свободу вероисповедания. О ка­толиках и православных говорил: «Все они христиане». Лжедмитрий деятельно участвовал в работе Боярской ду­мы, поражал своей способностью быстро решать сложные вопросы, дважды в неделю лично принимал челобитья. Он выказал себя сторонником просвещения народа, уговари­вал бояр посылать детей для обучения за границу. Новый царь умел поддержать беседу, любил музыку, не молился перед трапезой, днём не ложился почивать, как это было свойственно русским людям. Лжедмитрий учил ратных лю­дей брать крепости приступом, сам участвовал в маневрах, метко стрелял из пушек.

В начале XVII в. Россия была не готова к такой ломке обы­чаев. Духовенство и простой народ встречали подобные новшества с недоверием и удивлением. Особенно эти чув­ства усилились, когда в Москве появилась невеста царя Ма­рина Мнишек в сопровождении 2 тыс. польских шляхтичей. Русских людей поразило, что их царь женится на католичке. Марина отказалась принять причастие из рук православно­го священника, надеть русское платье. Сопровождавшие её паны и охрана вели себя вызывающе.

Правление Лжедмитрия. Заняв престол, Лжедмитрий попытался наладить отношения с Боярской думой: он подтвердил её полномочия, обещал боярам сохранить их вотчины; вернул в Москву многих опальных бояр и дьяков, в первую очередь оставшихся в живых Ро­мановых. Филарета (Фёдора Романова) удостоил сана митрополита.

Марина Мнишек

Как и предшествовавшие правители, Лжедмитрий стремился опереться на дворян. Он роздал им огромные суммы денег, наделил землями, населёнными крестья­нами. Трудным был для нового царя выбор политики в отношении холопов и крестьян: облегчить их участь значило восстановить против себя верхи общества, а ос­тавить всё как было — оттолкнуть от себя массы, кото­рые привели его к власти. Лжедмитрий пошёл на ком­промисс: отпустил на волю холопов, которые попали в кабалу в голодные годы; освободил от налогов жите­лей юго-западных областей, оказавших ему наиболь­шую поддержку; оставил на свободе крестьян, которые бежали от господ в голодные годы. В то же время он уве­личил сроки урочных лет, сохранив незыблемым кре­
постное право. Самозванец продолжил популярную при Годунове борьбу со взяточничеством, запретив под стра­хом смерти брать взятки. Разрешив представителям крестьянских общин самим доставлять собранные на­логи в казну, он нанёс удар по привычке приказных лю­дей прикарманивать себе часть налоговых средств.

Православное духовенство с подозрением относи­лось к связям нового царя с поляками-католиками. Церковники с возмущением смотрели, как поляки по­стоянно находились рядом с царём, как дерзко вели се­бя в православных храмах. Но в отношениях с Поль­шей с первых же дней правления Лжедмитрий показал себя приверженцем российских интересов и правосла­вия. Он отказался предоставить ранее обещанные тер­ритории польскому королю, урезал плату польским на­ёмникам, не раз высказывался за возвращение России западных земель, захваченных Речью Посполитой.

В то же время, опасаясь боярских заговоров, Лжедмитрий держал около себя телохранителей ино­странцев, его близкими советниками были поляки. Это раздражало русское население. Конец Лжедмитрия. По приказу Лжедмитрия к Моск­ве были стянуты дворянские отряды — предстоял по­ход против Крымского ханства. Новгородцев и пско­вичей возглавили князья Шуйский и Голицын, организовавшие против Лжедмитрия заговор.

Под утро 17 мая 1606 г. в Москве тревожно загудел набат. Горожане бросились громить дворы, где разме­щались поляки. Отряд в 200 вооружённых дворян во главе с боярами-заговорщиками проник в Кремль, и заговорщики ворвались в покои царя. Лжедмитрий вышел к ним с мечом в руках, но после короткой схватки отступил в спальню. Выпрыгнув из окна, он вывихнул ногу и разбил грудь. Заговорщики тщетно искали его. Ничего не подозревавшие стрельцы вне­сли царя во дворец. Заговорщики тут же зарубили его мечами. Три дня лежало тело Лжедмитрия на Крас­ной площади для всеобщего обозрения. Потом труп сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец. Марину Мнишек и её отца арестовали и выслали в Ярославль.


ВОПРОСЫ 1. Объясните происхождение названия «Смутное время».

И ЗАДАНИЯ 2. Чем было вызвано Смутное время? Было ли его появление

закономерным?

3. Охарактеризуйте политику Бориса Годунова. Что в ней было продолжением политики Ивана IV, а что нет?

4. Согласны ли вы со словами современного историка: «Методы управления Годунова мало напоминали методы управления ца­ря Ивана»?

5. Чем объяснить появление самозванца Лжедмитрия? Почему не было народных движений под знаменами самозванцев в Рос­сии в предшествующие времена?

6. Сравните политику Бориса Годунова и Лжедмитрия I.

7. Сравните личности Бориса Годунова и Лжедмитрия I. Со­гласны ли вы с мнением, что они были необычны для русских правителей того времени?

§26 Царь Василий Шуйский

8. Прокомментируйте высказывание: «Смутное время порож­дало неординарные личности».