Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг.

Судебник» 1497 г. Создание централизованного управления страной было завершено принятием в 1497 г. нового «Судебника». Он стал первым кодек­сом законов единой России. «Судебник» не только устанавливал новую систему управления страной, обозначал роль монарха, Боярской думы, местного управления, вводил порядок судопроизводства, но и защищал жизнь и имущество всех жителей стра­ны, жестоко наказывая за преступления против лич­ности и собственности.

Система власти в обществе накладывает сильный отпечаток на всё общество. Так было и в России. Все, кто владел хоть какой-то долей власти (князья, бояре, дворяне, дьяки, подьячие), считали, что получили её от монарха. С годами это состояние полной зависимо­сти от монарха целиком пронизало русское общество. Этому способствовали и личные качества первых ру­ководителей Русского централизованного государст­ва — властных, не терпящих возражений Ивана III и Василия III.

Кроме того, на Западе экономически мощные горо­да давно отвоевали себе свободу от феодалов и коро­лей. Там сам дух города делал человека свободным. На Руси из-за слабого экономического развития горо­да и их население, кроме Новгорода, были очень за­висимы от монарха, князей и бояр.

В первой же статье «Судебника» подчёркивалось, что суд должен быть объективным и справедливым. Судьям, боярам и дьякам, запрещалось брать посулы (взятки), при вынесении судебных решений они должны были сохранять бесстрастность. За соверше­ние тяжких преступлений против личности и собст­венности — татьбу(воровство), разбой, душегубство (преднамеренное убийство) — «Судебник» устанавли­вал смертную казнь. Таким же образом карались мно­гие другие лихие дела.


Юрьев день. Художник С.В. Иванов

 

Наместникам-кормленщикам и волостелям, кото­рые имели право на местах судить людей, вменялось в обязанность проводить судебное разбирательство только в присутствии местных лучших людей. Тем са­мым ограничивался их произвол.

Защищая всех без исключения жителей страны, новый закон одновременно ввёл ограничения для ос­новной массы населения страны — крестьян. Было стеснено их право перехода от одного землевладельца к другому или ухода на свободные земли. Отныне кре­стьяне имели такое право только раз в году — в тече­ние двух недель: недели до Юрьева дня (26 ноября) и недели после Юрьева дня, т.е. после окончания всех полевых работ, которые они совершали для землевла­дельца. При этом они должны были платить земле­владельцу пожилое — деньги за двор и постройки, ко­торые были возведены при материальной помощи хозяина. И чем дольше они жили на данных землях, тем пожилое оказывалось выше.

Подобным ограничением правительство обеспечи­вало рабочими руками дворянство — основу новой армии. Владея небольшими поместьями, дворяне но­ровили взять с крестьян побольше, пока земля была в их распоряжении. Поэтому крестьяне рвались на


привилегированные земли крупных вотчинников, монастырей, а правительство старалось помешать им в этом.

Государство росло, развивалось и укреплялось. Всё это во многом происходило за счёт попрания прав лич­ности, пренебрежения нуждами простых людей. Если в Западной Европе к этому времени начался процесс освобождения крестьянства и жителей городов от все­властия феодалов и государства, то в России процесс шёл в обратном направлении.

Выход Руси на международную арену. В конце XV в. европейские государи с изумлением увидели, что в те­чение каких-то трёх десятков лет на востоке Европы появилась новая мощная держава — единая Россия. Русь возвращала себе положение среди других евро­пейских стран, которое когда-то прочно принадлежа­ло Древнерусскому государству. Правда, происходи­ло это не сразу.

Одними из первых установились отношения с госу­дарствами Апеннинского полуострова — папским Ри­мом, Венецианской республикой, Миланским герцог­ством. В итальянских землях русские послы проявили огромный интерес к местным специалистам и реме­сленникам. В Москву были приглашены десятки ар­хитекторов, строителей, врачей, пушечных мастеров, литейщиков, ювелиров.

Москва начала обмениваться посольствами с Гер­манской империей. Германский император рассчиты­вал, что Россия станет послушным орудием европей­цев в борьбе с османской опасностью. Но и Иван III, и Василий III умело уходили от конфликта с Турцией; Москва видела перед собой совсем другие задачи — противоборство с Литвой, Ливонским орденом, даль­нейшее собирание русских земель.

Восстановились отношения Руси с Венгрией и Мол­давским княжеством. Прочные союзные отношения связали её с Крымским ханством. Упорным сопротивле­нием монголо-татарскому игу Русь надломила Орду, а крымский хан Менгли-Гирей добил её окончательно. В начале XVI в. Орда перестала существовать как са­мостоятельное государство. В дальнейшем, уже после
смерти Менгли-Гирея, попавшее в вассальную зависи­мость от Турции Крымское ханство изменило свою по­литику и превратилось в злейшего врага России.

Москва настойчиво пыталась нейтрализовать враж­дебность Казанского ханства и усилить там своё вли­яние. Против Казани было предпринято несколько по­ходов. Наконец русское войско под командованием блестящего полководца князя Даниила Холмского осадило Казань. Город был взят в 1487 г. На казанский престол взошёл сторонник Москвы.

Иными стали отношения Московского княжества с зарубежными странами на его западных и северо-за- падных границах. После присоединения Новгорода и ряда русских земель на границе с Литвой здесь ос­новными соперниками Руси стали Швеция, Ливон­ский орден и Литва, за спиной которой стояла союз­ная Польша.

По велению Ивана III напротив ливонской крепо­сти Нарвы была сооружена крепость Ивангород, был заключён союз с Данией. Россия стала закрепляться в Прибалтике, обеспечивая свои экономические и тор­говые интересы.

Решая масштабные международные вопросы, Русь всё больше в своей политике обращалась лицом к Западу.

Формирование многонационального государства. Со­здание единого Русского государства способствовало сплочению русских людей, складыванию великорус­ской народности. Основой этой народности стало на­селение, жившее во Владимиро-Суздальской земле.

На огромной территории единого Русского государ­ства жили не только великороссы. Россия складыва­лась как многонациональное государство, это было од­ной из её характерных особенностей.

Ивангород. Рисунок. XIX в.

Некоторые из финно-угорских племён, населяв­ших Окско-Волжское междуречье {меря, мещера), входили в состав Древнерусского государства. Теперь они оказались в составе Московской Руси. Другие племена живших здесь финно-угров (мордва, череми­сы, или марийцы) долгое время сохраняли свою неза­висимость, хотя владимиро-суздальские, а потом мос­
ковские князья упорно стремились подчинить их се­бе. С появлением Золотой Орды эти народы стали дан­никами Сарая. По мере ослабления Орды они вновь попали в зависимость от Москвы. На протяжении ве­ков эти народы сохраняли свои обычаи, культуру и традиции.

На северо-западе вместе с новгородскими земля­ми в состав единого государства вошли давно уже дружественные Руси племена карелов и ижоры, а также непокорная и свободолюбивая чудь, которая неоднократно поднимала восстания как против рус­ского владычества, так и против натиска немецких крестоносцев.

Ещё в XIV в. началось постепенное продвижение русских в земли Великой Перми, где жили племена зырян и Пер­ми. Там во времена Дмитрия Донского проповедничес­кую деятельность вёл епископ Стефан, получивший впоследствии имя Пермского. Он создал алфавит для местных народов и перевёл на их язык многие религиоз­ные книги.

В период первых войн с Казанским ханством мос­ковские воеводы окончательно подчинили Москве вольнолюбивый Вятский край, а вместе с ним и жившие здесь местные племена вотяков. К концу XV в. окончательно была подчинена Пермская зем­ля. В это же время были завоёваны земли племени вогулов, живших по Иртышу, и югры, обитавших на Нижней Оби. Так началось продвижение русских в Зауралье и Западную Сибирь.

Эпоха Ивана III и его сына Василия III во многом стала поворотным временем в истории Руси. Страна не только покончила с остатками ордынского ига и добилась успехов на многих других направлениях внешней политики, но и пережила глубокие внут­ренние перемены. Законодательные реформы, воз­вышение престижа великокняжеской власти, цент­рализация власти, формирование дворянского сословия — всё это заложило основу исторического пути России на десятки и сотни лет вперёд.


1. Как изменилась политическая карта Северо-Восточной ВОПРОСЫ

и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана III? Какими ^ ЗАДАНИЯ были пути вхождения новых территорий в состав единого Русского государства?

2. Чем завершилось противостояние Руси и Орды в 1480 г.? При каких обстоятельствах Московское княжество стало пол­ностью независимым государством?

3. Изобразите в виде схемы органы центрального и местного управления Руси в XV в.

4. Охарактеризуйте роль «Судебника» 1497 г. в политической истории страны.

5. Покажите по карте основные направления внешней полити­ки Ивана III. Это была борьба за выживание, как в предыдущий период, или активная завоевательная политика единого государства?

6. В XV в. Русское государство было изолировано от Запада или открыто ему? Свой ответ подтвердите конкретными фактами.

7. Каким образом Государственный герб России характеризует её как евразийскую державу? Откуда он появился на Руси?


 

Крестьянство. Создание централизованного Русского государства повлияло на общую ситуацию в стране, на развитие хозяйства, положение её жителей.

К середине XVI в. в России проживало 6,5 млн че­ловек. Это было больше, чем в некоторых развитых странах Запада, но средняя плотность населения по стране составляла лишь 2,3 человека на 1 кв. км. В это же время в Польше это число равнялось 20, а во Франции проживало примерно 30 человек на 1 кв. км. Россия была огромна, но слабо населена, между работ­никами не возникло крепкой трудовой связи, их уси­лия не были объединены в освоении природы.

В XV — первой половине XVI в. сельское хозяйство шагнуло вперёд. Трёхполье повсеместно вытеснило старые методы обработки почвы — росчисти и гари, с помощью которых крестьяне отвоёвывали у леса пашню. Образовалось регулярное хозяйство с севообо­ротами, с распространением таких ценных и пита­тельных зерновых культур, как гречиха. Вывоз наво­за на поля стал обычным хозяйственным приёмом, значительно поднявшим урожайность скудной земли. Дальнейшее совершенствование получили новые па­хотные орудия труда, в первую очередь знаменитая соха-косуля, которая соединила в себе преимущества плуга, мало пригодного в лесистой местности, и сохи. Новое орудие было лёгким и имело крепкий металли­ческий лемех.

Более стабильным стало животноводство — за счёт освоения заливных лугов Окско-Волжского меж­дуречья, а также выведения новых пород скота. Резко увеличилось конское поголовье, в основном за счёт массовых закупок лошадей у различных степных со­обществ. На одного взрослого работника в крестьян­ском дворе приходилось в среднем по одной лошади. А ведь таких работников, как правило, было в кресть­янских дворах несколько.

Основой подъёма сельского хозяйства стали дерев­ня и починок, появившиеся как виды поселений ещё в XIV в.

Название «деревня» происходит от глагола «драть». При­шедшие в новые места крестьяне раздирали целину, вспахивали её, осваивали новые земли. Небольшие де­ревни от 3—4 до 7—8 дворов раскинулись по всей Севе­ро-Восточной Руси. Преимущество этих поселений перед старыми, большими сёлами было в том, что здесь на каж­дый двор приходилось значительно больше земли, а зна­чит, хозяйство оказывалось более прибыльным и выгод­ным для крестьянина.

Продолжали распространяться по Руси и починки — сов­сем маленькие поселения в 1—3 двора. Именно крестья­не, организовавшие починки, стали подлинными перво­проходцами безлюдных мест, тем более что жители починков на долгие сроки освобождались от налогов.

По существу, русские люди начали освоение собст­венной страны. Поселенцы отправлялись не за триде­вять земель, а в лесную глушь, неподалеку от преж­них мест поселения. Такое явление называется внутренней колонизацией.

В Европе подобные процессы происходили значи­тельно раньше. Но там свободных земель было меньше, и вскоре крестьяне стали лучше и основательней осваи­вать уже обжитые места. На Руси же при обильных про­странствах, постоянных налоговых льготах, которые го­сударство и землевладельцы давали жителям починков и деревень, этот процесс растянулся на долгие столетия.

С появлением единого государства, освоением но­вых пахотных земель, ростом количества деревень и починков главной фигурой в сельской местности стал лично свободный труженик с достаточным на­делом, с определёнными правами на этот надел. Та­кой труженик, независимо от того, что земля принад­лежала либо государству, либо частному владельцу, мог передавать свой надел по наследству. Он был чле­ном сельской общины, участвовал в её жизни, в пере­деле земель, принадлежащих миру (общине).

Он платил налоги и пошлины, отбывал повинности как для государства, так и для феодального владельца земли, на правах свободного человека участвовал в су­дебных разбирательствах, имел право ухода от своего владельца или с государственной земли на другое ме­сто жительства и хозяйствования. У такого сельского труженика было право выбора.

Эти сельчане и стали называться уважительно кре­стьянами (от слова «христиане»). Именно свободное крестьянство обеспечило процесс внутренней коло­низации страны, подъём её сельского хозяйства, укрепление военной мощи. Положение таких кресть­ян в течение XV — первой половины XVI в. было нелёгким, но стабильным.

Большую роль в их жизни продолжала играть община. С одной стороны, она помогала усиливающемуся государ­ству в сборе налогов, с другой — поддерживала и защи­щала крестьянина от злоупотреблений власти, корысти кормленщиков и произвола частных землевладельцев. Города, ремесла, торговля. В условиях единого цент­рализованного государства шаг вперёд сделали рус­ские города, ремёсла, торговля.

В городах быстро развивались ремёсла, появлялись новые ремесленные профессии. Большое развитие по­лучили деревообработка и строительное мастерст­во. Артели древоделов, каменщиков и камнерезов ра­ботали по всем русским городам. Крестьяне строили и отделывали свои дома собственными силами. В обы­чай вошли помочи, т.е. участие в постройке того или иного дома всех трудоспособных членов общины.

Росла доля городского населения. В XV в. оно состав­ляло около 5% всего населения страны. Для России это было много. Для Западной Европы — исключительно мало. Там городское население составляло 10— 15% всего населения. В некоторых районах Европы (Северной Италии и Фландрии) — 40%.

К середине XVI в. в России числилось около 130 посёлков городского типа. Однако полноценных городов с населе­нием свыше 10 тыс. человек, с надёжными укреплениями, каменными зданиями было не больше десятка. Кроме Москвы, где жило до 200 тыс. человек, Новгорода и Пско­ва, это были Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Ниж­ний Новгород, Коломна, Рязань и Смоленск. В них обита­ла подавляющая часть городского населения.

Остальные города были скорее аграрными посёл­ками со слабым развитием ремесла и торговли. Посте­пенно приходили в упадок бывшие удельные цент­ры — Ростов, Суздаль, Дмитров, Звенигород и др.

Заметно оживилась торговля. Торговые связи, не­смотря на удалённость городов друг от друга и трудности с дорогами, с каждым десятилетием всё крепче стягива­ли Русь воедино. Гости, ведущие зарубежную торговлю, пробивались не только на рынки Крыма, Литвы, Скан­динавии и Кавказа, но доходили до отдалённых стран Западной Европы. Именно они привозили в Москву и другие крупные города заморские товары — вина, тка­ни, посуду, а на запад везли традиционные товары оте­чественного экспорта — меха, льняные ткани и воск.

В городах началось объединение торговцев, ремес­ленников, огородников в территориальные организа­ции — сотни и полусотни. Крупное богатое купечест­во создавало корпорации, которые способствовали зарождению в России, как и на Западе, городского са­моуправления. Купеческие корпорации помогали великокняжеским наместникам в сборе налогов, бла­гоустройстве города, сборе городского ополчения во время военных походов, контролировали выполнение населением разного рода повинностей. Церковь и государство. Русская Православная Церковь всеми силами поддерживала объединение земель во­круг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Благодар­ные великие князья, а вслед за ними и их соратники в борьбе за сильную и единую Русь всячески поддержи­вали Церковь, предоставляли ей всё новые и новые зе­мельные владения и налоговые льготы, делали в мона­стыри и церкви богатые вклады деньгами и дорогими вещами, позволяли церковным земельным собственни­кам вершить суд над живущими на их землях людьми.

В 1439 г. перед лицом наступления турок на Визан­тию константинопольский патриарх пошёл на унию с Католической церковью. Это решение было принято в Италии на знаменитом церковном Соборе, который проходил в двух городах — Ферраре и Флоренции. На Соборе присутствовал и московский митрополит, поддержавший унию. Когда он вернулся в Москву, его обвинили в измене православной вере, арестовали и сместили с митрополичьего престола.

Русская Православная Церковь стала автокефаль­ной, т. е. самостоятельной организацией, независи­мой от константинопольского патриарха. Теперь это была самая крупная, богатая, хорошо организован­ная Православная Церковь в Евразии.

Отказавшись принять унию с католичеством, Рус­ская Церковь ещё более упрочила своё положение в обществе как религиозная и нравственная сила.

Большую помощь Церковь оказала великокняже­скому престолу в борьбе с католической агрессией За­пада и в освобождении Руси от власти Орды. Митропо­лит Геронтий активно побуждал в 1480 г. Ивана III к решительной борьбе с нашествием хана Ахмата.

Однако по мере укрепления центральной власти позиции Церкви становились слабее. Великие князья Иван III и Василий III не могли согласиться с особым её положением. Они видели, что Церковь с её огром­ным влиянием, земельными богатствами, многочис­ленными льготами стала соперничать с великокняже­ской властью. Это происходило особенно тогда, когда на митрополичьем престоле появлялись энергичные, умные, честолюбивые деятели. Так, Иван III пошёл на конфликт с митрополитом Геронтием. Василий III сместил неугодного ему митрополита Варлаама.

С течением времени именно от великих князей ста­ло зависеть избрание митрополитов. На кого указыва­ли Иван III и Василий III, тот и занимал митрополи­чью кафедру. Началось ограничение налоговых и судебных прав и привилегий Церкви. Великие кня­зья ограничивали Церковь в дальнейшем расширении её земельных владений.

Вместе с тем в XV — первой половине XVI в. Русская Православная Церковь по-прежнему оставалась и мощ­ной религиозной силой, и богатейшим землевладель­цем на Руси, и средоточием культурных традиций. При монастырях и храмах создавались летописи, рож­дались живописные шедевры, действовали школы. Церковь и еретики. Во второй половине XIV — начале XV в. на Русь пришла волна еретичества. Ереси (от греческого слова «ересис» — «особое вероучение») — это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святы­ням — иконам, мощам святых и т.п. Ереси подрывали устои Церкви, а поскольку Церковь поддерживала го­сударство, обосновывала божественное происхожде­ние верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

Не случайно первые ростки ереси появились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольни­ками из-за того, что в их числе были расстриженные, т.е. лишённые сана духовные лица) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоим­ство и говорили, что такие люди не могут учить людей ве­ре. Они отрицали существование души и загробную жизнь и одновременно выступали против церковного землевла­дения, угнетения одних людей другими.

Церковные власти, опираясь на поддержку великих князей, сурово карали еретиков. В Новгороде, напри­мер, руководителей еретиков утопили в Волхове.

Однако жестокие меры, напоминавшие подобные расправы инквизиторов на Западе, не искоренили ересь. Прошло несколько десятилетий, и новая вол­на ереси пришла из Новгорода. Её называли ересью жидовствующих, потому что первыми её распрост­ранителями были приехавшие из Киева евреи. Одна­ко многие русские люди и своим умом дошли до не­обходимости по-новому оценить религиозные каноны и саму Церковь. Еретики отрицали божест­венное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Взгляды еретиков нашли поддержку не только сре­ди простого народа, но и среди некоторой части духо­венства, бояр, дьяков и даже людей, близких к Ива­ну III. Церковь к этому времени действительно погрязла в стяжательстве, погоне за увеличением зе­мельных владений да к тому же начала противопос­тавлять себя центральной власти.

Поначалу Иван III не вмешивался в религиозные споры и даже сочувственно относился к еретикам, по­скольку те, обличая Церковь, поддерживали велико­княжескую власть и требовали отмены особого поло­жения Церкви в государстве.

Поддержку Ивана III получили и рассуждения так называемых нестяжателей — заволжских старцев, обитавших в скитах (уединённых обителях). Нестя­жатели проповедовали уход от мира, отказ Церкви от стяжания, т.е. приобретения церковниками богатств и земельных владений. Жить нужно, считали они, на подаяния прихожан, личным трудом, только та­ким путём можно очиститься душой и достигнуть на том свете спасения.

Иосиф Икона,
Волоцкий. XVII в.

В борьбе с церковным землевладением, всевласти­ем усиливавшейся Церкви Иван III использовал кри­тику в её адрес со стороны нестяжателей. Их ярост­ным противником выступил игумен подмосковного Волоколамского монастыря Иосиф. Его сторонников
по имени лидера стали называть иосифлянами. Иосиф­ляне доказывали, что Церковь нуждается в землях и в крепком хозяйстве.

На первых порах казалось, что при сочувствии ве­ликого князя еретики и нестяжатели возьмут верх над официальной Церковью. Но Ивана III мало забо­тили религиозные и нравственные вопросы. Главным для него было усиление центральной власти, собст­венного единодержавия. Он решил использовать Цер­ковь в интересах развивающегося государства. Нача­лось преследование еретиков в Новгороде и Москве. Сторонники нестяжателей были осуждены на церков­ных соборах.

Несмотря на некоторые противоречия с великокня­жеской властью, Церковь немало способствовала воз­вышению Русского централизованного государства. Именно в церковной среде в начале XVI в. сложилась теория «Москва — Третий Рим». Её создатели утверж­дали, что Москва, Русское государство, великокняже­ская власть являются наследниками двух предшеству­ющих «Римов» — итальянского Рима и византийского Константинополя. Они считали, что первый Рим был погублен католичеством, второй Рим, Константино­поль, погряз в грехах и по Божьему соизволению пал под напором турок.

Теперь православная Москва — мировой центр ис­тинного христианства. Миссия Русского централизо­ванного государства, провозглашали сторонники тео­рии «Москва — Третий Рим», состоит в спасении человечества от разного рода ересей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Одновременно создатели новых сказаний и лето­писных сводов, которые писались в основном цер­ковными деятелями, насаждали в обществе идею о том, что род Рюриковичей проистекает от римско­го императора Августа, чья власть имела божествен­ный характер. Самим Богом дана власть и русским монархам.

1. Почему внутренняя колонизация Восточной Европы в отли­чие от Западной растянулась на долгие годы? Кто был основным участником этого процесса?

2. Прочитайте два утверждения:

а) крестьянская община помогала усиливавшемуся государст­ву в сборе налогов;

б) крестьянская община защищала крестьянина от произвола частных землевладельцев и злоупотреблений власти. Укажите:

— правильны оба утверждения;

— неправильны оба утверждения;

— правильно только б).

3. Как природно-климатические условия влияли на темпы эко­номического развития русских земель?

4. Укажите неверный ответ.

В XV — первой половине XVI в. Церковь на Руси была:

а) мощной религиозной и нравственной силой;

б) богатым землевладельцем;

в) средоточием культурных традиций;

г) придатком царской власти.

5. Объясните значение терминов: нестяжатели, иосифляне, стригольники.

§20

6. В чём смысл теории «Москва — Третий Рим»?

Первое боярское правительство. В 1533 г. на велико­княжеский престол вступил трёхлетний Иван IV Васи­льевич. Его правление растянулось на 51 год, вплоть до 1584 г. Оно стало знаменательным в истории России.

Здесь было всё — большие достижения и глубокие провалы, победоносные и проигранные войны, оже­сточённая борьба с истинными и мнимыми противни­ками, оплаченная кровью и невероятными страдания­ми народа. В конце жизни Иван, прозванный Грозным, установил жестокую личную диктатуру, по­добной которой Россия ещё не знала, и расправился со всеми, кого считал своими врагами. Но всё это было впереди. А пока подданных спешно приводили к при­сяге трёхлетнему мальчику.

Власть оказалась в руках Опекунского совета. Его сформировал к концу жизни сам Василий III. Он по­нимал, что его жена, великая княгиня Елена Глин­ская, молода и неопытна в государственных делах.

Поэтому опеку над ней и сыном он поручил своим бли­жайшим помощникам — боярам М.Ю. Захарьину и МЛ. Глинскому (дяде жены), а также князьям Шуй­ским и ещё нескольким родовитым боярам.

Елена Глинская никак не могла согласиться с вто­ростепенной ролью во дворце и, опираясь на помощь своего фаворита князя И.Ф. Телепнёва-Оболенского, начала борьбу против Опекунского совета. Их поддер­живали Боярская дума и многие влиятельные дьяки, не желавшие подчиняться любимцам покойного вели­кого князя.

Власть Опекунского совета продержалась меньше года. Вскоре Михаил Глинский по приказу племянни­цы был арестован и брошен в тюрьму. Елена Глинская пожертвовала дядей и его сторонниками, выходцами из Литвы, ради укрепления собственной власти. Опекунский совет пал. Началось правление матери Ивана IV.

Правление Елены Глинской. Новое правительство, где получили большой вес сторонники укрепления цент­ральной власти, предприняло ряд мер по её усилению. Вызывавший их подозрения князь Андрей Иванович Спгарицкий, последний из оставшихся в живых сын Ивана III, был заточён в темницу и уморён голодом. Его сподвижников в Москве и Старице казнили. С тех пор между Старицким домом и царской семьёй воз­никла смертельная вражда.

Была несколько стеснена власть бояр-кормленщи­ков. Из их ведения изъяли суд над лихими людьми, разбойниками, который был передан судьям, выбран­ным местным дворянством.

Новое правительство провело финансовую реформу. Была введена новая полновесная монета — знаменитая копейка, на которой был изображён всадник, воору­жённый копьём (отсюда и название монеты).

Старое боярство ненавидело Елену Глинскую и её окружение за то, что они не оправдали их надежд и не дали им той власти, которую они надеялись обрести после смерти Василия III.

В 1538 г. Елена Глинская внезапно умерла. В Моск­ве считали, что её отравили. Бояре ликовали и тут же расправились с любимцем великой княгини — князем Телепнёвым-Оболенским. Восьмилетний Иван IV, ос­тавшийся и без отца, и без матери, попал под их пол­ную власть.

Боярские группировки у власти. Захватив власть, боя­ре принялись раздавать своим сторонникам земли и различные привилегии, освобождать их от налогов, предоставлять право вершить судебное разбиратель­ство над зависимым населением. Шло расхищение го­сударственной казны, происходили расправы с поли­тическими противниками.

Иван IV рос человеком недоверчивым, скрытным, нерв­ным. Сцены боярского своеволия, расправы с людьми, которые порой происходили на его глазах, пробуждали в нём жестокость. Очевидцы рассказывали, что уже в 12 лет он отличался буйством нрава. Одним из любимых развлечений подростка стало сбрасывать кошек и собак с крыши теремов. А то соберёт ватагу сверстников и мчится на лошади по московским улицам и площадям, топча народ. Люди в страхе шарахались в сторону, завидя царскую кавалькаду.

В 13 лет Иван принял своё первое волевое и жестокое ре­шение — приказал предать смерти князя Андрея Шуйско­го. Два часа его тело лежало на дворцовом крыльце. Впер­вые в облике мальчика промелькнули черты будущего Грозного царя.

В запуганном отроке окружающие почувствовали властно­го и жёсткого правителя. «От тех мест, — свидетельству­ет летопись, — начали бояре от государя иметь страх и послушание».

Венчание на царство. В душе молодого великого князя постепенно вызревали идеи об исключитель­ности его власти, её божественном происхождении. Об этом ему твердило и окружение, стремившееся возвышением великого князя укрепить собственное положение при дворе. В частых беседах мысль о его богоизбранности внушал Ивану митрополит Ма- карий, умный и высокообразованный человек, сто­ронник сильной централизованной власти, кото­рая, считал он, должна находиться в тесном союзе с сильной и богатой Церковью. Об исключительнос­
ти роли русского монарха в тогдашнем мире говорили и приверженцы теории «Москва — Третий Рим», кото­рые видели в московском правителе единственного по­кровителя и спасителя православия, наследника боже­ственной власти римских и византийских императоров. В среде формировавшегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизо­ванной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи.

В итоге в придворных кругах при активной поддерж­ке самолюбивого 16-летнего монарха созрело осознание необходимости принятия Иваном царского титула.

Название титула произошло от римского слова «цезарь». Так именовали в Риме, а потом в Византии императоров. В представлении русских царский титул являлся высшим титулом в тогдашнем мире. Он был равен по значению ти­тулу императора Германской империи и считался выше титулов европейских королей.

16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. После торжественной служ­бы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бармы, якобы присланные византийским императором в начале XII в. Владимиру Мономаху. Отныне Россия стала царством, а Москва — царствующим градом.

Через месяц молодой царь женился на до­чери окольничего Романа Юрьевича Захарь­ина-Юрьева — юной красавице Анастасии. С этого времени Иван IV стал править само­стоятельно. Однако борьба боярских груп­пировок у трона продолжалась. Родня цари­цы вскоре получила боярские и иные чины. Её возвышением была недовольна осталь­ная знать. Началась новая борьба за доходы и привилегии. А вскоре молодому царю при­шлось столкнуться с ещё одной неведомой для него силой — народной яростью.

Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. Миниатюра. XVI в.

Восстание 1547 г. Недовольство москвичей властями зрело давно. Оно прорвалось в дни сильнейших пожа­ров, которые вспыхнули в городе один за другим в летние месяцы 1547 г. Огонь спалил дотла деревян­ную Москву.

По городу пошёл слух, что Москву подожгли по приказу Глинских и что бабка царя — колдунья. Во­оружённые горожане ворвались в Кремль. В это время в Успенском соборе шла служба, на которой находи­лись царь и близкие к нему люди. Разъярённая толпа выволокла из храма одного из князей Глинских и за­била его камнями до смерти. Бабка царя и другие Глинские бежали из города. Москва оказалась во вла­сти восставшего народа.

Спасаясь от пожара и от разъярённых жителей, царь спешно выехал из города и укрылся на Воробьё­вых горах. Но возбуждённая толпа подступила к его покоям, требуя выдачи уцелевших Глинских. Угово­ры царя не действовали, и лишь когда он объявил, что Глинских во дворце нет, толпа разошлась. Вспоминая эти дни, Иван IV писал: «От сего вниде страх в душу мою и трепет в кости моя».

Царь приказал провести сыск, и вскоре зачинщики восстания были публично казнены. Правительство Глинских пало. Пришёл конец боярскому правлению в стране.

Реформы Избранной рады. Восстание 1547 г. показа­ло, что в обществе существует острое недовольство положением дел в стране. За долгие годы боярского всевластия и беспорядков терпение народа истощи­лось. Недовольны были и дворяне, которые оказались полностью зависимы от всесильных боярских группи­ровок, а в уездах — от воли кормленщиков. За поря­док и стабильность выступали многие представители духовенства.

Трон Ивана Грозного. Оружейная палата Московского Кремля

Молодой монарх решил устранить наболевшие язвы общества. Иван IV втрое увеличил состав Бояр­ской думы, включив в неё менее знатных, но способ­ных и энергичных людей — своих сторонников. Вмес­то старых, родовитых и влиятельных бояр вокруг него сложился круг молодых, незнатных, но умных
и просвещенных людей, которые мечтали о превраще­нии России в сильное и процветающее государство. На первое место среди новых советников царя вы­двинулись костромской дворянин Алексей Адашев, священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр и талантливый военачальник князь Андрей Михайлович Курбский. Не доверяя ро­довитому боярству, Иван IV возвысил многих предста­вителей приказной администрации — дьяков и подья­чих. Наиболее близким к царю среди них стал глава Посольского приказа дьяк Иван Висковатый. Вид­ное место среди реформаторов занял митрополит Макарий, ставший, по существу, духовным настав­ником государя.

Позднее князь Курбский назвал круг лиц, близ­ких в то время к Ивану IV, Избранной радой. Боль­шинство их были молоды, энергичны, воодушевлены идеалами справедливого и разумного управления страной.

В 1549 г. Иван IV созвал Собор примирения. Во дво­рец были приглашены члены Боярской думы, церков­ники, воеводы, дворяне. Впоследствии такие соборы стали называть Земскими соборами, т.е. соборами от всей земли.

Собор ознаменовал собой начало сословного пред­ставительства в России, когда монарх правит страной совместно с представителями сословий. Такие же собрания при ко­ролях стали возникать и в западных странах, где всё больший вес приобре­тали богатые горожане и купечество. Это говорило о зарождении первых признаков гражданского общества в России, т.е. такого общества, когда народ получил доступ к влиянию на решения властей, когда воля монарха ограничивалась. Поначалу Иван IV добровольно и сознательно пошёл на совет со всей землёй.

Большая государственная печать Ивана IV

Собор примирения наметил ряд реформ, которые и начали осуществ­
ляться членами Избранной рады под руководством царя.

Прежде всего преобразования коснулись армии. Появились новые воинские части — стрелецкие пол­ки. Стрелецкое войско было вооружено не только хо­лодным оружием, как дворянское ополчение, но и ог­нестрельными пищалями. Стрельцы получали обмундирование и денежное жалованье. В мирное время им разрешалось заниматься ремёслами и вести мелкую торговлю. По существу, стрельцы стали цар­ской гвардией.

Были предприняты реформы в области финансов. Разорённая боярами страна нуждалась в деньгах. Их взяли у церковных хозяйств и монастырей. Все их налоговые льготы были отменены. Теперь церковни­ков обязали платить налоги со своих земель, как это делали все землевладельцы. Одновременно в стране вводились новые налоги, повышались старые.

Государство стремилось воспользоваться развити­ем крестьянского хозяйства и увеличением доходов посадского населения. В 1550—1560-е гг. налоговое бремя увеличилось в несколько раз.

Были проведены реформы местного и централь­ного управления. Пришёл конец безобразиям корм­ленщиков — этих вымогателей и взяточников, по общему мнению. Кормления отменялись, место кормленщиков заняли органы земского самоуправле­ния. Отныне все дела на местах вершили выборные от дворянства — головы и их помощники — целовальни­ки. Так их называли потому, что они, принося клят­ву судить и управлять честно и справедливо, целова­ли крест. Там же, где жили черносошные (государственные) крестьяне, они сами выбирали своих управителей — старост и целовальников. Та­кие же порядки были введены в городах, среди посад­ского населения.

Реформа наделяла правами провинциальное дво­рянство и свободных, т.е. не принадлежащих част­ным владельцам, крестьян и посадских людей.

Печать приказа Большого дворца

Усилилось центральное управление страной. В Москве окончательно сложилась система приказов


Россия при Иване Грозном


 

 


Земли, вошедшие в опричнину

в о |;
£ Н Ц
Кола

в'1565 г. в 1568-^1570 гг.


 

 


Л Пустозёрский острог

в 1571 г.
Baf&yza
Л ? j)
д »>! Сижь/ m
Усть-Цильма
I

Т[3]

I в»

Усть-Вымъ '

чч

/

Выборг ж

Ревель Нарва I . ^^''-.Коргополь Соль^годсШ'^^;,

Лернов >й '.".Ладога Великий УстюгVty

.$• Ивангород/ / I т -К ч О

а. , . со>' Тотьма' ^

^—Торопеи'тА^^Ъ !/,„;,„0-Х {Кострома Wt* ■ .<

®ВИЛЬН0 °По/гЬцк ^иШ^ександро^. А\

« оТ ЙРАЧг. 'МОСКВА Mt/мск Смоленск ,-.„•. Коломна . m
А ««
s'J Козельск^ JJ ° Тула сг - Брянск.- 'У.Брлёв ( Новгород- ■ с

/-• Р1еТкийорёл - I Чернигов**^. гКурск
° } Ы1ежин Путивль
^Винница -т-а
Мокшан ^ £ (Наровчат)
османская
С-
Границы России в середине XVI в. ^ПОЛЕр Исторические области мордва Народы 1570 Поход Ивана IV Грозного на • Новгород и Псков Города, в которых производи­лись массовые казни во время похода Ивана IV Грозного на Новгород и Псков Границы земель, вошедших в опричнину

+"»** «о^йск А

Ъ—ч " ж, ' <4 Чебоксары —р Казань

Коломнао Чебоксары -г™ Калуга о с, Арзамас Ь.

. Серпухов


во главе с боярами и дьяками. Посольский приказ ве­дал отношениями с иностранными государствами, Разрядный — дворянским войском. Поместный на­делял землёй служилых людей. Разбойный осуществ­лял суд над грабителями, ворами и убийцами. Стре­лецкий занимался стрелецким войском, Ямской — почтовой службой (от татарского слова «ям» — «почта»). Челобитный приказ, которым ведал Алек­сей Адашев, разбирал жалобы, поданные царю, и до­кладывал все дела самому Ивану IV. Позднее, по мере усложнения хозяйства страны, роста её территории, появлялись и другие приказы. Все они строго подчи­нялись воле монарха.

По наказу Собора в 1550 г. был разработан новый свод законов — «Судебник». В нём появились ста­тьи, которые ликвидировали податные льготы мо­настырей. Теперь они должны были сполна уплачи­вать все налоги в государственную казну. «Судебник» встал на защиту дворян: их запреща­лось за долги превращать в холопов. Что касается возможности перехода крестьян от одного хозяина к другому, то она сохранилась. Русский крестья­нин, хотя и ограниченный правом перехода в Юрьев день, всё же был лично свободен.

На созванном в 1551 г. церковном Соборе царь пред­ложил иерархам обдумать сформулированные им сто вопросов о жизни и быте Церкви. Государь настаивал на наведении порядка в церковных делах, просил высказать своё отношение к готовившемуся закону «Стоглав», о конфискации земельных владений Церкви. Начальный лист

Собор дал царю сто ответов на сто его вопросов. Эти ответы были собраны в специальную книгу — «Сто­глав» . Почти все предложения монарха Церковь под­держала, но воспротивилась конфискации земель. Од­нако царь добился, чтобы Церковь не смела приобретать новые земли без доклада ему, а все зем­ли, перешедшие в её пользу в период боярского прав­ления, были возвращены государству.

СЫШ4ПЛ il«r.jr«4(.i I4v*'tmi МЩКЗШ Af^MimjiufMAMt -«M . t . ПШПЩЯ. wiifn iiti'jurt wrfwrt -1ММП fyf*. UfA R(|HIU HUM uiij|uuru i UMyif'muu KI Irt MAicifm мнрщШ

Реформы имели главной целью усиление всей го­сударственной системы в стране, возвышение роли царя.

ВОПРОСЫ 1- Какие изменения в жизни страны произошли в период бояр-

И ЗАДАНИЯ ского правления?

2. Какие качества характера малолетнего Ивана IV сформиро­вались под влиянием обстановки борьбы боярских группировок за власть?

3. В чём был смысл венчания Ивана IV на царство? Как события 1547 г. в Москве повлияли на жизнь Ивана IV и его дальнейшую политику?

4. Какие мероприятия осуществила Избранная рада? В чём их значение?

§21
Пленные в Казани. Миниатюра. XVII в.

5. Охарактеризуйте политику Ивана IV в отношении Церкви.