Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг.
Судебник» 1497 г. Создание централизованного управления страной было завершено принятием в 1497 г. нового «Судебника». Он стал первым кодексом законов единой России. «Судебник» не только устанавливал новую систему управления страной, обозначал роль монарха, Боярской думы, местного управления, вводил порядок судопроизводства, но и защищал жизнь и имущество всех жителей страны, жестоко наказывая за преступления против личности и собственности.
Система власти в обществе накладывает сильный отпечаток на всё общество. Так было и в России. Все, кто владел хоть какой-то долей власти (князья, бояре, дворяне, дьяки, подьячие), считали, что получили её от монарха. С годами это состояние полной зависимости от монарха целиком пронизало русское общество. Этому способствовали и личные качества первых руководителей Русского централизованного государства — властных, не терпящих возражений Ивана III и Василия III.
Кроме того, на Западе экономически мощные города давно отвоевали себе свободу от феодалов и королей. Там сам дух города делал человека свободным. На Руси из-за слабого экономического развития города и их население, кроме Новгорода, были очень зависимы от монарха, князей и бояр.
В первой же статье «Судебника» подчёркивалось, что суд должен быть объективным и справедливым. Судьям, боярам и дьякам, запрещалось брать посулы (взятки), при вынесении судебных решений они должны были сохранять бесстрастность. За совершение тяжких преступлений против личности и собственности — татьбу(воровство), разбой, душегубство (преднамеренное убийство) — «Судебник» устанавливал смертную казнь. Таким же образом карались многие другие лихие дела.
![]() |
Юрьев день. Художник С.В. Иванов |
Наместникам-кормленщикам и волостелям, которые имели право на местах судить людей, вменялось в обязанность проводить судебное разбирательство только в присутствии местных лучших людей. Тем самым ограничивался их произвол.
Защищая всех без исключения жителей страны, новый закон одновременно ввёл ограничения для основной массы населения страны — крестьян. Было стеснено их право перехода от одного землевладельца к другому или ухода на свободные земли. Отныне крестьяне имели такое право только раз в году — в течение двух недель: недели до Юрьева дня (26 ноября) и недели после Юрьева дня, т.е. после окончания всех полевых работ, которые они совершали для землевладельца. При этом они должны были платить землевладельцу пожилое — деньги за двор и постройки, которые были возведены при материальной помощи хозяина. И чем дольше они жили на данных землях, тем пожилое оказывалось выше.
Подобным ограничением правительство обеспечивало рабочими руками дворянство — основу новой армии. Владея небольшими поместьями, дворяне норовили взять с крестьян побольше, пока земля была в их распоряжении. Поэтому крестьяне рвались на
привилегированные земли крупных вотчинников, монастырей, а правительство старалось помешать им в этом.
Государство росло, развивалось и укреплялось. Всё это во многом происходило за счёт попрания прав личности, пренебрежения нуждами простых людей. Если в Западной Европе к этому времени начался процесс освобождения крестьянства и жителей городов от всевластия феодалов и государства, то в России процесс шёл в обратном направлении.
Выход Руси на международную арену. В конце XV в. европейские государи с изумлением увидели, что в течение каких-то трёх десятков лет на востоке Европы появилась новая мощная держава — единая Россия. Русь возвращала себе положение среди других европейских стран, которое когда-то прочно принадлежало Древнерусскому государству. Правда, происходило это не сразу.
Одними из первых установились отношения с государствами Апеннинского полуострова — папским Римом, Венецианской республикой, Миланским герцогством. В итальянских землях русские послы проявили огромный интерес к местным специалистам и ремесленникам. В Москву были приглашены десятки архитекторов, строителей, врачей, пушечных мастеров, литейщиков, ювелиров.
Москва начала обмениваться посольствами с Германской империей. Германский император рассчитывал, что Россия станет послушным орудием европейцев в борьбе с османской опасностью. Но и Иван III, и Василий III умело уходили от конфликта с Турцией; Москва видела перед собой совсем другие задачи — противоборство с Литвой, Ливонским орденом, дальнейшее собирание русских земель.
Восстановились отношения Руси с Венгрией и Молдавским княжеством. Прочные союзные отношения связали её с Крымским ханством. Упорным сопротивлением монголо-татарскому игу Русь надломила Орду, а крымский хан Менгли-Гирей добил её окончательно. В начале XVI в. Орда перестала существовать как самостоятельное государство. В дальнейшем, уже после
смерти Менгли-Гирея, попавшее в вассальную зависимость от Турции Крымское ханство изменило свою политику и превратилось в злейшего врага России.
Москва настойчиво пыталась нейтрализовать враждебность Казанского ханства и усилить там своё влияние. Против Казани было предпринято несколько походов. Наконец русское войско под командованием блестящего полководца князя Даниила Холмского осадило Казань. Город был взят в 1487 г. На казанский престол взошёл сторонник Москвы.
Иными стали отношения Московского княжества с зарубежными странами на его западных и северо-за- падных границах. После присоединения Новгорода и ряда русских земель на границе с Литвой здесь основными соперниками Руси стали Швеция, Ливонский орден и Литва, за спиной которой стояла союзная Польша.
По велению Ивана III напротив ливонской крепости Нарвы была сооружена крепость Ивангород, был заключён союз с Данией. Россия стала закрепляться в Прибалтике, обеспечивая свои экономические и торговые интересы.
Решая масштабные международные вопросы, Русь всё больше в своей политике обращалась лицом к Западу.
Формирование многонационального государства. Создание единого Русского государства способствовало сплочению русских людей, складыванию великорусской народности. Основой этой народности стало население, жившее во Владимиро-Суздальской земле.
На огромной территории единого Русского государства жили не только великороссы. Россия складывалась как многонациональное государство, это было одной из её характерных особенностей.
Ивангород. Рисунок. XIX в. |
![]() |
Некоторые из финно-угорских племён, населявших Окско-Волжское междуречье {меря, мещера), входили в состав Древнерусского государства. Теперь они оказались в составе Московской Руси. Другие племена живших здесь финно-угров (мордва, черемисы, или марийцы) долгое время сохраняли свою независимость, хотя владимиро-суздальские, а потом мос
ковские князья упорно стремились подчинить их себе. С появлением Золотой Орды эти народы стали данниками Сарая. По мере ослабления Орды они вновь попали в зависимость от Москвы. На протяжении веков эти народы сохраняли свои обычаи, культуру и традиции.
На северо-западе вместе с новгородскими землями в состав единого государства вошли давно уже дружественные Руси племена карелов и ижоры, а также непокорная и свободолюбивая чудь, которая неоднократно поднимала восстания как против русского владычества, так и против натиска немецких крестоносцев.
Ещё в XIV в. началось постепенное продвижение русских в земли Великой Перми, где жили племена зырян и Перми. Там во времена Дмитрия Донского проповедническую деятельность вёл епископ Стефан, получивший впоследствии имя Пермского. Он создал алфавит для местных народов и перевёл на их язык многие религиозные книги.
В период первых войн с Казанским ханством московские воеводы окончательно подчинили Москве вольнолюбивый Вятский край, а вместе с ним и жившие здесь местные племена вотяков. К концу XV в. окончательно была подчинена Пермская земля. В это же время были завоёваны земли племени вогулов, живших по Иртышу, и югры, обитавших на Нижней Оби. Так началось продвижение русских в Зауралье и Западную Сибирь.
Эпоха Ивана III и его сына Василия III во многом стала поворотным временем в истории Руси. Страна не только покончила с остатками ордынского ига и добилась успехов на многих других направлениях внешней политики, но и пережила глубокие внутренние перемены. Законодательные реформы, возвышение престижа великокняжеской власти, централизация власти, формирование дворянского сословия — всё это заложило основу исторического пути России на десятки и сотни лет вперёд.
1. Как изменилась политическая карта Северо-Восточной ВОПРОСЫ
и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана III? Какими ^ ЗАДАНИЯ были пути вхождения новых территорий в состав единого Русского государства?
2. Чем завершилось противостояние Руси и Орды в 1480 г.? При каких обстоятельствах Московское княжество стало полностью независимым государством?
3. Изобразите в виде схемы органы центрального и местного управления Руси в XV в.
4. Охарактеризуйте роль «Судебника» 1497 г. в политической истории страны.
5. Покажите по карте основные направления внешней политики Ивана III. Это была борьба за выживание, как в предыдущий период, или активная завоевательная политика единого государства?
6. В XV в. Русское государство было изолировано от Запада или открыто ему? Свой ответ подтвердите конкретными фактами.
7. Каким образом Государственный герб России характеризует её как евразийскую державу? Откуда он появился на Руси?
![]() |
Крестьянство. Создание централизованного Русского государства повлияло на общую ситуацию в стране, на развитие хозяйства, положение её жителей.
К середине XVI в. в России проживало 6,5 млн человек. Это было больше, чем в некоторых развитых странах Запада, но средняя плотность населения по стране составляла лишь 2,3 человека на 1 кв. км. В это же время в Польше это число равнялось 20, а во Франции проживало примерно 30 человек на 1 кв. км. Россия была огромна, но слабо населена, между работниками не возникло крепкой трудовой связи, их усилия не были объединены в освоении природы.
В XV — первой половине XVI в. сельское хозяйство шагнуло вперёд. Трёхполье повсеместно вытеснило старые методы обработки почвы — росчисти и гари, с помощью которых крестьяне отвоёвывали у леса пашню. Образовалось регулярное хозяйство с севооборотами, с распространением таких ценных и питательных зерновых культур, как гречиха. Вывоз навоза на поля стал обычным хозяйственным приёмом, значительно поднявшим урожайность скудной земли. Дальнейшее совершенствование получили новые пахотные орудия труда, в первую очередь знаменитая соха-косуля, которая соединила в себе преимущества плуга, мало пригодного в лесистой местности, и сохи. Новое орудие было лёгким и имело крепкий металлический лемех.
Более стабильным стало животноводство — за счёт освоения заливных лугов Окско-Волжского междуречья, а также выведения новых пород скота. Резко увеличилось конское поголовье, в основном за счёт массовых закупок лошадей у различных степных сообществ. На одного взрослого работника в крестьянском дворе приходилось в среднем по одной лошади. А ведь таких работников, как правило, было в крестьянских дворах несколько.
Основой подъёма сельского хозяйства стали деревня и починок, появившиеся как виды поселений ещё в XIV в.
Название «деревня» происходит от глагола «драть». Пришедшие в новые места крестьяне раздирали целину, вспахивали её, осваивали новые земли. Небольшие деревни от 3—4 до 7—8 дворов раскинулись по всей Северо-Восточной Руси. Преимущество этих поселений перед старыми, большими сёлами было в том, что здесь на каждый двор приходилось значительно больше земли, а значит, хозяйство оказывалось более прибыльным и выгодным для крестьянина.
Продолжали распространяться по Руси и починки — совсем маленькие поселения в 1—3 двора. Именно крестьяне, организовавшие починки, стали подлинными первопроходцами безлюдных мест, тем более что жители починков на долгие сроки освобождались от налогов.
По существу, русские люди начали освоение собственной страны. Поселенцы отправлялись не за тридевять земель, а в лесную глушь, неподалеку от прежних мест поселения. Такое явление называется внутренней колонизацией.
В Европе подобные процессы происходили значительно раньше. Но там свободных земель было меньше, и вскоре крестьяне стали лучше и основательней осваивать уже обжитые места. На Руси же при обильных пространствах, постоянных налоговых льготах, которые государство и землевладельцы давали жителям починков и деревень, этот процесс растянулся на долгие столетия.
С появлением единого государства, освоением новых пахотных земель, ростом количества деревень и починков главной фигурой в сельской местности стал лично свободный труженик с достаточным наделом, с определёнными правами на этот надел. Такой труженик, независимо от того, что земля принадлежала либо государству, либо частному владельцу, мог передавать свой надел по наследству. Он был членом сельской общины, участвовал в её жизни, в переделе земель, принадлежащих миру (общине).
Он платил налоги и пошлины, отбывал повинности как для государства, так и для феодального владельца земли, на правах свободного человека участвовал в судебных разбирательствах, имел право ухода от своего владельца или с государственной земли на другое место жительства и хозяйствования. У такого сельского труженика было право выбора.
Эти сельчане и стали называться уважительно крестьянами (от слова «христиане»). Именно свободное крестьянство обеспечило процесс внутренней колонизации страны, подъём её сельского хозяйства, укрепление военной мощи. Положение таких крестьян в течение XV — первой половины XVI в. было нелёгким, но стабильным.
Большую роль в их жизни продолжала играть община. С одной стороны, она помогала усиливающемуся государству в сборе налогов, с другой — поддерживала и защищала крестьянина от злоупотреблений власти, корысти кормленщиков и произвола частных землевладельцев. Города, ремесла, торговля. В условиях единого централизованного государства шаг вперёд сделали русские города, ремёсла, торговля.
В городах быстро развивались ремёсла, появлялись новые ремесленные профессии. Большое развитие получили деревообработка и строительное мастерство. Артели древоделов, каменщиков и камнерезов работали по всем русским городам. Крестьяне строили и отделывали свои дома собственными силами. В обычай вошли помочи, т.е. участие в постройке того или иного дома всех трудоспособных членов общины.
Росла доля городского населения. В XV в. оно составляло около 5% всего населения страны. Для России это было много. Для Западной Европы — исключительно мало. Там городское население составляло 10— 15% всего населения. В некоторых районах Европы (Северной Италии и Фландрии) — 40%.
К середине XVI в. в России числилось около 130 посёлков городского типа. Однако полноценных городов с населением свыше 10 тыс. человек, с надёжными укреплениями, каменными зданиями было не больше десятка. Кроме Москвы, где жило до 200 тыс. человек, Новгорода и Пскова, это были Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Коломна, Рязань и Смоленск. В них обитала подавляющая часть городского населения.
Остальные города были скорее аграрными посёлками со слабым развитием ремесла и торговли. Постепенно приходили в упадок бывшие удельные центры — Ростов, Суздаль, Дмитров, Звенигород и др.
Заметно оживилась торговля. Торговые связи, несмотря на удалённость городов друг от друга и трудности с дорогами, с каждым десятилетием всё крепче стягивали Русь воедино. Гости, ведущие зарубежную торговлю, пробивались не только на рынки Крыма, Литвы, Скандинавии и Кавказа, но доходили до отдалённых стран Западной Европы. Именно они привозили в Москву и другие крупные города заморские товары — вина, ткани, посуду, а на запад везли традиционные товары отечественного экспорта — меха, льняные ткани и воск.
В городах началось объединение торговцев, ремесленников, огородников в территориальные организации — сотни и полусотни. Крупное богатое купечество создавало корпорации, которые способствовали зарождению в России, как и на Западе, городского самоуправления. Купеческие корпорации помогали великокняжеским наместникам в сборе налогов, благоустройстве города, сборе городского ополчения во время военных походов, контролировали выполнение населением разного рода повинностей. Церковь и государство. Русская Православная Церковь всеми силами поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Благодарные великие князья, а вслед за ними и их соратники в борьбе за сильную и единую Русь всячески поддерживали Церковь, предоставляли ей всё новые и новые земельные владения и налоговые льготы, делали в монастыри и церкви богатые вклады деньгами и дорогими вещами, позволяли церковным земельным собственникам вершить суд над живущими на их землях людьми.
В 1439 г. перед лицом наступления турок на Византию константинопольский патриарх пошёл на унию с Католической церковью. Это решение было принято в Италии на знаменитом церковном Соборе, который проходил в двух городах — Ферраре и Флоренции. На Соборе присутствовал и московский митрополит, поддержавший унию. Когда он вернулся в Москву, его обвинили в измене православной вере, арестовали и сместили с митрополичьего престола.
Русская Православная Церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной организацией, независимой от константинопольского патриарха. Теперь это была самая крупная, богатая, хорошо организованная Православная Церковь в Евразии.
Отказавшись принять унию с католичеством, Русская Церковь ещё более упрочила своё положение в обществе как религиозная и нравственная сила.
Большую помощь Церковь оказала великокняжескому престолу в борьбе с католической агрессией Запада и в освобождении Руси от власти Орды. Митрополит Геронтий активно побуждал в 1480 г. Ивана III к решительной борьбе с нашествием хана Ахмата.
Однако по мере укрепления центральной власти позиции Церкви становились слабее. Великие князья Иван III и Василий III не могли согласиться с особым её положением. Они видели, что Церковь с её огромным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала соперничать с великокняжеской властью. Это происходило особенно тогда, когда на митрополичьем престоле появлялись энергичные, умные, честолюбивые деятели. Так, Иван III пошёл на конфликт с митрополитом Геронтием. Василий III сместил неугодного ему митрополита Варлаама.
С течением времени именно от великих князей стало зависеть избрание митрополитов. На кого указывали Иван III и Василий III, тот и занимал митрополичью кафедру. Началось ограничение налоговых и судебных прав и привилегий Церкви. Великие князья ограничивали Церковь в дальнейшем расширении её земельных владений.
Вместе с тем в XV — первой половине XVI в. Русская Православная Церковь по-прежнему оставалась и мощной религиозной силой, и богатейшим землевладельцем на Руси, и средоточием культурных традиций. При монастырях и храмах создавались летописи, рождались живописные шедевры, действовали школы. Церковь и еретики. Во второй половине XIV — начале XV в. на Русь пришла волна еретичества. Ереси (от греческого слова «ересис» — «особое вероучение») — это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням — иконам, мощам святых и т.п. Ереси подрывали устои Церкви, а поскольку Церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.
Не случайно первые ростки ереси появились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные, т.е. лишённые сана духовные лица) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство и говорили, что такие люди не могут учить людей вере. Они отрицали существование души и загробную жизнь и одновременно выступали против церковного землевладения, угнетения одних людей другими.
Церковные власти, опираясь на поддержку великих князей, сурово карали еретиков. В Новгороде, например, руководителей еретиков утопили в Волхове.
Однако жестокие меры, напоминавшие подобные расправы инквизиторов на Западе, не искоренили ересь. Прошло несколько десятилетий, и новая волна ереси пришла из Новгорода. Её называли ересью жидовствующих, потому что первыми её распространителями были приехавшие из Киева евреи. Однако многие русские люди и своим умом дошли до необходимости по-новому оценить религиозные каноны и саму Церковь. Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.
Взгляды еретиков нашли поддержку не только среди простого народа, но и среди некоторой части духовенства, бояр, дьяков и даже людей, близких к Ивану III. Церковь к этому времени действительно погрязла в стяжательстве, погоне за увеличением земельных владений да к тому же начала противопоставлять себя центральной власти.
Поначалу Иван III не вмешивался в религиозные споры и даже сочувственно относился к еретикам, поскольку те, обличая Церковь, поддерживали великокняжескую власть и требовали отмены особого положения Церкви в государстве.
Поддержку Ивана III получили и рассуждения так называемых нестяжателей — заволжских старцев, обитавших в скитах (уединённых обителях). Нестяжатели проповедовали уход от мира, отказ Церкви от стяжания, т.е. приобретения церковниками богатств и земельных владений. Жить нужно, считали они, на подаяния прихожан, личным трудом, только таким путём можно очиститься душой и достигнуть на том свете спасения.
![]() |
Иосиф Икона, |
Волоцкий. XVII в. |
В борьбе с церковным землевладением, всевластием усиливавшейся Церкви Иван III использовал критику в её адрес со стороны нестяжателей. Их яростным противником выступил игумен подмосковного Волоколамского монастыря Иосиф. Его сторонников
по имени лидера стали называть иосифлянами. Иосифляне доказывали, что Церковь нуждается в землях и в крепком хозяйстве.
На первых порах казалось, что при сочувствии великого князя еретики и нестяжатели возьмут верх над официальной Церковью. Но Ивана III мало заботили религиозные и нравственные вопросы. Главным для него было усиление центральной власти, собственного единодержавия. Он решил использовать Церковь в интересах развивающегося государства. Началось преследование еретиков в Новгороде и Москве. Сторонники нестяжателей были осуждены на церковных соборах.
Несмотря на некоторые противоречия с великокняжеской властью, Церковь немало способствовала возвышению Русского централизованного государства. Именно в церковной среде в начале XVI в. сложилась теория «Москва — Третий Рим». Её создатели утверждали, что Москва, Русское государство, великокняжеская власть являются наследниками двух предшествующих «Римов» — итальянского Рима и византийского Константинополя. Они считали, что первый Рим был погублен католичеством, второй Рим, Константинополь, погряз в грехах и по Божьему соизволению пал под напором турок.
Теперь православная Москва — мировой центр истинного христианства. Миссия Русского централизованного государства, провозглашали сторонники теории «Москва — Третий Рим», состоит в спасении человечества от разного рода ересей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ |
Одновременно создатели новых сказаний и летописных сводов, которые писались в основном церковными деятелями, насаждали в обществе идею о том, что род Рюриковичей проистекает от римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Самим Богом дана власть и русским монархам.
1. Почему внутренняя колонизация Восточной Европы в отличие от Западной растянулась на долгие годы? Кто был основным участником этого процесса?
2. Прочитайте два утверждения:
а) крестьянская община помогала усиливавшемуся государству в сборе налогов;
б) крестьянская община защищала крестьянина от произвола частных землевладельцев и злоупотреблений власти. Укажите:
— правильны оба утверждения;
— неправильны оба утверждения;
— правильно только б).
3. Как природно-климатические условия влияли на темпы экономического развития русских земель?
4. Укажите неверный ответ.
В XV — первой половине XVI в. Церковь на Руси была:
а) мощной религиозной и нравственной силой;
б) богатым землевладельцем;
в) средоточием культурных традиций;
г) придатком царской власти.
5. Объясните значение терминов: нестяжатели, иосифляне, стригольники.
§20 |
6. В чём смысл теории «Москва — Третий Рим»?
Первое боярское правительство. В 1533 г. на великокняжеский престол вступил трёхлетний Иван IV Васильевич. Его правление растянулось на 51 год, вплоть до 1584 г. Оно стало знаменательным в истории России.
Здесь было всё — большие достижения и глубокие провалы, победоносные и проигранные войны, ожесточённая борьба с истинными и мнимыми противниками, оплаченная кровью и невероятными страданиями народа. В конце жизни Иван, прозванный Грозным, установил жестокую личную диктатуру, подобной которой Россия ещё не знала, и расправился со всеми, кого считал своими врагами. Но всё это было впереди. А пока подданных спешно приводили к присяге трёхлетнему мальчику.
Власть оказалась в руках Опекунского совета. Его сформировал к концу жизни сам Василий III. Он понимал, что его жена, великая княгиня Елена Глинская, молода и неопытна в государственных делах.
Поэтому опеку над ней и сыном он поручил своим ближайшим помощникам — боярам М.Ю. Захарьину и МЛ. Глинскому (дяде жены), а также князьям Шуйским и ещё нескольким родовитым боярам.
Елена Глинская никак не могла согласиться с второстепенной ролью во дворце и, опираясь на помощь своего фаворита князя И.Ф. Телепнёва-Оболенского, начала борьбу против Опекунского совета. Их поддерживали Боярская дума и многие влиятельные дьяки, не желавшие подчиняться любимцам покойного великого князя.
Власть Опекунского совета продержалась меньше года. Вскоре Михаил Глинский по приказу племянницы был арестован и брошен в тюрьму. Елена Глинская пожертвовала дядей и его сторонниками, выходцами из Литвы, ради укрепления собственной власти. Опекунский совет пал. Началось правление матери Ивана IV.
Правление Елены Глинской. Новое правительство, где получили большой вес сторонники укрепления центральной власти, предприняло ряд мер по её усилению. Вызывавший их подозрения князь Андрей Иванович Спгарицкий, последний из оставшихся в живых сын Ивана III, был заточён в темницу и уморён голодом. Его сподвижников в Москве и Старице казнили. С тех пор между Старицким домом и царской семьёй возникла смертельная вражда.
Была несколько стеснена власть бояр-кормленщиков. Из их ведения изъяли суд над лихими людьми, разбойниками, который был передан судьям, выбранным местным дворянством.
Новое правительство провело финансовую реформу. Была введена новая полновесная монета — знаменитая копейка, на которой был изображён всадник, вооружённый копьём (отсюда и название монеты).
Старое боярство ненавидело Елену Глинскую и её окружение за то, что они не оправдали их надежд и не дали им той власти, которую они надеялись обрести после смерти Василия III.
В 1538 г. Елена Глинская внезапно умерла. В Москве считали, что её отравили. Бояре ликовали и тут же расправились с любимцем великой княгини — князем Телепнёвым-Оболенским. Восьмилетний Иван IV, оставшийся и без отца, и без матери, попал под их полную власть.
Боярские группировки у власти. Захватив власть, бояре принялись раздавать своим сторонникам земли и различные привилегии, освобождать их от налогов, предоставлять право вершить судебное разбирательство над зависимым населением. Шло расхищение государственной казны, происходили расправы с политическими противниками.
Иван IV рос человеком недоверчивым, скрытным, нервным. Сцены боярского своеволия, расправы с людьми, которые порой происходили на его глазах, пробуждали в нём жестокость. Очевидцы рассказывали, что уже в 12 лет он отличался буйством нрава. Одним из любимых развлечений подростка стало сбрасывать кошек и собак с крыши теремов. А то соберёт ватагу сверстников и мчится на лошади по московским улицам и площадям, топча народ. Люди в страхе шарахались в сторону, завидя царскую кавалькаду.
В 13 лет Иван принял своё первое волевое и жестокое решение — приказал предать смерти князя Андрея Шуйского. Два часа его тело лежало на дворцовом крыльце. Впервые в облике мальчика промелькнули черты будущего Грозного царя.
В запуганном отроке окружающие почувствовали властного и жёсткого правителя. «От тех мест, — свидетельствует летопись, — начали бояре от государя иметь страх и послушание».
Венчание на царство. В душе молодого великого князя постепенно вызревали идеи об исключительности его власти, её божественном происхождении. Об этом ему твердило и окружение, стремившееся возвышением великого князя укрепить собственное положение при дворе. В частых беседах мысль о его богоизбранности внушал Ивану митрополит Ма- карий, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти, которая, считал он, должна находиться в тесном союзе с сильной и богатой Церковью. Об исключительнос
ти роли русского монарха в тогдашнем мире говорили и приверженцы теории «Москва — Третий Рим», которые видели в московском правителе единственного покровителя и спасителя православия, наследника божественной власти римских и византийских императоров. В среде формировавшегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи.
В итоге в придворных кругах при активной поддержке самолюбивого 16-летнего монарха созрело осознание необходимости принятия Иваном царского титула.
Название титула произошло от римского слова «цезарь». Так именовали в Риме, а потом в Византии императоров. В представлении русских царский титул являлся высшим титулом в тогдашнем мире. Он был равен по значению титулу императора Германской империи и считался выше титулов европейских королей.
16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. После торжественной службы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бармы, якобы присланные византийским императором в начале XII в. Владимиру Мономаху. Отныне Россия стала царством, а Москва — царствующим градом.
![]() |
Через месяц молодой царь женился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева — юной красавице Анастасии. С этого времени Иван IV стал править самостоятельно. Однако борьба боярских группировок у трона продолжалась. Родня царицы вскоре получила боярские и иные чины. Её возвышением была недовольна остальная знать. Началась новая борьба за доходы и привилегии. А вскоре молодому царю пришлось столкнуться с ещё одной неведомой для него силой — народной яростью.
Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. Миниатюра. XVI в.
Восстание 1547 г. Недовольство москвичей властями зрело давно. Оно прорвалось в дни сильнейших пожаров, которые вспыхнули в городе один за другим в летние месяцы 1547 г. Огонь спалил дотла деревянную Москву.
По городу пошёл слух, что Москву подожгли по приказу Глинских и что бабка царя — колдунья. Вооружённые горожане ворвались в Кремль. В это время в Успенском соборе шла служба, на которой находились царь и близкие к нему люди. Разъярённая толпа выволокла из храма одного из князей Глинских и забила его камнями до смерти. Бабка царя и другие Глинские бежали из города. Москва оказалась во власти восставшего народа.
Спасаясь от пожара и от разъярённых жителей, царь спешно выехал из города и укрылся на Воробьёвых горах. Но возбуждённая толпа подступила к его покоям, требуя выдачи уцелевших Глинских. Уговоры царя не действовали, и лишь когда он объявил, что Глинских во дворце нет, толпа разошлась. Вспоминая эти дни, Иван IV писал: «От сего вниде страх в душу мою и трепет в кости моя».
Царь приказал провести сыск, и вскоре зачинщики восстания были публично казнены. Правительство Глинских пало. Пришёл конец боярскому правлению в стране.
Реформы Избранной рады. Восстание 1547 г. показало, что в обществе существует острое недовольство положением дел в стране. За долгие годы боярского всевластия и беспорядков терпение народа истощилось. Недовольны были и дворяне, которые оказались полностью зависимы от всесильных боярских группировок, а в уездах — от воли кормленщиков. За порядок и стабильность выступали многие представители духовенства.
Трон Ивана Грозного.
Оружейная палата Московского Кремля
![]() |
Молодой монарх решил устранить наболевшие язвы общества. Иван IV втрое увеличил состав Боярской думы, включив в неё менее знатных, но способных и энергичных людей — своих сторонников. Вместо старых, родовитых и влиятельных бояр вокруг него сложился круг молодых, незнатных, но умных
и просвещенных людей, которые мечтали о превращении России в сильное и процветающее государство. На первое место среди новых советников царя выдвинулись костромской дворянин Алексей Адашев, священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр и талантливый военачальник князь Андрей Михайлович Курбский. Не доверяя родовитому боярству, Иван IV возвысил многих представителей приказной администрации — дьяков и подьячих. Наиболее близким к царю среди них стал глава Посольского приказа дьяк Иван Висковатый. Видное место среди реформаторов занял митрополит Макарий, ставший, по существу, духовным наставником государя.
Позднее князь Курбский назвал круг лиц, близких в то время к Ивану IV, Избранной радой. Большинство их были молоды, энергичны, воодушевлены идеалами справедливого и разумного управления страной.
В 1549 г. Иван IV созвал Собор примирения. Во дворец были приглашены члены Боярской думы, церковники, воеводы, дворяне. Впоследствии такие соборы стали называть Земскими соборами, т.е. соборами от всей земли.
Собор ознаменовал собой начало сословного представительства в России, когда монарх правит страной совместно с представителями сословий. Такие же собрания при королях стали возникать и в западных странах, где всё больший вес приобретали богатые горожане и купечество. Это говорило о зарождении первых признаков гражданского общества в России, т.е. такого общества, когда народ получил доступ к влиянию на решения властей, когда воля монарха ограничивалась. Поначалу Иван IV добровольно и сознательно пошёл на совет со всей землёй.
Большая государственная печать Ивана IV
![]() |
Собор примирения наметил ряд реформ, которые и начали осуществ
ляться членами Избранной рады под руководством царя.
Прежде всего преобразования коснулись армии. Появились новые воинские части — стрелецкие полки. Стрелецкое войско было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. Стрельцы получали обмундирование и денежное жалованье. В мирное время им разрешалось заниматься ремёслами и вести мелкую торговлю. По существу, стрельцы стали царской гвардией.
Были предприняты реформы в области финансов. Разорённая боярами страна нуждалась в деньгах. Их взяли у церковных хозяйств и монастырей. Все их налоговые льготы были отменены. Теперь церковников обязали платить налоги со своих земель, как это делали все землевладельцы. Одновременно в стране вводились новые налоги, повышались старые.
Государство стремилось воспользоваться развитием крестьянского хозяйства и увеличением доходов посадского населения. В 1550—1560-е гг. налоговое бремя увеличилось в несколько раз.
Были проведены реформы местного и центрального управления. Пришёл конец безобразиям кормленщиков — этих вымогателей и взяточников, по общему мнению. Кормления отменялись, место кормленщиков заняли органы земского самоуправления. Отныне все дела на местах вершили выборные от дворянства — головы и их помощники — целовальники. Так их называли потому, что они, принося клятву судить и управлять честно и справедливо, целовали крест. Там же, где жили черносошные (государственные) крестьяне, они сами выбирали своих управителей — старост и целовальников. Такие же порядки были введены в городах, среди посадского населения.
Реформа наделяла правами провинциальное дворянство и свободных, т.е. не принадлежащих частным владельцам, крестьян и посадских людей.
Печать приказа Большого дворца
![]() |
Усилилось центральное управление страной. В Москве окончательно сложилась система приказов
Россия при Иване Грозном
Земли, вошедшие в опричнину
в о |; |
£ Н Ц |
Кола |
в'1565 г. в 1568-^1570 гг.
Л Пустозёрский острог |
в 1571 г. |
Baf&yza |
Л ? j) |
д »>! Сижь/ m |
Усть-Цильма |
I |
Т[3]
I в»
Усть-Вымъ ' |
чч
/
Выборг ж
Ревель Нарва I . ^^''-.Коргополь Соль^годсШ'^^;,
Лернов >й '.".Ладога Великий УстюгVty
.$• Ивангород/ / I т -К ч О
а. , . со>' Тотьма' ^
^—Торопеи'тА^^Ъ !/,„;,„0-Х {Кострома Wt* ■ .<
®ВИЛЬН0 °По/гЬцк ^иШ^ександро^. А\
« оТ ЙРАЧг. 'МОСКВА Mt/мск Смоленск ,-.„•. Коломна . m |
А «« |
s'J Козельск^ JJ ° Тула сг - Брянск.- 'У.Брлёв ( Новгород- ■ с |
/-• Р1еТкийорёл - I Чернигов**^. гКурск |
° } Ы1ежин Путивль |
^Винница -т-а |
Мокшан ^ £ (Наровчат) |
османская |
С- |
Границы России в середине XVI в. ^ПОЛЕр Исторические области мордва Народы 1570 Поход Ивана IV Грозного на • Новгород и Псков Города, в которых производились массовые казни во время похода Ивана IV Грозного на Новгород и Псков Границы земель, вошедших в опричнину |
+"»** «о^йск А
Ъ—ч " ж, ' <4 Чебоксары —р Казань
Коломнао Чебоксары -г™ Калуга о с, Арзамас Ь.
. Серпухов
во главе с боярами и дьяками. Посольский приказ ведал отношениями с иностранными государствами, Разрядный — дворянским войском. Поместный наделял землёй служилых людей. Разбойный осуществлял суд над грабителями, ворами и убийцами. Стрелецкий занимался стрелецким войском, Ямской — почтовой службой (от татарского слова «ям» — «почта»). Челобитный приказ, которым ведал Алексей Адашев, разбирал жалобы, поданные царю, и докладывал все дела самому Ивану IV. Позднее, по мере усложнения хозяйства страны, роста её территории, появлялись и другие приказы. Все они строго подчинялись воле монарха.
По наказу Собора в 1550 г. был разработан новый свод законов — «Судебник». В нём появились статьи, которые ликвидировали податные льготы монастырей. Теперь они должны были сполна уплачивать все налоги в государственную казну. «Судебник» встал на защиту дворян: их запрещалось за долги превращать в холопов. Что касается возможности перехода крестьян от одного хозяина к другому, то она сохранилась. Русский крестьянин, хотя и ограниченный правом перехода в Юрьев день, всё же был лично свободен.
На созванном в 1551 г. церковном Соборе царь предложил иерархам обдумать сформулированные им сто вопросов о жизни и быте Церкви. Государь настаивал на наведении порядка в церковных делах, просил высказать своё отношение к готовившемуся закону «Стоглав», о конфискации земельных владений Церкви. Начальный лист
Собор дал царю сто ответов на сто его вопросов. Эти ответы были собраны в специальную книгу — «Стоглав» . Почти все предложения монарха Церковь поддержала, но воспротивилась конфискации земель. Однако царь добился, чтобы Церковь не смела приобретать новые земли без доклада ему, а все земли, перешедшие в её пользу в период боярского правления, были возвращены государству.
![]() |
СЫШ4ПЛ il«r.jr«4(.i I4v*'tmi МЩКЗШ Af^MimjiufMAMt -«M . t . ПШПЩЯ. wiifn iiti'jurt wrfwrt -1ММП fyf*. UfA R(|HIU HUM uiij|uuru i UMyif'muu KI Irt MAicifm мнрщШ |
Реформы имели главной целью усиление всей государственной системы в стране, возвышение роли царя.
ВОПРОСЫ 1- Какие изменения в жизни страны произошли в период бояр-
И ЗАДАНИЯ ского правления?
2. Какие качества характера малолетнего Ивана IV сформировались под влиянием обстановки борьбы боярских группировок за власть?
3. В чём был смысл венчания Ивана IV на царство? Как события 1547 г. в Москве повлияли на жизнь Ивана IV и его дальнейшую политику?
4. Какие мероприятия осуществила Избранная рада? В чём их значение?
§21 |
Пленные в Казани. Миниатюра. XVII в.
![]() |
5. Охарактеризуйте политику Ивана IV в отношении Церкви.