Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации

Особенности культурного развития. Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит всё, что создано умом, талантом, руками наро­да, что выражает его духовный облик, взгляд на мир, на человеческие отношения.

Культура восточных славян была единой, хотя и имела свои особенности — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси, третьи — для северо-западных земель.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Славяне широко общались и с жившими бок о бок финно-уграми и балтами. Они торговали друг с дру­
гом, обменивались хозяйственным опытом, навыка­ми. У них было много общего в постройках, способах обработки земли, песенном и танцевальном искусст­ве, одежде, украшениях. Баня была любима повсюду у этих народов.

Велико было влияние на Русь византийской куль­туры, особенно после принятия христианства. Тесные культурные связи русские земли поддерживали с за­падными и южными славянами — Польшей, Чехией, Болгарией и Сербией.

Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древни­ми народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями и танцами, и культурой христианской с мощным влиянием Церкви в области литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек.

Языческие народные традиции больше сохраня­лись в отдалённых местностях, в сёлах и деревнях. Христианская культура господствовала в развитых районах, на больших торговых путях, в городах. Эти два культурных потока обогащали и дополняли друг друга.

Письменность, грамотность, школы. Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианст­ва. Об этом свидетельствует относящийся к X в. гли­няный сосуд, обнаруженный археологами под Смо­ленском. На нём написано горушна (горчица), т.е. это был сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вы­резали на деревянных дощечках и называли их ре- зами. Позднее эта традиция письма на дереве сохра­нилась в виде использования в качестве материала для письма бересты и появления так называемых берестяных грамот. Берестяное письмо было очень распространённым в Древней Руси. И не только в Новгороде, но и в Пскове, Смоленске и других рус­ских городах.

Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Скульптор В.М. Клыков

Широкое распространение на Руси получила сла­вянская грамота — алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием, выходцами из греческого го­
рода Фессалоники (на Руси его называли Солунь). Учёные полагают, что при создании азбуки они ис­пользовали и древние славянские буквы. Братья мно­го сделали для просвещения славянских народов Ев­ропы, в том числе и Руси, для распространения христианства, перевода богослужебных книг на сла­вянский язык. Оба они были канонизированы Право­славной Церковью.

Христианизация Руси дала мощный толчок разви­тию письменности, грамотности. Вместе с деятелями Церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлы­нул поток греческих, болгарских, сербских книг ре­лигиозного и светского содержания. Особенно широ­кий размах это явление приобрело при Ярославе Мудром и его сыновьях. Переводные книги читали не только в княжеских и боярских семьях, в монасты­рях, но и в среде купечества и ремесленников. Так, широкое распространение получило жизнеописание Александра Македонского «Александрия».

Первые русские грамотеи появились в школах, от­крытых при церквах, а позднее — при монастырях. Поначалу детей из богатых семей туда привлекали по приказу князей. Позднее в школах стали учить не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь со школой для девочек при нём.

Писало. XI в.
Берестяная грамота

Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи — граффити. Молодому Владимиру Мономаху принадлежит корот­
кая надпись на стене Софийского собора в Киеве. Юный князь вывел: Ох, тяжко мне! — и подписался своим христианским именем: Василий. Летописи. Выдающимися памятниками письменно­сти, литературы и истории Древней Руси являются летописи — погодные изложения важных событий на Руси. Позднее они превратились в художественные и исторические произведения, став значительным яв­лением духовной культуры Руси. В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую исто­рию, на деятельность князей, они содержали фило­софские и религиозные размышления. Многое из то­го, что мы знаем сегодня о Древней Руси, почерпнуто из летописей.

Первая общерусская летопись, по мнению истори­ков, была создана в конце X в., при князе Владимире. В последующем каждый летописец включал в состав­ляемый им текст предыдущие повествования. В пер­вое десятилетие XII в. появилась древнейшая из дошедших до нас летописей — знаменитая «Повесть временных лет». Многие её страницы монах Киево-Печерского монастыря Нестор посвятил отно­шениям Руси с окружающими странами. Гордостью за свой народ, за его высокое место в мировой истории веет со страниц Несторовой летописи. Целая галерея исторических деятелей проходит на её страницах — князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы, церковные деятели. Она рассказывает о воен­ных походах, строительстве монастырей и храмов, об открытии школ, о религиозных спорах и реформах русской жизни.

При Владимире Мономахе летопись Нестора была пере­писана и отредактирована игуменом Сильвестром. Дея­ния Мономаха и его семьи были подчёркнуты особо. Уже в те далёкие времена власть имущие придавали значе­ние тому, как они выглядят на страницах летописи, и ока­зывали влияние на творчество летописцев.

По мере политического распада Руси и появления отдельных княжеств-государств там стали создавать­ся свои летописные своды. Они рассказывали о жизни

• « «•

-сл

»«irrti\л t- <3 л цду <стьп » ЙВ Лt

i л rt j. ♦ w л utirt л ttс иir it Д уд a e e art« и n w H

i<njb^«fM»tAro+vrt4rrTd o<( Bfftsn*

irHBiJfh J» triny

titw H^etirt^^watin/»»

43«*«»ПЬТ% nj'% 'ГГ

1КЛ VAfHM tnmn Art tin см* ftrti? fc («КЛ^квНи (iuuitiMitW({

та К* * Яйф г I» mtr «ft . рл &«<* /if»aHTtif*i AmM4Ипт**i» ttf 4<n f в tCTUSJ*

«Повесть временных лет». Начальный лист

'ЛмЧфП/ШКтКПДРг* <И<

* rtffV

WAT*

•или*

края, прославляли деяния местных князей. Но все обязательно включали «Повесть временных лет».

Продолжалось создание и общерусского летописа­ния, которое охватывало историю всех основных кня­жеств в XII — XIII вв. Появились целые библиотеки летописных сводов. Большинство их погибло в огне междоусобных войн и последующего монгольского нашествия.

Литература. Общий подъём Руси в XI — первой трети XII в., создание центров письменности и грамотности, появление образованных людей привели к рождению и развитию древнерусской литературы. У людей воз­никла потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, на историю страны, свои размышления о власти и обществе, о роли религии.

Миниатюра из «Изборника» Святослава
^«UtztHU» VAiu:tr ТД
ЧОйПДП •MffPtM lГАЙ МЧИ ДОНИОД Цимшт X у \4

Первым известным нам литературным произведе­нием Руси является «Слово о Законе и Благодати» Илариона. В нём он изложил свой взгляд на историю Руси, на выдающуюся роль христианства в её станов­лении и роль Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах

Русского государства. «Словом...» зачитывались на Ру­си, оно воспитывало людей патриотами, помогало им понять место своей страны в мировой истории.

Во второй половине XI в. появились и другие лите­ратурно-публицистические произведения. В «Памя­ти и похвале Владимира» монах Иаков описал роль князя Владимира как государственного деятеля и крестителя Руси. «Сказание о первоначальном рас­пространении христианства на Руси» и «Сказание о Борисе и Глебе» посвящены истории раннего хри­стианства, которое круто изменило жизнь страны, и судьбам первых христиан.

В XII в. были написаны первые отечественные ме­муары. Это прежде всего знаменитое «Поучение» Вла­димира Мономаха, одно из самых любимых произве­дений многих поколений русских людей.

В это же время появилось «Хождение игумена Да­ниила в святые места». Богомольный русский чело­век подробно описал свой путь в Иерусалим, к Гробу Господню, рассказал о многих своих интересных встречах, в том числе с крестоносцами.

1Г(Л1К.1 t<f> lt*l»j tMrri. ftttffmua'rtfS' оаиГгггт**к4у</м
«Хождение игумена Даниила». Страница рукописи

Наивысшим достижением древнерусской литерату­ры считается «Слово о полку Игореве», созданное в кон­це XII в. Хотя в центре повествования лежит рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г., вся поэма стала взволнованным призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве русичей, плачем по погибшим. Она полна размышлений о месте Руси в мировой истории. Архитектура. Говорят, что архитектура — это душа народа, воплощённая в камне. На Руси же душа наро­да в течение долгого времени воплощалась в дереве. Из дерева строились языческие молельни. Именно в дереве русский народ и жившие с ним бок о бок бал- ты и финно-угры выражали своё восприятие прекрас­ного. С появлением на Руси христианства, по мере развития русских городов и накопления в обществе богатств в строительном деле всё чаще стали исполь­зоваться камень и кирпич. Для зодчества были харак­терны затейливость, многоярусность, наличие в по­стройках башенок и теремов. Жилое здание было


Золотые ворота во Владимире. XII в.

 

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в.



 

окружено разного рода пристройками — клетями, сенями, переходами, лесенками. Все деревянные сооружения украшались художественной резьбой.

С христианством на Русь пришло строительство крупных каменных храмов. Такими были Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасо-Преоб- раженский собор в Чернигове.

Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период политического распада Руси. По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота. При нём же появилось чудо русской архитектуры — однокупольный храм Покрова на Нерлй. Князь пове­лел построить его неподалёку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.

По приказу Всеволода Большое Гнездо русские ма­стера соорудили богато украшенный каменной резь­бой Дмитриевский собор во Владимире.

Дмитриевский собор во Владимире. XII в.
Борисоглебский собор в Чернигове. XII в.

Каменные храмы, дворцы, палаты богатых людей возводились и в других крупных русских городах — Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове. Характерной


Христос, причащающий апостолов. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI в.

 

чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая эти сооружения резьба по камню. Она, как кружево, оплетала стены, окна и купола зданий. Живопись, скульптура, музыка. С принятием христи­анства живопись, скульптура и музыка также пере­Дмитрий Солунский. жили глубокие перемены. Древние резчики по дереву Мозаика XVII в. и камню прежде создавали скульптуры языческих бо­

гов и духов. Живописцы разрисовывали стены языче­ских молелен, изготовляли магические маски. Музы­канты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли вождей, развлекали про­стой народ. Языческое искусство, как и языческие бо­ги, было связано с культом природы.

Христианское искусство было подчинено совершен­но другим целям. Оно воспевало Бога, подвиги святых апостолов, деятелей Церкви. Появились иконы со строгими ликами святых, мозаики и фрески на рели­гиозные темы. Но и в рамках строгого церковного ис­кусства скульпторы, живописцы и музыканты созда­вали произведения, которые шли в русле народных традиций. Так, иконы работы монаха Киево-Печер- ского монастыря Алимпия напоминали портреты жи-



 

вых людей. Фрески и мозаики Софийского собора Ки­ева воссоздавали эпизоды жизни великокняжеской се­мьи, напоминали о занятиях и увеселениях простых людей, в том числе изображали пляски скоморохов.

Позднее в отдельных русских княжествах складыва­лись свои направления в искусстве. Новгородская шко­ла иконописи отличалась реальностью изображения. Символика иконографии оказалась доступной понима­нию простых людей. В XIII в. прославилась ярослав­ская школа живописи, художники которой воссоздава­ли на иконах прекрасные лики Богородицы и святых.

Широкое распространение получили иконопись и фресковая живопись в Чернигове, Ростове, Суздале, Владимире. И в наши дни зрителей поражает своей выразительностью фреска «Страшный суд» в Дмит­риевском соборе.

Святой Георгий. Икона. XII в.
Страшный суд. Фреска Дмитриевского собора

Резьбой по дереву, а позднее — по камню украша­лись не только храмы и жилища, но и домаш­няя утварь, посуда. Большого мастерства достигли древнерусские ювелиры. Из золота, серебра, драго­ценных камней, эмали они делали браслеты, серьги, пряжки, медальоны, бусы, оружие, посуду, утварь. С особым старанием мастера украшали оклады икон, а также книги, которые в ту пору были редкостью и представляли большую ценность.

Составной частью искусства Руси являлась музы­ка. Певцы, гусляры, мастера игры на лютне и духо­вых инструментах, плясуны тешили как знать, так и простой народ.

Фольклор. Важным элементом древнерусской культу­ры являлся фольклор — песни, сказания, былины, по­словицы, поговорки, сказки. В свадебных, застоль­ных, похоронных песнях отражались многие стороны жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось о том, как похищали невест, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и её родителей на брак.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — богатырь, доблестный защитник народа. Богатыри обладали огромной физической си­лой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: Куда ни махнёт, тут и улицы лежат, ку­да отвернёт — с переулками. Богатыри были наделе­ны также чародейской силой и мудростью. Волхв Все- славич, например, мог обернуться и сизым соколом, и серым волком, и туром с золотыми рогами.

Богатырь Алёша Попович. Лубок
Богатыри. Художник В.М. Васнецов

Народная память сохранила образы богатырей — выходцев из крестьянской среды, а также боярского сына Добрыню Никитича, представителя духовенства хитроумного Алёшу Поповича. Каждый из них обла­дал своим характером, но все они были выразителями общих народных чаяний и дум, защитниками народа.

Повседневная жизнь. Культура народа неразрывно свя­зана с его бытом, повседневной жизнью, а быт во мно­гом определялся уровнем развития хозяйства страны.

Люди жили и в городах с населением в десятки ты­сяч человек, и в сёлах, состоявших из нескольких де­сятков дворов, и в деревнях по два-три двора.

Киев был большим и богатым городом, соперни­чавшим с другими тогдашними европейскими столи­цами. В старом Ярославовом городе располагались дворы видных бояр, здесь же, на горе, находились до­ма духовенства, богатых купцов, других видных го­рожан. Дома украшались коврами, дорогими гречес­кими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зелёных кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей.

Во дворцах, богатых боярских хоромах толпились дружинники, слуги, челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, сёлами, здесь судили и ряди­ли, сюда свозили дань и подати. В просторных гридни­цах устраивали пиры, где рекой текли заморские вина и родной мёд, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом наравне с мужчи­нами. Известно немало женщин, принимавших актив­ное участие в управлении хозяйством, в политической жизни. Это княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, же­на Андрея Боголюбского и др. Гусляры пели «славу» именитым гостям. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно от имени хозяина происходи­ла раздача пищи и мелких денег неимущим.

Любимыми забавами богатых людей были соколи­ная, ястребиная и псовая охоты. Устраивались скач­ки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой час­тью русского быта являлась баня.

В княжеско-боярской среде в три года мальчика са­жали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку к пестуну (от слова «пестовать» — «вос­питывать»). В 12 лет молодых князей вместе с видны­ми боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.

Князь XIII в. Рисунок XIX в.

Внизу, на берегах Днепра, шумел киевский торг, где продавались разнообразные изделия и продукты
не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света. По склонам гор к Подолу спускались крепкие деревян­ные дома и убогие землянки — жилища ремесленников и работных людей. У причалов Днепра и Почайны тес­нились большие и малые суда: многовёсельные и мно­гопарусные ладьи, купеческие насады, юркие лодочки.

По городским улицам сновала пёстрая, разноязыч­ная толпа. Неспешно шествовали бояре и дружинни­ки в дорогих шёлковых одеждах, в украшенных ме­хом и золотом плащах, в красивых кожаных сапогах. Купцы были одеты в добротные льняные рубахи и шерстяные кафтаны, люди победнее — в холщовые домотканые рубахи и порты. Богатые женщины укра­шали себя золотыми и серебряными цепями, ожерель­ями из бисера, который очень любили на Руси, серьга­ми, золотом и серебром. Украшения попроще, из недорогих камешков, меди и бронзы, носили небо­гатые люди. Традиционной женской одеждой были рубахи (нижние и верхние) и юбки-понёвы, головы на­крывали убрусами (платками). Знатные женщины носили также плащи, а поверх платка — шапочки.

Своя жизнь, полная трудов и тревог, протекала в сёлах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлян­ках с печками-каменками. Долгими зимними вечера­ми при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчи­ны ремесленничали. Вспоминали минувшие дни, пели песни, слушали сказителей и сказительниц, а с деревянных полатей за взрослыми с любопытством наблюдали маленькие русичи.

Зарождение русской цивилизации. В основе всей жизни общества, которое сложилось на Руси в X—XIII вв., лежали феодальные отношения, основанные на част­ной собственности, в первую очередь собственности на главное богатство страны — землю. Но феодальные отношения затрагивали лишь часть живущих на Ру­си людей. Значительные слои крестьян — смердов были свободными людьми и зависели лишь от госу­дарства. Немало свободных людей жило и в горо­дах — часть купечества, ремесленников.

Крестьяне, как зависимые от землевладельцев, так и свободные, жили своими общинами — мирами
с выборными органами управления, собраниями для решения общих дел, общими угодьями, общими обя­занностями перед государством и владельцами земли, общей ответственностью за уплату налогов, разного рода повинностей.

Такие миры отличались прочной традицией взаи­мопомощи. В условиях сурового климата, частых не­урожаев, нашествий взаимопомощь и взаимовыручка были бесценны для крестьян. Это вырабатывало в народе черты общинного коллективизма. Община не только помогала, но и жёстко контролировала жизнь человека. Если у крестьянина сгорит изба, мир поможет ему быстро построить новую. Но если смерд вздумает уйти из села и заняться каким-то другим де­лом, сделать ему это будет непросто: община была заинтересована в том, чтобы все плательщики налогов оставались на местах, иначе другим придётся платить за ушедшего.

Большое влияние на развитие русского общества оказывали суровые географические и климатические условия. Скудные почвы, большие лесные простран­ства, которые приходилось очищать для пашни, дела­ли труд тяжёлым и малопроизводительным. Человек на востоке Европы за тот же труд, что и на западе, по­лучал меньше продуктов, и качество их было хуже. Это привело к разрыву в уровне развития сельского хозяйства, торговли, городов Руси и стран Западной и Центральной Европы.

И конечно, отрицательное влияние на всю жизнь Руси оказали постоянные иноземные вторжения и из­нурительная, многовековая борьба с кочевниками.

Огромное значение для развития страны имело позднее принятие Русью христианства. Разница по сравнению с западноевропейскими странами соста­вила от 600 (итальянские земли, Испания, Франция) до 300 (Англия) лет. А это значит, что на сотни лет позднее на Руси появились христианская философия и литература, христианская мораль. Гораздо доль­ше сохранялись языческие пережитки, двоеверие.

Перстень с изображением орла. XII в.

Каким же сформировался русский человек под вли­янием всех этих природных, внешнеполитических
и религиозных обстоятельств? Упорным, привычным к изнурительной и утомительной работе, постоянно ощущавшим поддержку коллектива. Военные опасно­сти делали людей смелыми, жестокими и одновремен­но покорными судьбе — они знали, что в любой мо­мент могут расстаться с жизнью и свободой. Таким образом, с одной стороны, Древняя Русь так же, как и другие государства Европы, складывалась на основе феодальных отношений, утверждения христианства в качестве государственной религии, а с другой — обла­дала рядом своеобразных черт, которые определили исторический путь всей русской цивилизации.

1. Какие события и процессы повлияли на развитие русской культуры X — начала XIII в.?

2. В чём состояло влияние Византии на русскую культуру?

3. Назовите летописные и литературные произведения X—XIII вв. Подробно расскажите об одном из них.

4. Какие памятники архитектуры являются шедеврами русско­го Средневековья? Почему на Руси длительное время преоблада­ло деревянное зодчество?

5. Какие факторы оказали существенное влияние на формиро­вание русской цивилизации? Какой из них, по вашему мнению, является самым главным?

6. Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией, в чём состоят различия между ними?

7. Под влиянием каких обстоятельств формировался духов- но-нравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 3

1. Сформулируйте положительные и отрицательные стороны политической раздробленности на Руси. Почему её наступление было закономерно и исторически оправдано?

2. Выделите главные особенности русского культурного разви­тия и проанализируйте их на конкретных примерах.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

3. Можно ли сказать, что начало формированию русского народ­ного характера было положено в древнерусскую эпоху? Каковы его основные черты? Приведите известные вам примеры его про­явления в последующие исторические эпохи.


Глава 4

Монголо-татарское нашествие на Русь § 12

Возникновение монгольской державы. Чингисхан. Во

второй половине XII — начале XIII в. на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал жили многочисленные тюркские племена, в том числе монголы и татары. Монголы дали назва­ние всему этому племенному союзу, а потом государ­ству. На Руси их стали называть татарами, а в исто­рии закрепилось название монголо-татары.

Среди монгольских племён происходили те же процессы, что и в западных государствах, на Руси. От­мирали родовые отношения, появилась частная собст­венность, зарождалось государство. Но монголы за­паздывали в своём развитии по сравнению с Русью примерно на четыре столетия. В монгольском обществе также складывались феодальные отношения. Мерилом богатства, власти и влияния здесь были скот и пастби­ща. С самого начала монгольская государственность носила военизированный характер. Она формирова­лась в войнах за пастбища, скот и табуны коней.

В 1150 — начале 1160-х гт. одному из ханов — Есу- гаю — удалось подчинить себе большинство монгольских племён. Но вскоре он пал от рук убийц. Его старший сын, Темучин, вынужден был скитаться по монгольским сте­пям, бедствовать. Лишь став взрослым, Темучин сумел собрать новую дружину. В отчаянной борьбе ему уда­лось подчинить своему контролю основную часть мон­гольских племён и занять трон всех монголов.

Уже в то время Темучин показал себя отважным воином, смелым до безрассудства. Он отличался бес-


пощадностью и коварством в борьбе с врагами, умени­ем стравливать их между собой. Такими же были и другие вожди на заре государственности в Европе и Азии, в том числе и на Руси.

Подчинив себе большинство монгольских племён, Темучин провёл ряд реформ. В частности, ввёл деся­тичную систему организации общества и армии. Отны­не всё взрослое население делилось на тьмы (10 тыс.), тысячи, сотни и десятки. Десяток, как правило, сов­падал с семьёй. Если кто-либо из десятка бежал с поля боя, уничтожалась вся семья. Так в монгольском вой­ске поддерживалась жёсткая дисциплина.

В 1206 г. Темучин на курултае (общем съезде мон­гольских ханов) был провозглашён Чингисханом (ве­ликим ханом). Под этим именем он и вошёл в исто­рию. Там же монголы заявили, что ставят своей целью завоевание мирового господства. Завоевания монголов. Вскоре военная машина монго­лов заработала на полную мощность. В 1211 г. Чингис­хан обрушился на Северный Китай, а в 1215 г. захва­тил столицу империи Пекин.

Чингисхан поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт империи. Он ввёл в своём государстве китайскую письменность, использовал в управлении опыт китайских чиновников, привлёк на службу китайских учё­ных и военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками, саблями, копьями и ар­канами, но и китайскими осадными стенобитными и кам- немётными машинами, метательными снарядами с горю­чей смесью.

Чингисхан располагал превосходной разведкой. Через купцов, путешественников, тайных агентов и даже посоль­ства монголы собирали сведения о будущих противниках, их союзниках и врагах, их оборонительных сооружениях. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками. Непокорные города они разрушали, а жителей либо уводили в плен (ремес­ленников, женщин, детей), либо истребляли.

Чингисхан. Фрагмент персидской миниатюры

После Китая монголы захватили Среднюю Азию, Северный Иран, вторглись в Азербайджан и на Север-


ный Кавказ. Перед ними расстила­лись половецкие кочевья и южнорус­ские степи.

Битва на Калке. Вскоре на берегах Азовского моря появились два туме- на (ударных корпуса) Чингисхана под командованием молодого талант­ливого полководца Джебе и умудрён­ного опытом Субедея. Половцы обра­тились за помощью к русским князьям, но тщетно. Сначала в кня­жеских теремах лишь радовались тому, что монголы Монгольское кочевье уничтожают их заклятых врагов. Князья считали, что легко справятся с монголами, как справлялись в своё время с половцами.

В конце концов южнорусские князья собрались в Киеве и решили объединить свои силы против новых захватчиков. В поход выступили Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Даниил Владимиро-Волын- ский, князь галичский Мстислав Удалой и др. Князь Юрий Всеволодович из Владимиро-Суздальской земли отказал в помощи. Зато к русским присоединилась половецкая конница.

Объединённое войско, выступившее в степь, разби­ло авангард монголов, и это вселило в князей надежду на успех.

Решающая битва произошла 31 мая 1223 г. на бе­регу реки Калки, неподалёку от Азовского моря.

В то время как дружины Мстислава Удалого, Да­ниила Владимиро-Волынского и некоторых других князей при поддержке половецкой конницы устре­мились на монголов, Мстислав Киевский огородил­ся валом на близлежащем холме и не участвовал в битве. Монголы выдержали удар и перешли в на­ступление. Первыми бежали с поля боя половцы. Галицкая и волынская дружины мужественно сра­жались, но общий перевес сил был на стороне мон­голов.

Мстислав Удалой и Даниил Романович дрались в самой гуще сражения, но и они не могли устоять перед военным искусством и силой монголов. Оба


князя с немногими дружинниками едва спаслись от погони.

Наступила очередь самой мощной среди русского войска киевской ра­ти. Попытка взять русский лагерь приступом монголам не удалась, и тогда они пошли на хитрость — по­обещали Мстиславу Киевскому и другим бывшим с ним князьям свободно пропустить их войска на Родину. Когда же князья вышли из лагеря, монголы перебили почти всех русских вои­нов, а князей во главе с Мстиславом захватили в плен. Их связали, бросили на землю, сверху поло­жили доски, на которые уселись во время победного пира монгольские военачальники. Это поражение оказалось для Руси одним из самых тяжёлых за всю её историю.

После битвы на Калке монголы повернули на севе­ро-восток, вышли в пределы Волжской Булгарии, но потерпели на Волге ряд поражений и в 1225 г. вер­нулись в Монголию.

В 1227 г. перед смертью Чингисхан поделил все за­хваченные земли между своими сыновьями. Запад­ные земли достались старшему сыну, Джучи, а после его смерти во главе их встал его сын Бату-хан, или Батый, как его назвали на Руси. Этот маленько­го роста, болезненный на вид человек был энергич­ным правителем и талантливым полководцем. В 1235 г. монголы решили начать новый поход на Запад. Их возглавил Батый.

Нашествие на Русь. Первый удар монголы, памятуя о поражении 1223 г., нанесли по Волжской Булгарии. Ранней осенью 1236 г. в бескрайних волжских степях появилось их огромное войско.

Монгольский всадник. Персидская миниатюра

Булгары несколько раз взывали о помощи к князь­ям Северо-Восточной Руси, слали им дары, отпустили пленных и даже заключили с Русью мирный договор. Но в решающий момент князья не помогли давнему сопернику — сказалась многолетняя вражда между Русью и Булгарией.

К весне Волжская Булгария была разгромлена, её главные города взяты штурмом и опустошены, насе­ление либо перебито, либо угнано в плен. Волжская Булгария перестала существовать как самостоя­тельное государство.

После этого монголы широким фронтом двинулись на юго-запад. В декабре 1237 г. монгольское войско подошло к Рязани. Батый потребовал сдать город, но рязанский князь Юрий Игоревич, выражая мнение собравшихся на совет рязанских князей и воевод, от­ветил отказом: «Только когда нас не будет в живых, то всё ваше будет».

Монголы двинулись на Рязань. Князь Юрий вывел дружину в открытое поле, но в первом же сражении она была разгромлена, а князь убит. Три дня упорно оборонялась Рязань от полчищ Батыя. Напрасно смо­трели осаждённые рязанцы с городских стен на доро­ги, ведущие к Чернигову и Владимиру, — помощь не пришла.

21 декабря 1237 г. Рязань пала. Город был разграб­лен и сожжён. Княжеская семья и рязанский епис­коп погибли в огне. Началось монгольское завоева­ние Руси.

Согласно народному сказанию, боярин Евпатий Коловрат, вернувшись из Чернигова и увидев пепелище родного го­рода, собрал дружину и бросился вслед за монголами, отважно нападая на них. С большим трудом захватчики ок­ружили воинов Коловрата и убили всех до единого. Погиб и сам боярин.

В январе 1238 г. монгольское войско двинулось из Рязанской земли на север, в пределы Владимиро-Суз- дальского княжества. Князь Юрий Всеволодович ли­хорадочно собирал рать. К нему на помощь пришли полки из Москвы, из некоторых рязанских и других земель.

Батый. Китайский рисунок

Первое крупное сражение между степняками и объединённым владимирским войском произошло около Коломны. В упорном бою погиб один из сыно­вей Чингисхана. Но перевес сил вновь был на стороне монголов. Они смяли русские полки, часть рати бежа­
ла во Владимир, а Батый прошёл по льду Москвы-ре­ки к Коломне и взял её.

Двигаясь дальше, завоеватели осадили маленькую крепость Москву. Пять дней сопротивлялась она вра­жеским полчищам, но в конце концов была захвачена и сожжена.

В начале февраля 1238 г. монголы вышли к Вла­димиру. Со страхом смотрели жители со стен города на окрестности: всё было черно от людей, коней, кибиток. Великий князь отправился на север соби­рать новую рать, оставив во главе обороны старше­го сына.

Посланцы хана подъехали к стенам Владимира и потребовали, чтобы город сдался. С собой они приве­ли взятого в плен сына великого князя. Владимирцы ответили отказом. Молодого княжича тут же убили.

Началась осада города. После нескольких штур­мов и разрушения городских стен осадными орудия­ми враги ворвались в город. Княжеская семья и мно­жество жителей укрылись в соборе, но степняки подожгли его, и все погибли в пламени и дыму.

Вслед за Владимиром были захвачены и разгромле­ны и другие города Северо-Восточной Руси — Суз­даль, Ростов, Ярославль, Городец, Переяславль, Кост­рома, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь.

Последней надеждой Руси оставалось собранное на севере новое войско. Князь Юрий ждал подмоги со стороны своего брата Ярослава Всеволодовича, кня­жившего в Киеве и имевшего сильную дружину, и его сына — новгородского князя Александра. Но ни тот ни другой не пришли на помощь.

4 марта 1238 г. на реке Сити состоялась решающая битва. Окружённые русские полки сражались отчаян­но, многие воины были убиты, захвачены в плен. Сло­жил голову и великий владимирский князь.

Монгольские седельные обкладки. XIV в.

Теперь для монголов был открыт путь на Новгород, но, взяв Торжок, они повернули обратно. То ли убоя­лись весенней распутицы, то ли, измотав силы в тяжё­лых боях в Северо-Восточной Руси, опасались похода на хорошо укреплённый город с сильной дружиной и ополчением, то ли пощадили северо-западный край


потому, что новгородцы не появились на реке Сити. История хранит эту тайну.

Батый двинулся на юг, по пути захватывая, ра­зоряя и сжигая небольшие русские города. У Козельска войско надолго задержалось. Семь недель продолжалась его осада. В конце концов монголы взяли Козельск, но прозвали его злым городом. После этого вражеское войско ушло в южные степи.

В 1239 г. монголы предприняли второй поход на Русь. Главный удар Батый на­правил на богатые земли Южной Руси — Переяславское и Черниговское княжест­ва. В конце 1240 г., во время третьего по­хода монголов на Русь, наступил печаль­ный черёд Киева. 6 декабря 1240 г. степняки ворвались на городские стены и прорвали первую линию обороны, на второй день — вторую. Сражения шли за каждый дом и каждую улицу. Во главе горожан стоял воевода Димитр, в то время как кня- Поход Батыя на Русь, живший тогда в Киеве Михаил отправился в Венг- Миниатюра. XVI в. рию за подмогой.

Последним оплотом защитников города стала Де­сятинная церковь. Монголы начали сокрушать её стены таранами. Храм рухнул, погибли все его за­щитники, в том числе и раненый воевода. Город был опустошён и разграблен. Разрушены знаменитые Зо­лотые ворота, разорены гробницы Софийского собо­ра. Впервые за всю свою историю Киев был взят ино­племенниками.

Пройдя огнём и мечом по Киевской земле, монголь­ские тумены вторглись в Галицко-Волынское княже­ство, где правил талантливый полководец князь Дани­ил Романович. Жители стояли насмерть на стенах своих городов. Ожесточённая борьба разгорелась за Владимир-Волынский. Взяв наконец город, монголы жестоко казнили его защитников. Даниил с семьей заперся в мощной крепости Холм и сумел отбиться от неприятеля; завоеватели ушли на запад.


Нашествие монголов на Русь


 

 


Общая граница русских княжеств к середине XIII в.

Границы русских княжеств и земель

® Киев Центры княжеств и земель Движение русских войск

'стюг
ВЛЛЛИМИРО.

Походы монгольских войск < 1223 1223 г. t238_ 1237-1238 гг. ^J^. 1239-1242 гг.

Места и даты битв с монголами


 

 


^ . -СУЗДАЛЬС0КОЕ

Г" jt Галич

® Новгород
°Псков Изборск
черемисы (мари)

КНЯЖУЕСТВО 1238V Ярославль .Кострома


 

 


S" [ Шауляй ' Y

'.'СМОЛЕНсЛСКХ>Е\П

. _/ \\ Волок * Z

Полоцк J
flP'
Коломна' wПереяславль- ^Рязанский ^ Рязань

: \\ Дамский.

Москва \

-J237

Н^Г—княж.' яТВЯГИ полоцкое Смоленск