Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации
Особенности культурного развития. Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит всё, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир, на человеческие отношения.
Культура восточных славян была единой, хотя и имела свои особенности — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси, третьи — для северо-западных земель.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ |
Славяне широко общались и с жившими бок о бок финно-уграми и балтами. Они торговали друг с дру
гом, обменивались хозяйственным опытом, навыками. У них было много общего в постройках, способах обработки земли, песенном и танцевальном искусстве, одежде, украшениях. Баня была любима повсюду у этих народов.
Велико было влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства. Тесные культурные связи русские земли поддерживали с западными и южными славянами — Польшей, Чехией, Болгарией и Сербией.
Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями и танцами, и культурой христианской с мощным влиянием Церкви в области литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек.
Языческие народные традиции больше сохранялись в отдалённых местностях, в сёлах и деревнях. Христианская культура господствовала в развитых районах, на больших торговых путях, в городах. Эти два культурных потока обогащали и дополняли друг друга.
Письменность, грамотность, школы. Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Об этом свидетельствует относящийся к X в. глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нём написано горушна (горчица), т.е. это был сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их ре- зами. Позднее эта традиция письма на дереве сохранилась в виде использования в качестве материала для письма бересты и появления так называемых берестяных грамот. Берестяное письмо было очень распространённым в Древней Руси. И не только в Новгороде, но и в Пскове, Смоленске и других русских городах.
Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Скульптор В.М. Клыков
![]() |
Широкое распространение на Руси получила славянская грамота — алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием, выходцами из греческого го
рода Фессалоники (на Руси его называли Солунь). Учёные полагают, что при создании азбуки они использовали и древние славянские буквы. Братья много сделали для просвещения славянских народов Европы, в том числе и Руси, для распространения христианства, перевода богослужебных книг на славянский язык. Оба они были канонизированы Православной Церковью.
Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности. Вместе с деятелями Церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг религиозного и светского содержания. Особенно широкий размах это явление приобрело при Ярославе Мудром и его сыновьях. Переводные книги читали не только в княжеских и боярских семьях, в монастырях, но и в среде купечества и ремесленников. Так, широкое распространение получило жизнеописание Александра Македонского «Александрия».
Первые русские грамотеи появились в школах, открытых при церквах, а позднее — при монастырях. Поначалу детей из богатых семей туда привлекали по приказу князей. Позднее в школах стали учить не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь со школой для девочек при нём.
Писало. XI в. |
![]() |
Берестяная грамота
![]() |
Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи — граффити. Молодому Владимиру Мономаху принадлежит корот
кая надпись на стене Софийского собора в Киеве. Юный князь вывел: Ох, тяжко мне! — и подписался своим христианским именем: Василий. Летописи. Выдающимися памятниками письменности, литературы и истории Древней Руси являются летописи — погодные изложения важных событий на Руси. Позднее они превратились в художественные и исторические произведения, став значительным явлением духовной культуры Руси. В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей, они содержали философские и религиозные размышления. Многое из того, что мы знаем сегодня о Древней Руси, почерпнуто из летописей.
Первая общерусская летопись, по мнению историков, была создана в конце X в., при князе Владимире. В последующем каждый летописец включал в составляемый им текст предыдущие повествования. В первое десятилетие XII в. появилась древнейшая из дошедших до нас летописей — знаменитая «Повесть временных лет». Многие её страницы монах Киево-Печерского монастыря Нестор посвятил отношениям Руси с окружающими странами. Гордостью за свой народ, за его высокое место в мировой истории веет со страниц Несторовой летописи. Целая галерея исторических деятелей проходит на её страницах — князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы, церковные деятели. Она рассказывает о военных походах, строительстве монастырей и храмов, об открытии школ, о религиозных спорах и реформах русской жизни.
При Владимире Мономахе летопись Нестора была переписана и отредактирована игуменом Сильвестром. Деяния Мономаха и его семьи были подчёркнуты особо. Уже в те далёкие времена власть имущие придавали значение тому, как они выглядят на страницах летописи, и оказывали влияние на творчество летописцев.
По мере политического распада Руси и появления отдельных княжеств-государств там стали создаваться свои летописные своды. Они рассказывали о жизни
• « «•
-сл
»«irrti\л t- <3 л цду <стьп » ЙВ Лt
i л rt j. ♦ w л utirt л ttс иir it Д уд a e e art« и n w H
i<njb^«fM»tAro+vrt4rrTd o<( Bfftsn*
irHBiJfh J» triny
titw H^etirt^^watin/»»
43«*«»ПЬТ% nj'% 'ГГ
1КЛ VAfHM tnmn Art tin см* ftrti? fc («КЛ^квНи (iuuitiMitW({
та К* * Яйф г I» mtr «ft . рл &«<* /if»aHTtif*i AmM4Ипт**i» ttf 4<n f в tCTUSJ*
«Повесть временных лет». Начальный лист |
'ЛмЧфП/ШКтКПДРг* <И<
* rtffV
WAT*
•или*
края, прославляли деяния местных князей. Но все обязательно включали «Повесть временных лет».
Продолжалось создание и общерусского летописания, которое охватывало историю всех основных княжеств в XII — XIII вв. Появились целые библиотеки летописных сводов. Большинство их погибло в огне междоусобных войн и последующего монгольского нашествия.
Литература. Общий подъём Руси в XI — первой трети XII в., создание центров письменности и грамотности, появление образованных людей привели к рождению и развитию древнерусской литературы. У людей возникла потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, на историю страны, свои размышления о власти и обществе, о роли религии.
![]() |
^«UtztHU» VAiu:tr ТД |
ЧОйПДП •MffPtM lГАЙ МЧИ ДОНИОД Цимшт X у \4 |
Первым известным нам литературным произведением Руси является «Слово о Законе и Благодати» Илариона. В нём он изложил свой взгляд на историю Руси, на выдающуюся роль христианства в её становлении и роль Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах
Русского государства. «Словом...» зачитывались на Руси, оно воспитывало людей патриотами, помогало им понять место своей страны в мировой истории.
Во второй половине XI в. появились и другие литературно-публицистические произведения. В «Памяти и похвале Владимира» монах Иаков описал роль князя Владимира как государственного деятеля и крестителя Руси. «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси» и «Сказание о Борисе и Глебе» посвящены истории раннего христианства, которое круто изменило жизнь страны, и судьбам первых христиан.
В XII в. были написаны первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, одно из самых любимых произведений многих поколений русских людей.
В это же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим, к Гробу Господню, рассказал о многих своих интересных встречах, в том числе с крестоносцами.
![]() |
1Г(Л1К.1 t<f> lt*l»j tMrri. ftttffmua'rtfS' оаиГгггт**к4у</м |
«Хождение игумена Даниила». Страница рукописи |
Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в. Хотя в центре повествования лежит рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г., вся поэма стала взволнованным призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве русичей, плачем по погибшим. Она полна размышлений о месте Руси в мировой истории. Архитектура. Говорят, что архитектура — это душа народа, воплощённая в камне. На Руси же душа народа в течение долгого времени воплощалась в дереве. Из дерева строились языческие молельни. Именно в дереве русский народ и жившие с ним бок о бок бал- ты и финно-угры выражали своё восприятие прекрасного. С появлением на Руси христианства, по мере развития русских городов и накопления в обществе богатств в строительном деле всё чаще стали использоваться камень и кирпич. Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремов. Жилое здание было
![]() |
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в.
![]() |
окружено разного рода пристройками — клетями, сенями, переходами, лесенками. Все деревянные сооружения украшались художественной резьбой.
С христианством на Русь пришло строительство крупных каменных храмов. Такими были Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасо-Преоб- раженский собор в Чернигове.
Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период политического распада Руси. По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота. При нём же появилось чудо русской архитектуры — однокупольный храм Покрова на Нерлй. Князь повелел построить его неподалёку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.
По приказу Всеволода Большое Гнездо русские мастера соорудили богато украшенный каменной резьбой Дмитриевский собор во Владимире.
![]() |
Борисоглебский собор в Чернигове. XII в. |
Каменные храмы, дворцы, палаты богатых людей возводились и в других крупных русских городах — Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове. Характерной
![]() |
чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая эти сооружения резьба по камню. Она, как кружево, оплетала стены, окна и купола зданий. Живопись, скульптура, музыка. С принятием христианства живопись, скульптура и музыка также переДмитрий Солунский. жили глубокие перемены. Древние резчики по дереву Мозаика XVII в. и камню прежде создавали скульптуры языческих бо
гов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих молелен, изготовляли магические маски. Музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли вождей, развлекали простой народ. Языческое искусство, как и языческие боги, было связано с культом природы.
![]() |
Христианское искусство было подчинено совершенно другим целям. Оно воспевало Бога, подвиги святых апостолов, деятелей Церкви. Появились иконы со строгими ликами святых, мозаики и фрески на религиозные темы. Но и в рамках строгого церковного искусства скульпторы, живописцы и музыканты создавали произведения, которые шли в русле народных традиций. Так, иконы работы монаха Киево-Печер- ского монастыря Алимпия напоминали портреты жи-
![]() |
вых людей. Фрески и мозаики Софийского собора Киева воссоздавали эпизоды жизни великокняжеской семьи, напоминали о занятиях и увеселениях простых людей, в том числе изображали пляски скоморохов.
Позднее в отдельных русских княжествах складывались свои направления в искусстве. Новгородская школа иконописи отличалась реальностью изображения. Символика иконографии оказалась доступной пониманию простых людей. В XIII в. прославилась ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах прекрасные лики Богородицы и святых.
Широкое распространение получили иконопись и фресковая живопись в Чернигове, Ростове, Суздале, Владимире. И в наши дни зрителей поражает своей выразительностью фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе.
![]() |
Страшный суд. Фреска Дмитриевского собора |
Резьбой по дереву, а позднее — по камню украшались не только храмы и жилища, но и домашняя утварь, посуда. Большого мастерства достигли древнерусские ювелиры. Из золота, серебра, драгоценных камней, эмали они делали браслеты, серьги, пряжки, медальоны, бусы, оружие, посуду, утварь. С особым старанием мастера украшали оклады икон, а также книги, которые в ту пору были редкостью и представляли большую ценность.
Составной частью искусства Руси являлась музыка. Певцы, гусляры, мастера игры на лютне и духовых инструментах, плясуны тешили как знать, так и простой народ.
Фольклор. Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие стороны жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось о том, как похищали невест, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и её родителей на брак.
Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — богатырь, доблестный защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: Куда ни махнёт, тут и улицы лежат, куда отвернёт — с переулками. Богатыри были наделены также чародейской силой и мудростью. Волхв Все- славич, например, мог обернуться и сизым соколом, и серым волком, и туром с золотыми рогами.
![]() |
![]() |
Богатыри. Художник В.М. Васнецов |
Народная память сохранила образы богатырей — выходцев из крестьянской среды, а также боярского сына Добрыню Никитича, представителя духовенства хитроумного Алёшу Поповича. Каждый из них обладал своим характером, но все они были выразителями общих народных чаяний и дум, защитниками народа.
Повседневная жизнь. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт во многом определялся уровнем развития хозяйства страны.
Люди жили и в городах с населением в десятки тысяч человек, и в сёлах, состоявших из нескольких десятков дворов, и в деревнях по два-три двора.
Киев был большим и богатым городом, соперничавшим с другими тогдашними европейскими столицами. В старом Ярославовом городе располагались дворы видных бояр, здесь же, на горе, находились дома духовенства, богатых купцов, других видных горожан. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зелёных кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей.
Во дворцах, богатых боярских хоромах толпились дружинники, слуги, челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, сёлами, здесь судили и рядили, сюда свозили дань и подати. В просторных гридницах устраивали пиры, где рекой текли заморские вина и родной мёд, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Известно немало женщин, принимавших активное участие в управлении хозяйством, в политической жизни. Это княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры пели «славу» именитым гостям. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно от имени хозяина происходила раздача пищи и мелких денег неимущим.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охоты. Устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью русского быта являлась баня.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку к пестуну (от слова «пестовать» — «воспитывать»). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.
Князь XIII в. Рисунок XIX в.
![]() |
Внизу, на берегах Днепра, шумел киевский торг, где продавались разнообразные изделия и продукты
не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света. По склонам гор к Подолу спускались крепкие деревянные дома и убогие землянки — жилища ремесленников и работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились большие и малые суда: многовёсельные и многопарусные ладьи, купеческие насады, юркие лодочки.
По городским улицам сновала пёстрая, разноязычная толпа. Неспешно шествовали бояре и дружинники в дорогих шёлковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в красивых кожаных сапогах. Купцы были одеты в добротные льняные рубахи и шерстяные кафтаны, люди победнее — в холщовые домотканые рубахи и порты. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, золотом и серебром. Украшения попроще, из недорогих камешков, меди и бронзы, носили небогатые люди. Традиционной женской одеждой были рубахи (нижние и верхние) и юбки-понёвы, головы накрывали убрусами (платками). Знатные женщины носили также плащи, а поверх платка — шапочки.
Своя жизнь, полная трудов и тревог, протекала в сёлах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали. Вспоминали минувшие дни, пели песни, слушали сказителей и сказительниц, а с деревянных полатей за взрослыми с любопытством наблюдали маленькие русичи.
Зарождение русской цивилизации. В основе всей жизни общества, которое сложилось на Руси в X—XIII вв., лежали феодальные отношения, основанные на частной собственности, в первую очередь собственности на главное богатство страны — землю. Но феодальные отношения затрагивали лишь часть живущих на Руси людей. Значительные слои крестьян — смердов были свободными людьми и зависели лишь от государства. Немало свободных людей жило и в городах — часть купечества, ремесленников.
Крестьяне, как зависимые от землевладельцев, так и свободные, жили своими общинами — мирами
с выборными органами управления, собраниями для решения общих дел, общими угодьями, общими обязанностями перед государством и владельцами земли, общей ответственностью за уплату налогов, разного рода повинностей.
Такие миры отличались прочной традицией взаимопомощи. В условиях сурового климата, частых неурожаев, нашествий взаимопомощь и взаимовыручка были бесценны для крестьян. Это вырабатывало в народе черты общинного коллективизма. Община не только помогала, но и жёстко контролировала жизнь человека. Если у крестьянина сгорит изба, мир поможет ему быстро построить новую. Но если смерд вздумает уйти из села и заняться каким-то другим делом, сделать ему это будет непросто: община была заинтересована в том, чтобы все плательщики налогов оставались на местах, иначе другим придётся платить за ушедшего.
Большое влияние на развитие русского общества оказывали суровые географические и климатические условия. Скудные почвы, большие лесные пространства, которые приходилось очищать для пашни, делали труд тяжёлым и малопроизводительным. Человек на востоке Европы за тот же труд, что и на западе, получал меньше продуктов, и качество их было хуже. Это привело к разрыву в уровне развития сельского хозяйства, торговли, городов Руси и стран Западной и Центральной Европы.
И конечно, отрицательное влияние на всю жизнь Руси оказали постоянные иноземные вторжения и изнурительная, многовековая борьба с кочевниками.
Огромное значение для развития страны имело позднее принятие Русью христианства. Разница по сравнению с западноевропейскими странами составила от 600 (итальянские земли, Испания, Франция) до 300 (Англия) лет. А это значит, что на сотни лет позднее на Руси появились христианская философия и литература, христианская мораль. Гораздо дольше сохранялись языческие пережитки, двоеверие.
![]() |
Каким же сформировался русский человек под влиянием всех этих природных, внешнеполитических
и религиозных обстоятельств? Упорным, привычным к изнурительной и утомительной работе, постоянно ощущавшим поддержку коллектива. Военные опасности делали людей смелыми, жестокими и одновременно покорными судьбе — они знали, что в любой момент могут расстаться с жизнью и свободой. Таким образом, с одной стороны, Древняя Русь так же, как и другие государства Европы, складывалась на основе феодальных отношений, утверждения христианства в качестве государственной религии, а с другой — обладала рядом своеобразных черт, которые определили исторический путь всей русской цивилизации.
1. Какие события и процессы повлияли на развитие русской культуры X — начала XIII в.?
2. В чём состояло влияние Византии на русскую культуру?
3. Назовите летописные и литературные произведения X—XIII вв. Подробно расскажите об одном из них.
4. Какие памятники архитектуры являются шедеврами русского Средневековья? Почему на Руси длительное время преобладало деревянное зодчество?
5. Какие факторы оказали существенное влияние на формирование русской цивилизации? Какой из них, по вашему мнению, является самым главным?
6. Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией, в чём состоят различия между ними?
7. Под влиянием каких обстоятельств формировался духов- но-нравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 3
1. Сформулируйте положительные и отрицательные стороны политической раздробленности на Руси. Почему её наступление было закономерно и исторически оправдано?
2. Выделите главные особенности русского культурного развития и проанализируйте их на конкретных примерах.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ |
3. Можно ли сказать, что начало формированию русского народного характера было положено в древнерусскую эпоху? Каковы его основные черты? Приведите известные вам примеры его проявления в последующие исторические эпохи.
Глава 4
Монголо-татарское нашествие на Русь § 12
Возникновение монгольской державы. Чингисхан. Во
второй половине XII — начале XIII в. на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал жили многочисленные тюркские племена, в том числе монголы и татары. Монголы дали название всему этому племенному союзу, а потом государству. На Руси их стали называть татарами, а в истории закрепилось название монголо-татары.
Среди монгольских племён происходили те же процессы, что и в западных государствах, на Руси. Отмирали родовые отношения, появилась частная собственность, зарождалось государство. Но монголы запаздывали в своём развитии по сравнению с Русью примерно на четыре столетия. В монгольском обществе также складывались феодальные отношения. Мерилом богатства, власти и влияния здесь были скот и пастбища. С самого начала монгольская государственность носила военизированный характер. Она формировалась в войнах за пастбища, скот и табуны коней.
В 1150 — начале 1160-х гт. одному из ханов — Есу- гаю — удалось подчинить себе большинство монгольских племён. Но вскоре он пал от рук убийц. Его старший сын, Темучин, вынужден был скитаться по монгольским степям, бедствовать. Лишь став взрослым, Темучин сумел собрать новую дружину. В отчаянной борьбе ему удалось подчинить своему контролю основную часть монгольских племён и занять трон всех монголов.
Уже в то время Темучин показал себя отважным воином, смелым до безрассудства. Он отличался бес-
пощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой. Такими же были и другие вожди на заре государственности в Европе и Азии, в том числе и на Руси.
Подчинив себе большинство монгольских племён, Темучин провёл ряд реформ. В частности, ввёл десятичную систему организации общества и армии. Отныне всё взрослое население делилось на тьмы (10 тыс.), тысячи, сотни и десятки. Десяток, как правило, совпадал с семьёй. Если кто-либо из десятка бежал с поля боя, уничтожалась вся семья. Так в монгольском войске поддерживалась жёсткая дисциплина.
В 1206 г. Темучин на курултае (общем съезде монгольских ханов) был провозглашён Чингисханом (великим ханом). Под этим именем он и вошёл в историю. Там же монголы заявили, что ставят своей целью завоевание мирового господства. Завоевания монголов. Вскоре военная машина монголов заработала на полную мощность. В 1211 г. Чингисхан обрушился на Северный Китай, а в 1215 г. захватил столицу империи Пекин.
Чингисхан поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт империи. Он ввёл в своём государстве китайскую письменность, использовал в управлении опыт китайских чиновников, привлёк на службу китайских учёных и военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками, саблями, копьями и арканами, но и китайскими осадными стенобитными и кам- немётными машинами, метательными снарядами с горючей смесью.
Чингисхан располагал превосходной разведкой. Через купцов, путешественников, тайных агентов и даже посольства монголы собирали сведения о будущих противниках, их союзниках и врагах, их оборонительных сооружениях. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками. Непокорные города они разрушали, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли.
Чингисхан. Фрагмент персидской миниатюры
![]() |
После Китая монголы захватили Среднюю Азию, Северный Иран, вторглись в Азербайджан и на Север-
ный Кавказ. Перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи.
Битва на Калке. Вскоре на берегах Азовского моря появились два туме- на (ударных корпуса) Чингисхана под командованием молодого талантливого полководца Джебе и умудрённого опытом Субедея. Половцы обратились за помощью к русским князьям, но тщетно. Сначала в княжеских теремах лишь радовались тому, что монголы Монгольское кочевье уничтожают их заклятых врагов. Князья считали, что легко справятся с монголами, как справлялись в своё время с половцами.
В конце концов южнорусские князья собрались в Киеве и решили объединить свои силы против новых захватчиков. В поход выступили Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Даниил Владимиро-Волын- ский, князь галичский Мстислав Удалой и др. Князь Юрий Всеволодович из Владимиро-Суздальской земли отказал в помощи. Зато к русским присоединилась половецкая конница.
Объединённое войско, выступившее в степь, разбило авангард монголов, и это вселило в князей надежду на успех.
Решающая битва произошла 31 мая 1223 г. на берегу реки Калки, неподалёку от Азовского моря.
В то время как дружины Мстислава Удалого, Даниила Владимиро-Волынского и некоторых других князей при поддержке половецкой конницы устремились на монголов, Мстислав Киевский огородился валом на близлежащем холме и не участвовал в битве. Монголы выдержали удар и перешли в наступление. Первыми бежали с поля боя половцы. Галицкая и волынская дружины мужественно сражались, но общий перевес сил был на стороне монголов.
![]() |
Мстислав Удалой и Даниил Романович дрались в самой гуще сражения, но и они не могли устоять перед военным искусством и силой монголов. Оба
князя с немногими дружинниками едва спаслись от погони.
Наступила очередь самой мощной среди русского войска киевской рати. Попытка взять русский лагерь приступом монголам не удалась, и тогда они пошли на хитрость — пообещали Мстиславу Киевскому и другим бывшим с ним князьям свободно пропустить их войска на Родину. Когда же князья вышли из лагеря, монголы перебили почти всех русских воинов, а князей во главе с Мстиславом захватили в плен. Их связали, бросили на землю, сверху положили доски, на которые уселись во время победного пира монгольские военачальники. Это поражение оказалось для Руси одним из самых тяжёлых за всю её историю.
После битвы на Калке монголы повернули на северо-восток, вышли в пределы Волжской Булгарии, но потерпели на Волге ряд поражений и в 1225 г. вернулись в Монголию.
В 1227 г. перед смертью Чингисхан поделил все захваченные земли между своими сыновьями. Западные земли достались старшему сыну, Джучи, а после его смерти во главе их встал его сын Бату-хан, или Батый, как его назвали на Руси. Этот маленького роста, болезненный на вид человек был энергичным правителем и талантливым полководцем. В 1235 г. монголы решили начать новый поход на Запад. Их возглавил Батый.
Нашествие на Русь. Первый удар монголы, памятуя о поражении 1223 г., нанесли по Волжской Булгарии. Ранней осенью 1236 г. в бескрайних волжских степях появилось их огромное войско.
![]() |
Булгары несколько раз взывали о помощи к князьям Северо-Восточной Руси, слали им дары, отпустили пленных и даже заключили с Русью мирный договор. Но в решающий момент князья не помогли давнему сопернику — сказалась многолетняя вражда между Русью и Булгарией.
К весне Волжская Булгария была разгромлена, её главные города взяты штурмом и опустошены, население либо перебито, либо угнано в плен. Волжская Булгария перестала существовать как самостоятельное государство.
После этого монголы широким фронтом двинулись на юго-запад. В декабре 1237 г. монгольское войско подошло к Рязани. Батый потребовал сдать город, но рязанский князь Юрий Игоревич, выражая мнение собравшихся на совет рязанских князей и воевод, ответил отказом: «Только когда нас не будет в живых, то всё ваше будет».
Монголы двинулись на Рязань. Князь Юрий вывел дружину в открытое поле, но в первом же сражении она была разгромлена, а князь убит. Три дня упорно оборонялась Рязань от полчищ Батыя. Напрасно смотрели осаждённые рязанцы с городских стен на дороги, ведущие к Чернигову и Владимиру, — помощь не пришла.
21 декабря 1237 г. Рязань пала. Город был разграблен и сожжён. Княжеская семья и рязанский епископ погибли в огне. Началось монгольское завоевание Руси.
Согласно народному сказанию, боярин Евпатий Коловрат, вернувшись из Чернигова и увидев пепелище родного города, собрал дружину и бросился вслед за монголами, отважно нападая на них. С большим трудом захватчики окружили воинов Коловрата и убили всех до единого. Погиб и сам боярин.
В январе 1238 г. монгольское войско двинулось из Рязанской земли на север, в пределы Владимиро-Суз- дальского княжества. Князь Юрий Всеволодович лихорадочно собирал рать. К нему на помощь пришли полки из Москвы, из некоторых рязанских и других земель.
![]() |
Первое крупное сражение между степняками и объединённым владимирским войском произошло около Коломны. В упорном бою погиб один из сыновей Чингисхана. Но перевес сил вновь был на стороне монголов. Они смяли русские полки, часть рати бежа
ла во Владимир, а Батый прошёл по льду Москвы-реки к Коломне и взял её.
Двигаясь дальше, завоеватели осадили маленькую крепость Москву. Пять дней сопротивлялась она вражеским полчищам, но в конце концов была захвачена и сожжена.
В начале февраля 1238 г. монголы вышли к Владимиру. Со страхом смотрели жители со стен города на окрестности: всё было черно от людей, коней, кибиток. Великий князь отправился на север собирать новую рать, оставив во главе обороны старшего сына.
Посланцы хана подъехали к стенам Владимира и потребовали, чтобы город сдался. С собой они привели взятого в плен сына великого князя. Владимирцы ответили отказом. Молодого княжича тут же убили.
Началась осада города. После нескольких штурмов и разрушения городских стен осадными орудиями враги ворвались в город. Княжеская семья и множество жителей укрылись в соборе, но степняки подожгли его, и все погибли в пламени и дыму.
Вслед за Владимиром были захвачены и разгромлены и другие города Северо-Восточной Руси — Суздаль, Ростов, Ярославль, Городец, Переяславль, Кострома, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь.
Последней надеждой Руси оставалось собранное на севере новое войско. Князь Юрий ждал подмоги со стороны своего брата Ярослава Всеволодовича, княжившего в Киеве и имевшего сильную дружину, и его сына — новгородского князя Александра. Но ни тот ни другой не пришли на помощь.
4 марта 1238 г. на реке Сити состоялась решающая битва. Окружённые русские полки сражались отчаянно, многие воины были убиты, захвачены в плен. Сложил голову и великий владимирский князь.
Монгольские седельные обкладки. XIV в.
![]() |
Теперь для монголов был открыт путь на Новгород, но, взяв Торжок, они повернули обратно. То ли убоялись весенней распутицы, то ли, измотав силы в тяжёлых боях в Северо-Восточной Руси, опасались похода на хорошо укреплённый город с сильной дружиной и ополчением, то ли пощадили северо-западный край
потому, что новгородцы не появились на реке Сити. История хранит эту тайну.
Батый двинулся на юг, по пути захватывая, разоряя и сжигая небольшие русские города. У Козельска войско надолго задержалось. Семь недель продолжалась его осада. В конце концов монголы взяли Козельск, но прозвали его злым городом. После этого вражеское войско ушло в южные степи.
В 1239 г. монголы предприняли второй поход на Русь. Главный удар Батый направил на богатые земли Южной Руси — Переяславское и Черниговское княжества. В конце 1240 г., во время третьего похода монголов на Русь, наступил печальный черёд Киева. 6 декабря 1240 г. степняки ворвались на городские стены и прорвали первую линию обороны, на второй день — вторую. Сражения шли за каждый дом и каждую улицу. Во главе горожан стоял воевода Димитр, в то время как кня- Поход Батыя на Русь, живший тогда в Киеве Михаил отправился в Венг- Миниатюра. XVI в. рию за подмогой.
Последним оплотом защитников города стала Десятинная церковь. Монголы начали сокрушать её стены таранами. Храм рухнул, погибли все его защитники, в том числе и раненый воевода. Город был опустошён и разграблен. Разрушены знаменитые Золотые ворота, разорены гробницы Софийского собора. Впервые за всю свою историю Киев был взят иноплеменниками.
![]() |
Пройдя огнём и мечом по Киевской земле, монгольские тумены вторглись в Галицко-Волынское княжество, где правил талантливый полководец князь Даниил Романович. Жители стояли насмерть на стенах своих городов. Ожесточённая борьба разгорелась за Владимир-Волынский. Взяв наконец город, монголы жестоко казнили его защитников. Даниил с семьей заперся в мощной крепости Холм и сумел отбиться от неприятеля; завоеватели ушли на запад.
Нашествие монголов на Русь
Общая граница русских княжеств к середине XIII в.
Границы русских княжеств и земель
® Киев Центры княжеств и земель Движение русских войск
'стюг |
ВЛЛЛИМИРО. |
Походы монгольских войск < 1223 1223 г. € t238_ 1237-1238 гг. ^J^. 1239-1242 гг.
Места и даты битв с монголами
^ . -СУЗДАЛЬС0КОЕ
Г" jt Галич
® Новгород |
(о °Псков Изборск |
черемисы (мари) |
КНЯЖУЕСТВО 1238V Ярославль .Кострома
S" [ Шауляй ' Y
'.'СМОЛЕНсЛСКХ>Е\П
. _/ \\ Волок * Z
Полоцк J |
flP' |
Коломна' wПереяславль- ^Рязанский ^ Рязань |
: \\ Дамский.
Москва \
-J237
Н^Г—княж.' яТВЯГИ полоцкое Смоленск