Производительностью.

Персонал:

 

Науки о труде и персонале и научные направления, формирующиеся в рамках развития этих наук.

 

Наука Научное направление
1) физиология труда; 1) производительность и эффективность;
2) психология труда; 2) потенциал человека;
3) эргономика; 3) условия труда;
4) безопасность труда; 4) проектирование трудовых ресурсов;
5) организация труда; 5) планирование численности персонала;
6) нормирование труда; 6) отбор, обучение, адаптация персонала;
7) экономика труда; 7) мотивация;
8) социология труда; 8) материальное вознаграждение, оплата труда;
9) управление персоналом; 9) взаимоотношения в трудовом коллективе;
10) трудовое право   10) рынок труда и управления занятостью;
11) организация управления персоналом (чисто кадровые вопросы).

 

3. Корпоративная культура и социо-техническое конструирование это современные тенденции в управлении персоналом.

Социо-техническая система характеризуется с одной стороны социальной подсистемой (всем тем, что необходимо для обеспечения нормального труда работников), и технической подсистемой:

- финансовые ресурсы;

- технологии;

- основные и оборотные средства;

- природные ресурсы.

 

 

Основные отличия социо-технического подхода:

1) В рамках этих систем формируются самоуправляющиеся команды (мобильные группы);

2) Имеет место дублирование функций в подразделениях, но при этом не возникают барьеры. В традиционной системе управления основными структурными элементами являются обособленные отделы, и в этом случае между отделами нет дублирования функций.

3) Использование универсальной квалификации работников при выполнении задания, группа несет ответственность за весь участок работы. В традиционной системе используются принципы узкой специализации при организации рабочих мест, ответственность за одну операцию.

4) В социо-технической системе существуют возможности использования оборудования, сложной техники, повышается отдача от инвестиций. В традиционной системе профессиональная подготовка носит индивидуальный характер, отдача инвестиций недостаточна из-за низкой квалификации.

5) В социо-технической системе выбор и оценка кадров при приеме на работу идет на конкурсной основе, оплата труда также на конкурсной основе. Ликвидация барьеров между различными категориями персонала в коллективе, как правило создает благоприятный климат. В традиционной системе прем на работу осуществляется простым приемом, оплата труда по традиционным системам, символы иерархии сводятся к подчинению одних работников другим.

 

Корпоративная культура – современная тенденция, это микрокультура, присущая данной фирме. Это индивидуальность фирмы, воплощенная в ситуации внутри фирмы с точки зрения межличностных отношений.

Основное направление формирования корпоративной культуры - ориентация фирмы как на высокие производственные характеристики, так и на высокие нравственно-этические ценности. Большое влияние в западных фирмах придается формированию нравственного персонала. Внимательное отношение к персоналу, формирование у персонала признаков, придающих имидж фирме, сглаживание разницы между рабочим и управляющим, социальная адаптация. Культура зависит от умелого, эффективного управления персоналом.

 

Функции и задачи менеджера по персоналу:

1) Планирование потребности в персонале, при этом потребность планируется как по общей численности, так и по категориям (специальностям) на основе методики оценки затрат по трудоемкости и плановым показателям. Можно планировать и по другим показателям, например, по прибыли до уплаты налогов.

2) Вербовка или набор персонала. Разрабатывается специальная программа, в которой выбирается наиболее эффективный способ вербовки и осуществляется анализ кандидатур.

3) Отбор.

4) Определение структуры заработной платы и льгот. Основная цель состоит в сохранении нужных кадров и привлечении дополнительных кадров.

5) Профессиональная ориентация и адаптация – разъяснение и развитие у работников понимания того, что ждет от них фирма и какой труд в ней ценится.

6) Обучение – разработка программы повышения квалификации.

7) Планирование карьеры.

8) Оценка результативности труда – разработка методик оценки результативности труда и доведение ее до всех исполнителей.

9) Кадровые перемещения (перевод на другую работу, решение задач увольнения, понижения в должности).

 

Структура затрат времени менеджера по персоналу:

33% времени – на решение штатных проблем (ориентация, оценка результативности, набор).

28% - мотивация, социальная поддержка, компенсации.

11% - вопросы, связанные с повышением квалификации, обучением.

10% - трудовые, межличностные отношения.

18% - широкий спектр разных вопросов: взаимодействие с кадровыми структурами других фирм (конкурентов), агентствами по трудоустройству, участие в переговорах и другие стратегические и тактические вопросы.

 

В США отбором и оценкой персонала занимаются кадровые менеджеры, и при этом только на отбор тратится в среднем:

- на отбор секретаря - $2.000;

- инженера $8.000;

- бухгалтера $10.000;

- менеджера среднего уровня управления $8.000-12.000;

- топ-менеджера - $32.000.