Особенности выкладки товара

Правила внутренней планировки торгового зала и размешщение товарных групп

Процедура выбора месторасположения предприятия розничной торговли

Сущность мерчандайзинга, задачи

Мерчандайзинг

План:

Мерчандайзинг - технология продажи, опирающаяся на принцип совместимости потребительских характеристик товаров и услуг с психологическим восприятием их посетителями торгового зала; метод стимулирования продаж, основанный на сбалансированном распределении внимания покупателей во времени и пространстве торгового зала и создании адекватной психологическому состоянию посетителя атмосферы магазина [23].

Цели мерчандайзинга:

· Увеличивать объемы продаж, сохраняя удовлетворение покупателей от процесса совершения покупки в магазине

· Создать конкурентное преимущество магазина и отдельных марок

· Сформировать приверженность к магазину и отдельным маркам

· Обеспечить покупателей необходимой информацией

· Привлечь внимание покупателя к товарам

· Повысить уровень принятия решений покупателями непосредственно в магазине, увеличить время их пребывания в магазине и число покупок.

Большинство авторов определяют задачи мерчандайзинга исходя из элементов «комплекса маркетинга» (см. таблица 1).

Таблица 1 – Задачи мерчандайзинга

Составляющие комплекса маркетинга Задачи мерчандайзинга
Товарная политика: ассортиментная; в области качества; информационная · Ориентация ассортимента на внедрение технологий мерчандайзинга и его адаптация к потребностям покупателей · Выбор методов представления, размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина, повышающих восприятие товаров посетителями · Предоставление информации о потребительских свойствах и использовании товара · Информирование покупателя с помощью рекламы на месте продажи об обеспечении гарантий качества товара · Поддержание товарного запаса, не только обеспечивающего бесперебойное предложение прибыльных товаров, но и достаточного для выполнения отдельными товарами своих функций в соответствии с их статусом и ролью в технологиях мерчандайзинга
Ценовая политика: определение общей ценовой стратегии предприятия; разработка стратегий по каждой торговой марке; предложения ценовых способов стимулирования продаж · Обеспечение представления товаров в соответствии с их ценовой ориентацией и учетом психологических факторов восприятия цены посетителями торгового зала · Участие всех субъектов маркетинга в формировании цен на товары, разработка инструментов ценного стимулирования в рамках интегрированных кампаний по мерчандайзингу · Установление цены в соответствии со статусом и ролью товара (марки) в технологиях мерчандайзинга
Сбытовая политика: определение типа магазина и его специализации; предреализационные услуги · Разработка планировки магазина, расположения отделов в зависимости от статуса товарной группы и ее роли в мерчандайзинговом процессе и поведения посетителей в торговом зале · Представление различных групп, видов и марок товаров с целью создания максимальной привлекательности для целевого сегмента покупателей, с учетом факторов визуального мерчандайзинга, типа и специализации магазина · Создание атмосферы магазина, формирующей положительные эмоции и активизирующей покупательную деятельность · Использование рекламных средств на месте продажи
Коммуникационная политика: товарная реклама в СМИ; имиджевая реклама; реклама на месте продажи; промоушн-акции · Размещение рекламных материалов непосредственно в месте, где потребитель осуществляет оценку вариантов и выбор товара · Обучение и подготовка торгового персонала технологиям мерчандайзинга · Проведение совместных промоушн-акций производителей, промежуточных продавцов и розничных торговцев, ориентированных на внедрение технологий мерчандайзинга

 

Вопрос 5

Такой элемент комплекса маркетинга, как распределение, в сфере розничной торговли приобретает особое значение в силу своей значительности и содержательности. С одной стороны, данный инструмент маркетинга затрагивает проблему выбора мес торасположения конкретного магазина, с другой – определение формата магазина (сочетание форм и методов розничной торговли). Данная проблема стоит перед магазином лишь на первом этапе жизненного цикла. Далее приоритетной проблемой этого элемента комплекса маркетинга становится горизонтальное и вертикальное распределение в торговом зале (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Составляющие распределения в торговом маркетинге

Исходя из логики маркетинга-микс основная задача данного инструмента – обеспечение доступнос ти (достижимости) торговой услуги для потенциального потребителя. Легкость доступа к источнику торговой услуги (магазину) подразумевает не только его мес торасположение, но и график работы. К примеру, если потенциальный покупатель данной точки продаж предпочитает совершать покупки по дороге с работы, то если магазин уже закрыт, он никак не может воспользоваться его услугами, как бы ни привлекали его ассортимент, уровень цен или близость магазина.