Создание системы ценностей

Система ценностей и моделей поведения персонала за­крепляется в большей степени мифами и в меньшей — историей туристского предприятия. Такую диспропор­цию можно объяснить следующим образом. История фирмы представляет собой реальные, последовательно произошедшие события. Эти события сами по себе не всегда могут создать ценностные установки и принци­пы поведения для персонала, так как действительные факты можно истолковать по-разному или преподнес­ти в неприглядном виде.

Мифы, в отличие от истории, дают нужную интер­претацию реальным фактам, что-то корректируют, при­украшивают, делают акцент на каких-то положитель­ных моментах, скрывая нелицеприятные детали, создают идеал. Герой мифа — это, как правило, совер­шенный сотрудник с образцовым поведением, работа­ющий сверх нормы и получающий от своей деятельности удовольствие. Мифы демонстрируют эталон поведения, к которому должен стремиться персонал. Таким образом, мифы — это та же система ценностей и моделей поведения, только представленная в ярких и запоминающихся примерах, имеющих сильную эмоциональную окраску. Такие колоритные иллюстрации, направленные на чувственное восприятие, необходи­мы для закрепления ценностных установок и принципов поведения. Приняв разумом идеологическую уста­новку, сотрудник туристской фирмы знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а под воздействием мифа он не только знает, но и чувствует это.

Итак, подводя итоги, отметим, что атмосфера рабо­ты в туристских фирмах, уделяющих внимание раз­работке корпоративной философии и внутреннего имиджа, выгодно отличается от атмосферы фирм, не утруждающих себя в этом. В последних люди работа­ют только ради денег или карьеры. Коллектив таких предприятий разлагается сплетнями и нездоровыми слухами. Напротив, получение прибыли не является сверхзадачей для персонала туристских фирм с разра­ботанной корпоративной философией и сформирован­ным внутренним имиджем. Сотрудники этих фирм представляют собой сплоченную целостную команду, сосредоточенную на выполнении общего дела. Такой коллектив имеет систему ценностей и моделей пове­дения и следует ей.