Развитие славянской письменности

 

Развитие славянской письменности и культуры прерывалось несколько раз. Первый раз с приходом славян в Европу. Это произошло вследствие разрыва с традицией, вызванной исходом из Азии и борьбой по пути следования, а также длительной борьбой на новом месте поселения. Это произошло 12 тысяч лет назад в связи с резким похолоданием климата. Переселяясь в тёплые края, люди потеряли многие знания своих предков. Суровая природа заставила их бороться за выживание, и им было не до высоких материй. А когда опасность миновала, многие знания были утеряны, только частички их остались в народных преданиях. [8]

Эти остатки знаний и проявились в философских системах и религиях разных народов. В 2691г. до н.э. арийцы переселились в Дравидию (Древнюю Индию) из Беловодья и передали племенам дравидам и нагам знания, которые в видоизменённой форме стали основой философии и мифологии Индии. Второй раз в связи с хазарским игом, которому подверглись некоторые наши племена. Третий раз развитие нашей письменности было остановлено насильственным насаждением христианства Византией, особенно католицизм.

Фанатики – католики уничтожили знания погибших цивилизаций, древние библиотеки ценнейших рукописей: прошумерскую в Вавилоне, Александрийскую в Египте, разрушен архипелаг Санторин, кладовые папирусов в Фивах и Мемфисе, этрусскую библиотеку в Риме, сожгли храм – капище в Афинах, уникальную библиотеку в Царьграде, исчезли библиотеки Ярослава Мудрого и Ивана Грозного, манускрипты цивилизаций Майя, Инков и Ацтеков.[9]

Древний Киев был центром развития славянской письменности, где созданы известные ее памятники - "Остромирово евангелие" (1056-1057), Изборника 1073 и 1076 pp, представлявших собой собрание произведений греческих авторов богословско-философского, содержания ивключалы некоторые сведения природоведческого характера (например, названия месяцев у разных народов мира. В них приводились также многочисленные рисунки, (например, знаков зодиака.

Первая из известных на Руси библиотека была создана при Софийском соборе.

В Киеве переводилась литература из других языков. Это были произведения по всемирной истории, а также развлекательная литература ("Хроника" Георгия Амартола, "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, - "роман" "Александрия" об Александре Македонском и др.). Среди киевлян пользовались популярностью сборника под названием "Пчела", который помещали отрывки произведений Аристотеля, Платона, Сократа, Эпикура, Плутарха, Софокла, Геродота и других античных авторов. В Киеве были образованные люди. Так, князь Всеволод Ярославич знал пять языков. Свидетельством развития грамотности среди киевлян не только книжные памятники, но и многочисленные эпиграфические материалы (надписи на ремесленных изделиях, стенах храмов и т.п.).[10]

Летописи содержат сведения с географической сферы. В них приводятся названия далеких и близких стран: Бактрия, Британия, Эфиопия, Египет, Индия, Крит, Кипр, Сицилия и многие другие.

В практическом употреблении использовались знания по математике, необходимые в торговых операциях и строительных расчетах.[11]

 


 

Заключение

 

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Так как письменность является универсальным носителем информации, то любая деятельность в области религии, культуры и политики оставит в ней свой след, воспринимаемый не только в форме источника, повествующего об этих фактах, но и в виде структурных изменений в самой письменности. Восстановив эти многочисленные взаимосвязи, можно выявить причины, способствовавшие возникновению самой совершенной системы письма, когда-либо существовавшей в истории человечества

На определенном этапе возникла ситуация неустойчивого равновесия, которая рано или поздно для нашего региона должна была завершиться принятием одной из семитских письменностей. Наибольшие шансы были у еврейского и арабского письма, хотя на их основе могла сформироваться и новая, приспособленная письменность.

Несмотря на внутренние недостатки, новые виды письма или их графические варианты, как волны с промежутком около столетия, катились через горы Кавказа, распространяя свое влияние все дальше на Север.

Качественный скачок в развитии системы письма произошел с появлением современной буквенной системы письма. Возникновение буквенного письма - это величайшая информационная революция в истории человечества. Именно она сделала возможным возникновение христианства и его распространение как мировой религии.

 


 

Список литературы

 

1. Власов В.Г. Кирилл и Мефодий. – Б.м.: издательство общества «Энциклопедия Российских Деревень», 2009г.

2. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители: (Кирилл и Мефодий). — М., 2009г.

3. Гельб И.Е. Опыт изучения письма: (Основы грамматологии). — М., 2008г.

4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. — М., 2007г.

5. Кацпржак Е.И. История письменности и книги. — М., 2009г.

6. Ковтун Л.С. Азбуковники 16–17 вв. — Л., 2007г.


[1]Власов В.Г. Кирилл и Мефодий. – Б.м.: издательство общества «Энциклопедия Российских Деревень», 2009г.-С.120

[2] Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители: (Кирилл и Мефодий). — М., 2009г.-С.116

[3] Власов В.Г. Кирилл и Мефодий. – Б.м.: издательство общества «Энциклопедия Российских Деревень», 2009г.-С.131

[4] Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители: (Кирилл и Мефодий). — М., 2009г.-С.128

[5] Власов В.Г. Кирилл и Мефодий. – Б.м.: издательство общества «Энциклопедия Российских Деревень», 2009г.-С.64

[6] Кацпржак Е.И. История письменности и книги. — М., 2009г.-С.247

[7] Власов В.Г. Кирилл и Мефодий. – Б.м.: издательство общества «Энциклопедия Российских Деревень», 2009г.-С.204

[8] Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. — М., 2007г.-С.116

[9] Кацпржак Е.И. История письменности и книги. — М., 2009г.-С.116

[10]Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. — М., 2007г.-С.98

[11]Кацпржак Е.И. История письменности и книги. — М., 2009г.-С.177