Ожидаемые результаты обучения

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «История» включена в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование». Она занимает важное место в формировании его общенаучных, социально-личностных и общекультурных компетентностей. История как общественная наука тесно связана со всеми учебными дисциплинами, входящими в цикл дисциплин ГСЭ, но более тесные междисциплинарные связи должны быть установлены с такими дисциплинами, как философия, правоведение, политология, культурология, экономика, история и культура Урала.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

– основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

– периодизацию истории, хронологию основных событий средних веков, новой и новейшей российской истории; характеризовать место России на карте Европы и мира;

– особенности современного развития России и мира;

– причины и последствия мировых и локальных войн, крупных социальных движений, их влияние на геополитическое положение России, основные направления и события внешней политики Российского государства.

виды источников; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

В результате освоения дисциплины бакалавр должен уметь:

давать оценку деятельности выдающихся исторических личностей отечественной истории;

раскрывать географические, этнические, социокультурные факторы развития образа жизни, национальных взаимоотношений, религиозных верований, литературы и искусства народов России;

давать характеристику экономического, научно-технического развития России, своеобразия факторов динамики социально-экономических отношений, характеризовать национальные процессы (интеграционные и центробежные тенденции, стремление к суверенитету, сепаратизм), раскрывать ход этих процессов;

описывать социальную структуру русского общества; давать характеристику различным социальным группам, классам; показывать изменения социальной структуры и социальных взаимоотношений в различные эпохи отечественной истории, объяснять их причины;

определять этапы становления и развития российской государственности, характеризовать основные черты его внутренней политики и ключевые события политической жизни; раскрывать содержание наиболее значительных государственных реформ;

– характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории,

– выявлять исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни;

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе фрагментов исторических источников;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

– применять исторические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплиныбакалаврдолженвладеть:технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных знаний.

 

Изучение дисциплины «История» способствует формированию у бакалавра следующих общекультурных компетенций:

- ОК-1 – владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- ОК-6 – способен логически верно построить устную и письменную речь;

- ОК-8 – готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; готов работать с компьютером как средством управления информацией;

- ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- ОК-15 – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

- ОК-16 – способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

- ОПК-2 – владение способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

1. Содержание учебного материала позволяет определить место отечественной истории в мировом историческом процессе в раннее, классическое, позднее Средневековье, в новое и новейшее время. Такой подход позволяет раскрывать историю возникновения и развития Российского государства вплоть до сегодняшнего дня, с одной стороны, как историю «диалога культур» между различными странами и цивилизациями, другой стороны, как «конфликта культур», вплоть до военного противостояния между государствами.

2. В содержании курса реализуется системное представление о развитии Российского государства и мирового сообщества. Такой подход позволяет сформировать представление об обществе как сложной динамической системе, в которой все ее элементы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Нарушение этой взаимосвязи приводит к системным кризисам и крупным социальным конфликтам, как в национальном, так и мировом масштабах.

3. В основу содержания дисциплины заложен плюралистический характер оценок наиболее значимых исторических событий в науке. Такой подход позволяет формировать готовность принимать иное мнение, другое восприятие, что способствует развитию в обществе идейного и политического плюрализма. В процессе практической работы на семинаре студенты овладевают умениями вести полемику, дискуссию по социально-политическим проблемам истории России и мира.

4. Программа составлена на основе работ современных отечественных историков. Студенты знакомятся с трактовкой исторического развития России, представленной в новейшей учебной литературе, созданной авторами с учетом утвердившихся в мировой науке методологических подходов.

5. Программа курса предлагает сосредоточиться на ключевых моментах истории России, выявляющих присутствие в ней общемировых тенденций, национально-государственной и этнокультурной специфики. Наибольшее внимание уделяется вопросам российской государственности как системообразующего фактора; рассматривается влияние внутренних и внешних причин на развитие процесса становления государства. Вторым смысловым стержнем курса является проблема взаимоотношений государства и общества на различных этапах истории. Третий важнейший компонент – анализ культурных особенностей России в их единстве и многообразии.

6. Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа дополнительности: практические занятия конкретизируют и дополняют лекционный материал, не дублируя его. Практические занятия призваны содействовать выработке основных умений и компетенций бакалавра. Они дают возможность освоить основные принципы работы с разнообразными источниками, в том числе касающимися местной истории. Приобретенные умения и компетенции могут быть использованы в дальнейшей педагогической деятельности.